?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любопытно, что персона командира U81 Фридриха Гугенбергера вызывает к себе интерес любителей морской войны только двумя вещами: потоплением "Арк Ройал" и его загадочной смертью. В принцие, это заметку я изначально строил, как ответ на второй вопрос, который периодически задают на различных форумах, да и иногда мне лично. Но затем решил, что будет неверно говорить только об этом, так как личность Гугенбергера заслуживает упоминания также. Итак, некоторые факты из его биографии и карьеры.

Начну с самого публичного..
Если среди немецких подводников главными "чебураторами" были Шепке и Шеве (последний вообще не очень любил фотографироваться в анфас), то самая необычная прическа во всем подводном флоте была видимо у Гугенбергера - в отличии от своих коротко стриженных коллег, у него были длинные вьющиеся волосы. Карл Дениц смотрел сквозь пальцы на эту блажь своего подчиненного, но никогда не упускал возможности подколоть Гугенбергера на счет его прически.
Guggenberger_ Friedrich_Kapit__nleutnant
Любопытный момент можно подметить на снимке вручения наград фюрера асам морской войны - слева на право в шеренге: Мертен, Лют, Гугенбергер и Тёнигес на вручении им Дубовых Листьев к Рыцарскому Кресту.  На фоне лысеющих Деница, Мертена, Путкаммера и даже уже начинающего Тёнигеса, а также лысого Люта, Гугенбергер выделяется своей волнистой шевелюрой. :-)
Hitler in Kriegsmarine award ceremony. Merten, Lüth, Guggenberger & Tonniges



Гугенбергер, как потомственный военный моряк, другого выбора службы сделать не мог.  Его отец, лейтенант императорского флота сложил голову за Его Величество кайзера во время Первой Мировой. Герр Фридрих обладал весьма независимым характером и слыл нарушителем разных правил. Неуставная прическа, подход к пирсу на дизелях, а не электромоторах (как предписывалось) - все это ему было любо. Гугенбергер был весьма начитан и его знания выходили далеко за рамки необходимого для морского офицера. Вежливость и требовательность прекрасно в нем уживались. По природе Гугенбергер был очень вежливым человеком, но экипаж свой мог так тренировками загонять, что "мама не горюй". С другой стороны, он не всегда мог трезво оценивать ситуацию в бою и подвергал свою лодку излишнему риску.

Любопытно, что Гугенбергер являлся одним из тех, чьи умственные способности и практический опыт, были бы желательны для нового командующего Кригсмарине в 1943 году. В течении трех месяцев в 1943 году он служил штабным офицером в штабе ОКМ. Однако, когда "запахло жаренным", Дениц бросил в бой свою старую испытанную гвардию, так как ситуация мае 1943 года сложилась критическая. Петер Кремер писал в своих мемуарах, что Дениц на одном из совещаний своего штаба заявил, что ему требуются добровольцы для выхода в море вновь и "весь ряд "Рыцарских Крестов" сделал шаг вперед". Командующий указал пальцем на Купиша, Кремера и Гугенбергера, произнеся "Ты, ты и ты".

Гугенбергер был весьма деятельным человеком, что наглядно показал его последний выход в море. За первые недели похода, он буквально заново выучил экипаж новой лодки подводному делу, подняв его боевой дух на нужную высоту. Интересно отметить, что прежний командир был очень осторожным и совершенно не любил рисковать. Подняв, дух своего экипажа дерзкими действиями в первом же походе, он также и "уронил" его до минимальной планки в последующих. Дело дошло до того, что инженер-механика лодки списали на берег из-за нервного срыва (по слухам у него даже отказали ноги). Приход на лодку в качестве командира известного подводного аса в корне изменил ситуацию. Скучать своим подчиненным Гугенбергер не дал. По свидетельству, одного из выживших членов экипажа U513, переход лодки к Бразилии с точки зрения "учебы" был гораздо тяжелее, чем вся учебная подготовка на Балтике после вступления встрой. Сильно доставалось офицерам и фельдфебелям, если они не точно выполняли приказы командира. Но так или иначе, Гугенбергер превратил свой новый экипаж в "боевую машину", что сразу сказалось на его эффективности во время атак вражеских судов. Не смотря на неудачный финал этого похода, в нем лодка потопила судов больше, чем в трех предыдущих.

