Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Незарегистрированный пассажир

Сегодня в истории Битвы за Атлантику исполнилось ровно 70 лет со дня одного практически незаметного события, которое все-таки нужно вспомнить. "Смерть одного человека - трагедия, смерть миллионов - статистика" не знаю на сколько верно утверждение, что эти слова принадлежат И.В. Сталину, но данная фраза очень подойдет к теме моей сегодняшней заметке. Подводная война  была  немилосердна к своим жертвам, но иногда во время нее происходили такие вещи, которые действительно заставляют ужасаться происходящим событиям.

70 лет назад в этот день в Арктике гремели взрывы глуб. бомб, торпед и звучали залпы орудий. Союзники, возобновившие движение полярных конвоев после гибели PQ-17, только что закончили проводку очередного PQ-18 и вели обратно в Британию   остатки злосчастного 17-го конвоя, суда которого возвращались обратно в составе QP-14. Данный конвой, насчитывал в своем составе 20 судов и полтора десятка эскортных кораблей. Основной силой, которую противопоставили ему немцы была группа из 7-ми подводных лодок. Во время атак из под воды QP-14 с 20 по 22 сентября понес потери в виде 4 судов и 2 кораблей эскорта: тральщика "Леда" и эсминца "Сомали". Наиболее отличившимся командиром подлодки стал Зигфрид Штрелов с U435, потопивший указанный тральщик и 3 судна из 4: "Грей Ренджер", "Белингхем" и "Оушен Войс".  

"Оушен Войс" являлся судном коммодора конвоя Джона Даудинга, который исполнял те же функции на PQ-17. "Оушен Войс" пришел в СССР в составе PQ-16 и во время перехода в Мурманск был поврежден взрывом бомбы, но сумел добраться до порта. После нового выхода в море уже в составе QP-14 на судне Даудинга находилась советская торговая делегация в составе 25 человек, направлявшаяся в Англию. Согласно мнению авторов книги "PQ-17-конвой в ад" Пола Лунда и Гарри Ладлема, среди русских пассажиров были женщины и дети: "только русские женщины могли решиться на такое рискованное путешествие, и только русские мужчины могли им это разрешить" *
* цитата по П. Лунд, Г. Ладлем ""PQ-17-конвой в ад"  стр. 248



Рано утром 22 сентября, находившаяся в районе острова Ян Майен U435 Штрелова установила очередной визуальный контакт с конвоем. В 06:19 подлодка погрузилась и начала предзалповое маневрирование. В 07:18 Штрелов выпустил три торпеды из ТА I-III в ближайшее судно, которое оценил в 8000 тонн. Целью для торпед Штрелов, судя по всему, выбрал возглавлявший правую колонну конвоя "Оушен Фридом", но первые две торпеды прошли у него под носом и попали в судно коммодора "Оушен Войс", последняя торпеда поразила "Белингхем", который шел в правой колонне. (Описание расположений судов-целей может не соответствовать действительности, так как точная схема их расположения в конвое не известна). Через минуту Штрелов произвел второй залп - торпедой из ТА IV в большое судно на 12 000 т.  В 07:25 последовал последний залп, на этот раз из кормового ТА. Торпеды попала в цель, поразив флотский танкер "Грей Ренджер".

Таким образом U435 cумела торпедировать сразу три судна. За эти и предыдущие успехи Штрелов был месяцем позже награжден Рыцарским Крестом, став таким образом первым командиром подлодки, получившим эту награду за действия в Арктике.
strelow
командир U435 Зигфрид Штрелов
"Гад он, этот Штрелов. При этом он ребенка убил, новорожденного. По неведению, но тем не менее" (с) Nomat

Но вернемся к "Оушен Войс". Согласно многим источникам, экипаж и пассажиры судна не понесли никаких потерь после попадания торпеды. На момент отхода судна из Мурманска на его борту находилось 48 членов экипажа, включая капитана Гарольда Джеймса Кея, 10 артиллеристов, коммодор конвоя Даудинг и 5 членов его штаба и 25 пассажиров. После торпедирования судна весь экипаж, штаб комодора и пассажиры были сняты тральщиком "Сиагулл" и спасательным судном "Замалек". Однако, авторы ""PQ-17-конвой в ад" говорят, что на судне находился еще один незарегистрированный пассажир: 
"За 3 дня до этого одна из русских женщин, находившихся на корабле, родила ребенка. Сразу после попадания торпеды ребенка положили в чемодан, так как считали, что это будет безопаснее. Но тут в носовую часть корабля попала вторая торпеда, разрушив отсек, где размещались пассажиры, и чемодан пропал. Несколько человек потом утверждали, что видели, как волны вынесли ребенка сквозь огромную пробоину в борту «Оушн Войс".*
* цитата по П. Лунд, Г. Ладлем ""PQ-17-конвой в ад"  стр. 259-260

История с гибелью ребенка ужасна и достаточно необычная. К сожалению, трудно найти какие-либо другие свидетельства об этом случае. Некоторое недоумение вызывает, быстрота действий несчастной матери, успевшей положить ребенка в чемодан, так как время попадания торпед в судно не отличалось большим интервалом. Плюс не совсем понятно - если отсек был разрушен, то почему не пострадали пассажиры, ведь вряд ли мать оставила чемодан без присмотра. Вопросы, вопросы..  С одной стороны это может оказаться байкой-страшилкой, но так как опровергнуть Лунда и Ладлема не возможно, остается только гадать было ли это правдой. Если же все-таки ребенок на корабле присутствовал и действительно погиб, то это исключительно печальный факт.







Tags: Арктика, Подводные асы, книги, подводные асы
Subscribe
promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments