?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приветствую, ув. коллеги! 
Сегодня решил затронуть интересную тему, которая, выражаясь словами известного классика, будет касаться преступлений и наказаний. Причиной к этому послужило повторное чтение известного среди всех любителей военной истории романа немецкого писателя Вольфганга Отта "Стальная Акула" ( т.е. в правильном переводе "Акулы и маленькая рыбка"). Думаю, не стану исключением, если скажу, что книга Отта великолепна и в паре с "Лодкой" составляет прекрасный тандем. Но заканчиваю лирику и возвращаюсь к основной сути. В своей книге Отт часто касается темы наказания в Кригсмарине, через призму нелегкой службы его героев - Тайхмана и К.  Стало любопытно разобраться с системой наказаний в Кригсмарине в реальности.





Наказания в Кригсмарине, как на подводных лодках, так и на надводных кораблях были разделены на две категории: наказание от командира и наказание, вынесенное воинским трибуналом.

Наказания от командира (старшего офицера) суммируются следующим образом:
1. Лишение отпуска. Это наказание в своем максимальном плане могло быть применено к военнослужащему, лишив его полностью трехнедельного отпуска, но на практике это происходило нечасто, провинившемуся часто сокращали указанный отпуск на 8 суток.
2. "Мягкий арест":  Эта форма наказания влечет за собой заключение в карцер казармы на период не более двух недель, без ограничения в питании.
3. "Строгий арест": Эта форма наказания влечет за собой заключение на гауптвахте ВМБ на период не более трех недель с переводом на специальный "тюремный рацион", который подразумевал под собой выдачу арестованным только хлеба и воды в течении каждого третьего дня заключения.

Однако на практике командир давал не более 5-8 суток ареста.
Лишение отпуска являлось обычным наказанием за незначительные нарушения дисциплины. "Мягкий арест" обычно применялся при таких нарушениях, за уход в "самоволку" на короткое время, за дерзость или не приветствие старшего по званию. "Строгий арест" полагался за длительный "самоход", невнимательность во время несения вахты и скрытие факта заражения венерическим заболеванием. Выпивший матрос обычно избегал наказания за алкогольное опьянение, если только это не влекло за собой грубых нарушений воинской дисциплины и несовместимых поступков с точки зрения  воинской чести. Стоит отметить, что на небольших кораблях и подводных лодках провинившиеся члены экипажа свое наказание в виде заключения под стражу могли отбыть только по приходу корабля на базу. На больших кораблях эту проблему был призван решать корабельный карцер. Помимо вышеперечисленных наказаний, стоит также упомянуть о таком праве командира, назначить в виде наказания занятия строевой подготовкой.

Репутацию очень строгих командиров в подводном флоте имели Гюнтер Прин и Ганс Йенниш, их антиподами можно назвать Герберта Шультце и Роберта Гизе.

Некоторые пояснения по поводу отношения между командиром и экипажем.
 Так как служба на подводной лодке подразумевает под собой очень тесные отношения между нижними чинами и офицерами, нередко возникали различные неприятные ситуации при смене командира на субмарине. В частности, это выражалось в том, что если "новая метла" не принимала сложившиеся отношения между прежним командиром и командой и начинала "мести по новому" это не редко приводило к проблемам с дисциплиной и явному противостоянию экипажа с командиром. Как пример подобного - смена командира на U-177.  Сменивший Роберта Гизе, Гейнц Бухольц, наводя свои порядки на лодке, столкнулся с недовольством своей команды. Экипаж U177 состоял из опытных подводников, преданных своему прежнему командиру, который будучи весьма спокойным человеком, не стремился закручивать гайки, поддерживая со своей командой дружеские отношения. Во время его командования лодкой боевой дух команды U177 высок. Сменивший его Бухольц был жестким и властным офицером. Его методы поддержания дисциплины на лодке, включавшие в себя наказания за малейшие провинности, в корне отличались от методов Гизе. В результате, боевой дух экипажа упал и дошло до того, что команда, включая и офицеров, разделилась на два "лагеря" - сторонников Гизе и Бухольца. В данном случае, весьма уместно вспомнить знаменитый афоризм, рожденный экипажем знаменитой U552. Сменивший  известного аса Эриха Топпа, офицер по фамилии Попп не мог сравниться по авторитету и опыту со своим предшественником. "Попп не Топп" - говорили на U552 после того, как новый командир принял командование над лодкой.

Военный трибунал рассматривал дела о серьезных нарушениях дисциплины, которые не могли быть рассмотрены кратко.
Военный трибунал мог осудить провинившегося на заключение в специальный дисциплинарный лагерь, расположенный в Хеле, аналог дисциплинарного батальона. Обычно срок отбытия наказания в лагере по приговору трибунала мог составлять от 5 до 8 месяцев, но трибунал дать и больше - до двух лет или до "конца войны". В случае вынесения трибуналом смертного приговора, осужденный так же этапировался в Хелу. Заключение в него считалось на флоте очень позорным наказанием и после отбытия своего срока заключения у осужденного практически нет шансов вернуться на корабль. После окончания срока отсидки освобожденные распределялись в морскую артиллерию и другие береговые службы. Условия в дисциплинарном лагере в Хеле очень тяжелые, приводящие к деградации любого заключенного - неосвещенные бараки, лишенные любых удобств, вместимость которых рассчитана на 1000 человек. Администрация и служба охраны лагеря состояла из войск СС. Заключенные были лишены права получать какие-либо передачи и письма из дома и практически не имели связи с внешним миром. Как и в других тюрьмах заключенные заняты трудом, ежедневный рабочий день длиться с 6.00 утра до 17.00 дня.