Другая сторона деятельной натуры Гугенбергера проявилась в его участии в побеге из лагеря военнопленных "Papago Park" (Аризона). 23 декабря 1944 немецкие военнопленные совершили массовый побег - 24 человека, включая четырех бывших подводных лодок. 6 января 1945 Гугенбергер и Фаслем (командир U595) были пойманы всего в 4 милях от мексиканской границы. Интересный факт, особенно с учетом того, что полтора года назад бывший командир U513 и U81 валялся в госпитале после операции (после гибели лодки Гугенбергер получил тяжелые ранения, как минимум перелом 4 ребер и лодыжки).

После войны, Гугенбергер занимался архитектурой, но после восстановления ВМС, вновь поступил на службу. В Бундесмарине он дослужился до контр-адмирала и вышел в отставку в 1972 году.  Гугенбергер был женат и имел сына. Во время войны его семья проживала в Берлине.

Теперь о том, что волнует так многих.
В ноябре 1987 году отставной адмирал переехал с женой в Эрленбах на Майне, где у них был дом. 13 мая 1988 года он попрощался со своей женой и вышел из дома на прогулку в лес. Более с того момента его никто живым не видел. Тело бывшего подводного аса было найдено лишь спустя два года в сильно истлевшем состоянии. Идентификацию трупа сумели произвести лишь по обручальному кольцу.  Его супруга скончалась раньше, чем было обнаружено тела её мужа - 21 января 1991 года. Не известно выдвигались ли какие-либо криминальные версии гибели бывшего адмирала. Наиболее вероятным представляется, что причина его смерти была естественна, так как страдал к этому моменту от синдрома Альцгеймера.  Дата смерти Гугенбергера была определена, как день его выхода из дома.
Основным источником информации на этот счет является книга "Тихие охотники" под редакцией Теодора Саваса, которая является сборником статей о подводных асах Германии. О Гугенбергере в нем писал американский исследователь из университета Бэйрола Эрик Раст.


Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
foto6x7
20 сент, 2012 05:28 (UTC)
"Сколько раз могли убить, а умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил."
kolyan68
20 сент, 2012 06:47 (UTC)
Спасибо.
На Uboat.net написано, что в первый раз он совершил побег из лагеря вообще в феврале 1944 г. - получается, где-то через полгода после ранения.
olt_z_s
21 сент, 2012 20:52 (UTC)
Да, побега было два.
Большой энергии был человек. :-)
madcap_barrett
20 сент, 2012 15:20 (UTC)
//// Скучать своим подчиненным Гугенбергер не дал. По свидетельству, одного из выживших членов экипажа U513, переход лодки к Бразилии с точки зрения "учебы" был гораздо тяжелее, чем вся учебная подготовка на Балтике... Не смотря на неудачный финал этого похода, в нем лодка потопила судов больше, чем в трех предыдущих.////

А что он творил в этом походе! Он нередко оставался в надводном положении (как это делали в первые годы войны) и "топил их всех", презрев воздушную опасность. За что в итоге и поплатился.
Впрочем, тому же Куппишу, который тоже не смог оценить многократно возросшую угрозу с воздуха, повезло еще меньше.

//// 23 декабря 1944 немецкие военнопленные совершили массовый побег - 24 человека ////

Поражаешься тому,что они сделали для побега - "эти командиры и более двадцати подводников из числа военнопленных прорыли туннель длиной 178 футов, причем часть его была пробита сквозь скалу"
numer140466
20 сент, 2012 16:51 (UTC)
Подводники-подземники.
olt_z_s
21 сент, 2012 20:57 (UTC)
Тогда многие опытные асы, которые после берега вышли в море за это поплатились. Ролльман, Шульце, Гугенбергер, Куппиш..
maxdianov
21 сент, 2012 15:45 (UTC)
Спасибо, очень интересно. Кстати сделал любопытное наблюдение - большинство известных командиров вермахта после войны выбрало карьеру архитектора или стоматолога.
olt_z_s
21 сент, 2012 20:57 (UTC)
Практика точных расчетов и действий :-)
crazykamcha
21 сент, 2012 20:33 (UTC)
Спасибо! Очень интересно! Как и все в Вашем журнале.
olt_z_s
21 сент, 2012 20:58 (UTC)
Благодарю за отзыв. Приятно..
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel