Уильям Шекспир против Эриха Топпа

В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он произвел нападение в светлое время суток, когда его подлодка в подводном положении проникла внутрь ордера конвоя. Наблюдая в перископ, Топп выбрал цель - большой, груженный танкер, после чего произвел торпедный выстрел. "Угорь" поразил цель, танкер загорелся. Однако после этого Топп больше никого торпедировать не смог. Вытекшая из торпедированного танкера нефть так заляпала линзу перископа, что нефтяное пятно на ней не исчезло даже после шестичасового пребывания подлодки под водой.

Так торпедированный танкер отомстил своему погубителю и прикрыл другие суда от торпед подводного аса. Но причем же здесь Шекспир? А название у торпедированного английского танкера было "Капулет" (Capulet)

На снимке тот самый танкер из морской ветви "семьи Капулети"

capulet
promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

«Приказываю: …расстрелять»

Не каждый генерал КГБ удостаивался чести быть персонально упомянутым в директиве начальника Генштаба Красной Армии. А вот наш выдающийся разведчик - начальник 3-го Управления КГБ СССР И.А. Фадейкин в такой ситуации оказался. Правда Иван Анисимович был тогда не генералом, а всего лишь замполитом 1162-го стрелкового полка, который в 1942-м держал оборону у Гжатска.

Именно 1162-й полк стал героем неприятной истории успеха немецкой разведки, которая 21-22 мая 1942-го захватила в плен 15 красноармейцев вместе с политруком Козловым. Подробности этого инцидента, ставшего известным на всех фронтах можете подчерпнуть из моей новой статьи.

https://warspot.ru/20061-prikazyvayu-rasstrelyat

на фото А.М. Василевский и И.А. Фадейкин
13

Ползущие под смертью

Ночью посетило вдохновение,
Вот и родилось стихотворение:

Ползущие под смертью

Был отдан приказ:
Языка взять к рассвету!
А в небе ночном висели ракеты
Их свет нам не друг, он мешает ползти
"Колючка" нас ждет в середине пути
«Здесь мины!» - тревожно нам молвил сапер
И снова со смертью возник давний спор
Но руки сапера сейчас не дрожат
Он опытный воин и храбрый солдат
Прошли мы «сюрпризы», «колючку» прошли,
А значит от смерти мы снова ушли
Броском до траншеи, а там часовой,
Но брать языка нам уже не впервой
Как черные тени мы тихо ползем
Приказ, есть приказ – мы одни не уйдем!
Тот фриц не успел ничего прокричать
Теперь его кляп заставляет молчать
Осталось немного – обратно уйти
Тут счет на секунды..
Рывок за рывком…
Мы тихо уходим к своим с языком
Но враг вдруг ожил, застучал пулемет
И снова разведка под смертью ползет…

19.07.2021

диверсанты

О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:
https://warspot.ru/19974-posledniy-pohod-otto-krechmera

Сделаю на эту тему необходимое дополнение
Командующий подводными силами справедливо отмечал в своем ЖБД то, что англичане догадывались о совместных действиях самолетов и субмарин. Действительно, английское Адмиралтейство об этом знало и немцы были бы удивлены на сколько хорошо англичане были в курсе этого вопроса, будучи даже осведомленными о скандале между командованием кригсмарине и люфтваффе.

Допрашивая пленных подводников, сотрудники разведотдела английского Адмиралтейства смогли разговорить немцев на эту тему. Видимо, здесь сработало правило, описанное еще Кожевниковым в романе «Щит и меч», когда представители одного рода войск не выдавали данные о себе, но охотно рассказывали о других родах войск.

В итоге, в мае 1941-го разведчики английского Адмиралтейства докладывали следующее:
«Было заявлено, что вице-адмирал Дениц – командующий подлодками, поссорился с фельдмаршалом Герингом из-за использования летающих лодок Фоке-Вульф Кондор, что привело к тому, что Геринг отказал Деницу в сотрудничестве с любыми «его» военно-воздушными силами.
Тогда (Дениц) через голову Геринга обратился к Гитлеру, который передал эскадрилью Кондоров, известную, как К.Г 40 под командованием майора Петерсена под непосредственное начало Деница.
Похоже, что Геринг хотел использовать Кондоры против англичан в Африке и попросил Деница вернуть эти самолеты. Когда Дениц отказался подчиниться, Гитлер позвонил по телефону и решил, что Дениц может оставить их себе, после чего Геринг удалился в Каринхалл (свою резиденцию) в дурном настроении.
С тех пор сотрудничество между подлодками и Кондорами значительно улучшилось.
Помимо нападения на суда, Кондоры, проводящие поиск целей, посылают адмиралу отчеты о положении, передвижении и составе английских конвоев и детали их эскорта». (с) С.B. 4051 (21)

Из указанной информации английского Адмиралтейства становится ясно, почему англичане считали появление над конвоем «Кондоров» предвестником ночной атаки «волчьей стаи».

На фото "яблоко раздора" люфтваффе и кригсмарине, прозванное Черчиллем "бичом Атлантики"
Fw200_C-1_maintenance_before_take_off

у гимна фламандских терций появился конкурент

Я наивно думал, что меня вряд ли, что то проберет сильнее, чем гимн терций Фландрии.


