Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

О U2511 и крейсере "Норфолк"

Помните эту историю?

"Внезапно 4 мая, когда «U-2511» под шнорхелем шла на позицию, Шнее получил приказ Деница о прекращении огня. И что теперь? Они часто обсуждали, что им делать, если война закончится, пока они будут в море. Один из офицеров предложил, чтобы они оставались в море, пока не закончатся припасы. Он приводил тот довод, что дома в такое время всё равно нечего будет есть и им неплохо будет дать себе отпуск на несколько недель. Другой офицер в шутку предложил, не махнуть ли в Аргентину и продать лодку за сколько дадут. Все на это засмеялись.

Но в этом была доля правды. На протяжении нескольких лет жизнь в побежденной Германии будет отнюдь не привлекательной. И Шнее проконсультировался со своим другом Зуреном, механиком, и они решили вернуться в Берген.

Через несколько часов после того как они легли на обратный курс, гидроакустик доложил, что слышит шумы винтов. Шнее осторожно подвсплыл на перископную глубину и глянул в перископ, и с его губ сорвались ругательства. На него шел крейсер в 10 000 тонн, сопровождаемый четырьмя эсминцами! Могло случиться использование торпедного оружия в мирное время! Охотничий инстинкт Шнее боролся со здравым смыслом. Если бы он не получал этого приказа о прекращении огня! Внезапно он принял решение атаковать крейсер и, не обнаруженный четырьмя эсминцами эскорта, приступил к подготовке атаки. Только когда настал момент выпустить торпеды, он команду «пли» заменил ругательством и ушел на глубину.

Вот такая это была единственная атака подлодки серии XXI во Второй мировой войне. Запоздалая".  (с)

Цитата из Вольфганга Франка "Морские волки"
Взято здесь:  http://militera.lib.ru/h/frank_w/12.html

schnee1
командир U2511 Шнее

ca_hms_norfolk_05_43
британский тяжелый крейсер "Норфолк"

В тэге у этой заметки будет стоять "сказки" так как речь пойдет о развенчании такого же стереотипа, как и в случае с историей гибели U1206 или "тайной" U534.

В целом,  описание вышеупомянутых событий призвано прежде всего охарактеризовать какое прекрасное оружие создали немцы. И хотя воспользоваться им  на практике не удалось, эта история должна дать понять, что бы было если бы.... И не менее важно, ввел эту историю "в свет" тоже немец, и достаточно непростой. ( О Вольфганге Франке можно прочитать вот здесь) Случай с "Норфолком" получил широкую известность и встречается он как в литературе, так и в Интернете.  В частности, информацию об последней атаке U2511 Адальберта Шнее можно встретить, как на Википедии, так и на маститом uboat.net. Хроника Юргена Ровера тоже не избежала этого.

Казалось бы при таком обилии ссылок на историю с U2511 и крейсером "Норфолк", нет причин не верить в то, что она была на самом деле. И тем не менее..

Как оказалось, первым, кто пошел в "крестовый поход" на этот случай с исторической точки зрения, тоже был немец. В декабре 1998 года в специализированном журнале ВМС Германии "MARINE FORUM" была опубликована статья немецкого исследователя Акселя Нистле, в которой автор подвергал сомнению версию Шнее-Франка. Нистле, которому его педантичность в работе с документами неоднократно помогала "раскалывать" различные тайны и загадки подводной войны, пришел к совершено иному выводу. Подвергнув тщательному изучению ряд документов, включая и вахтенный журнал "Норфолка", он выяснил ряд несовпадений и домыслов, которыми, как оказалась грешила версия Шнее-Франка.

Крейсер не имел сопровождения из эсминцев и шел на протяжении нескольких часов со скоростью 26-27 узлов к Скапа Флоу. Соответственно, никакого "противолодочного экрана" Шнее не прорвать не мог , потому что его не было. Эсминцы из группы сопровождения авианосцев ушли несколькими часами раньше.В своей статье Нистле пришел к выводу, что описание атаки крейсера имело множество не стыковок с реальными событиями и определенно является вымыслом или просто обыкновенной мистификацией ради создания грозного образа новой немецкой лодки XXI серии.

author_niestle
Аксель Нистле (Axel Niestlé)

Вполне естественно возникает вопрос - а кто такой этот Нистле и почему ему надо верить?
Этот автор практически не известен в нашей стране, не смотря на то, что является одним из авторитетнейших исследователей "Битвы за Атлантику" не только в Германии, но и во всем мире.  В 1998 году вышла его самая известная работа - "Потери немецких подлодок в течении Второй Мировой Войны: Детали их гибели" (German U Boat Losses During World War Ii: Details Of Destruction by Axel Niestlé). Эта книга стала фундаметальным трудом в котором автор рассмотрел все основные детали (кратко) "биографии" каждой немецкой подлодки времен ВМВ, включая даже недостроенные субмарины, которые были заказаны верфям командованием ВМС. С выходом этой в этом ракурсе завершилась "эра" Гренера и началась "эра" Нистле. В частности, сайт uboat.net очень серьезно опирается на данные Нистле, сделав его книгу одним из "столпов"  информации о немецком подводном флоте.  Многие современные исследователи и историки используют работы этого немецкого автора в качестве источника информации в своих книгах и статьях. Ваш покорный слуга в этом случае исключением не является.

41V595XVKSL._SL500_

Возможно многие удивятся, почему я не именую Нистле историком. Аксель закончил Берлинский технический университет, занимается частным бизнесом и история для него является прежде всего увлечением. В 1988 году Нистле присоединился к группе Гренера и с этого времени написал большое количество статей и книг о немецких подлодках , включая и вышеупомянутую работу.  Его деятельность на поприще исследования "судеб" немецких лодок привела к тому, что было пересмотрено как минимум 100 версий гибели субмарин, бытовавших с окончания войны.  В частности именно Аксель Нистле сыграл очень большую роль в помощи дайверам в идентификации, обнаруженой ими U869.  Думаю многие помнят эту необычную историю, впоследствии о которой была написана книга "Нырящие в глубину" и снят документальный фильм.  Нистле в последнее время часто показывают на исторических каналах, где он выступает частным консультантом по вопросам подводной войны.




Таким образом у меня есть нет причин сомневаться в том,  к какому выводу пришел Аксель Нистле  в отношении истории U2511и "Норфолка".. Зная Акселя 8 лет,  у меня в этом не осталось сомнений в том, что он редко бывает необъективен в своих исследованиях. Поэтому и эту историю можно сдавать в "архив" с пометкой "Сказка".

В завершении отмечу, что у меня не было в планах, так подробно рассказывать об своем коллеге. Но полагаю, что любители военно-морской истории должны знать о таких людях немного больше.

Как обычно над разбором темы корпел Владимир Нагирняк.
С уважением, ко всем моим читателям.
Tags: Подводные асы, книги, подводные асы, сказки
Subscribe

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Тоннаж Шепке…

    Вопрос с успехами подводного аса Йоахима Шепке и его награждением Дубовыми листьями весьма запутан. После своего третьего похода на U 100 сам…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Тоннаж Шепке…

    Вопрос с успехами подводного аса Йоахима Шепке и его награждением Дубовыми листьями весьма запутан. После своего третьего похода на U 100 сам…