Но оказалось, что ничуть не хуже поднимает дух и столь же сильно пинает в задницу еще одна музыка. С ней я познакомился на спектакле "Корсиканка" в постановке Самарского Театра Драмы. Пьеса Иржи Губача весьма известна. Она повествует о днях заключения императора Наполеона на острове св. Елены.

Для музыкального оформления спектакля самарцы использовали творчество замечательной корсиканской группы "I Chjami Aghjalesi". Когда в нем наступил момент пробуждения Наполеона, на миг отбросившего от себя образ генерала Бонапарта, навязываемого ему англичанами и вновь осознавшего себя императором, на сцене врубили видеоряд сражения с марширующими французскими колоннами под песню "L'alma viva". И вот тут из меня вышибло все пробки! Реакция - до слез! захотелось встать и заорать: "Viva la France! Vive l’Empereur !"

А чтобы понять о чем я, просто послушайте эту песню. Исполняется на корсиканском. Перевода я не нашел, но само исполнение просто выворачивает на изнанку.

«Звезды кино. Они сражались за Родину» - премьера фильма

</lj-embed>

Друзья, анонсирую хороший документальный фильм об известных актерах - ветеранах войны, в создании которого ваш покорный слуга принимал участие. Возможно в него войдут фрагменты моего интервью об Алексее Макаровиче Смирнове, которое мы записали для фильма вместе с Самарафильм. Впрочем, смотрите его в любом случае. Премьера состоится сегодня на Первом канале в 00:30 (точнее 24 июня в 00:30 по Москве)

«Звезды кино. Они сражались за Родину». Документальный фильм. Анонс. Документальные фильмы. Первый канал (1tv.ru)

Сто грамм и Ленд-лиз

“Наркомовские сто грамм” прочно ассоциируются с историей Великой Отечественной. Ведь на фронте алкоголь был одним из средств, стимулировавших боевой дух красноармейцев и согревавших их в холода. Выдача водки на передовой считалась мероприятием, демонстрирующим заботу советского правительства о Красной Армии и служащим делу укрепления здоровья её бойцов и командиров. Однако во время войны эта мера не была постоянной, так как правительство регулярно её корректировало. Рассмотрим подробнее историю “наркомовских ста грамм”, правила их выдачи на фронте, а также попробуем ответить на вопрос, откуда в СССР взялось столько водки?

Подробнее об этом здесь:
https://fitzroymag.com/right-place/narkomovskie-sto-gramm-kak-vydavali-vodku-na-fronte

Алексей Макарович Смирнов - фронт и жизнь после фронта

Уважаемые друзья!
Вот и вышло мое интервью студии "Самарафильм", где рассказываю о боевом пути любимого актера Алексея Макаровича Смирнова. В нем упоминаю разные факты его боевой биографии, жизни после войны,, а также легенды, которыми обросла его личность после ухода из жизни.



Тех кому мой рассказ понравился прошу не только ставить лайк, но делать репост интервью. Пусть больше людей узнает о деталях службы на фронте и жизни после войны великого актера

Детектив на Волховском фронте

Малоизвестный факт из истории немецких карателей.
Кроме своей печально известной борьбы с партизанами и мирным населением, немецкие полицейские батальоны привлекались командованием вермахта для действий на передовой и ведения разведки.

В июне 1942-го командование Ленинградского и Волховских фронтов боролось с бардаком в службе наблюдения и боевого охранения своих войск. Приказы высокого начальства требовали устранить безобразия на передовой, так как из-за низкого уровня охраны переднего края немцы шлялись там, как у себя дома, порой проникая и глубоко в тыл советских войск. Однако, несмотря на ряд грозных приказов, исправить ситуацию не удалось и немецкая разведка продолжала действовать успешно, уводя в плен красноармейцев. Одним из примеров таких успехов стал разведпоиск 306-го полицейского батальона, когда каратели захватили в плен красноармейца Абрама Боева. Случай получил большую огласку - командованию 8-й советской армии даже пришлось проводить собственное расследование, вскрывшее нелицеприятные факты ротозейства и беспечности на некоторых участках ее обороны.

https://warspot.ru/19715-detektiv-na-volhovskom-fronte

10

Такого в кино про разведчиков вам не покажут

Пару лет назад я загадывал загадку на тему: кто злейший враг разведчика, где ответом было – сапер. Так вот у саперов все было взаимно.

Читаю доклад одного из полковых инженеров начальнику инженерной службы 85 сд и понимаю, как многого мы не знаем о разведке:

«При действии разведок саперы используются неправильно, о чем я неоднократно докладывал, заставляют приданных саперов ползти вперед на объект, а разведка ползет сзади метров на 20-30 и при обнаружении разведки, разведчики обычно убегают, оставляя одних саперов. Саперы используются не для проделывания проходов в своем минном поле,а для подбадривания разведчиков и принятия ударов саперам при их обнаружении (…)»

Ну а дальше следуют примеры такого безобразия, когда саперы шли впереди разведпартий и при их обнаружении разведчики удирали, бросая саперов одних. В результате, саперы несли потери и инженерная служба полка таяла на глазах, несмотря на протесты ее начальника:

00000137-1
Источник

Это характерный пример того , что командование частей в начале войны не понимало, что такое разведка и как ее нужно вести. Потребовалось немало времени и горькие уроки, чтобы понять ее процесс и отработать роли в разведке и взаимодействие во время нее.