Как примеры осуждения военным трибуналом за совершенные проступки и не только
Подсудимый  матрос был приговорен к 18 месяцам заключения за кражу меди с корабля для использования её в личных целях.
Подсудимый матрос был приговорен к 9 месяцам заключения за ограбление продовольственного склада
Подсудимый матрос был приговорен к 4 месяцам заключения за кражу консервированных сардин.

Любопытный случай произошел в Бергене. Командир U563 был приглашен с другими офицерами к немецкому консулу на торжество. После окончания вечеринки офицеры возвращались к своим кораблям. В это время на берегу находилась большая группа моряков, которые тоже развлекались. Среди них был старшина с U563, который баловался с маленьким пистолетом. Произошел случайный выстрел и пуля пробила насквозь ногу командира рамбота, который возвращался от консула. Этот случай получил широкую огласку и командир U563 получил приказ отдать под суд виновного за ранение офицера и незаконное хранение оружия.

Конфликт между офицерами на U761 привел одного из них к военному трибуналу.
Находясь в Тронхейме инженер-механик лодки лейтенант-инженер Аммон оскорбил своего командира Гейдера во время вечеринки. С самого начала совместной службы оба офицера не питали к друг другу теплых чувств и видимо перебрав ликеров, Аммон пустил по "матушке" командира субмарины. Последний подал рапорт, инженер-механика арестовали и отдали под трибунал, который приговорил его трем месяцам тюрьмы с понижением звания.    

Исключительно интересный эпизод из истории 9-й флотилии. Экипаж U409 во время отдыха на берегу умудрился перещеголять всех своих коллег в плане выпивки и дурной энергии. Подобное поведение весьма сильно возмутило командира флотилии Лемана-Виленброка, которой потребовал у командира лодки наказать своих людей. Последний выявил неповиновение и отказался это сделать. В результате, Леман-Виленброк отправил самого командира U409 на "губу" на двухнедельную отсидку.

Во время второго похода на U607 между командиром и инженер-механиком вспыхнул открытый конфликт.  Точную причину назвать не смогу, но кажется между обоими офицерами во время атаки гл. бомбами возникло непонимание в результате которого, лодка сначала провалилась глубину, потеряв управление, а затем после продутия всех цистерн выскочила на поверхность.  Фортуна к немцам благоволила, так как было уже достаточно темно и лодка осталась незамеченной кораблями противника. Спустя несколько часов прямо в ЦП разгорелся настоящий скандал, в присутствии рядовых членов и военного корреспондента, находившегося в качестве гостя, командир и механик не стесняясь в выражениях, обрушились с обвинениями друг на друга.  По приходу лодки на базу, Менгерсен подал рапорт о неповиновении своего лейтенант-инженера Русса. Последний был отдан под трибунал, который приговорил его к 8 месяцам заключения в крепости, 4 месяцам тюрьмы и увольнению со службы. Правда в последствии Русс был помилован, так как в конце войны он  исполнял обязанности инженер-механика на U149 в чине оберлейтенант-инженера.

Вероятно самый интересный случай дисциплинарного наказания связан с командиром U210 Рудольфом Лемке, так как данный офицер был приговорен трибуналом к 3 месяцам заключения в лагере Хелы за явное превышение своих полномочий. Лемке был участником Норвежской кампании, так как в этот период проходил службу на эсминце Z-22 нв должности артиллерист.офицера. После гибели его корабля, он вместе с другими членами экипажа принимал участие в обороне Нарвика. После окончания Норвежской кампании до октября 1940 занимал различные должности на берегу. В октябре того же года был назначен на зенитную батарею, где с ним произошел неприятный инцидент который разбирал военный трибунал, приговоривший Лемке к исключению из списков флота и 3-х месячному заключению в дисциплинарном лагере Хелы. Причина этого заключалась в том, что застав одного из артиллеристов спящим на посту, Лемке избил его на построении личного состава батареи, мотивировав свои действия так: "Я мог бы отдать тебя под трибунал, но я этого не сделаю. Я сам накажу тебя".  Командование ВМС не одобрило такое "наказание" и Лемке отдали под суд. 25 октября 1940 года подсудимого этапировали в Хелу. Однако после отбытия наказания, бывший лейтенант цур зе продолжил службу во флоте. В конце января 1941 он был переведен в личный состав 3-й флотилии рамботов, а в апреле того же года был восстановлен в звании и вернулся на службу. В конце весны 1941 он был отправлен консультантом в Румынию, после чего его перевели в подплав.

Случай с Лемке интересен прежде всего тем, что он вероятно является единственным исключением правила, которое существовало по отношению к бывшим осужденным дисциплинарного лагеря. Он не только был восстановлен в звании, но и вернулся к службе на кораблях. Вероятно, на его судьбу могло повлиять такое обстоятельство, что он был опытным и заслуженным офицером, награжденный ЖК 2-го класса, Знаком Миноносника и нашивкой за Нарвик. Таким образом герой Нарвика вернулся обратно на флот. Сам Лемке не скрывал своего "падения", во избежание появления различных слухов об этом периоде его жизни.  Став подводником и впоследствии командиром лодки, Лемке вел себя прилично, но особым авторитетом у коллег не пользовался. Был склонен к употреблению алкоголя.

Закончив свой краткий разбор данной темы, могу сказать, что, к сожалению, она не изобилует подробной информацией и требует дополнительного исследования. Однако, надеюсь, что мне удалось в рамках этой заметки познакомить вас с некоторыми нюансами нарушения дисциплины и последующих за них наказаний в немецком флоте. Приводя примеры с нарушителями, я сознательно не касался таких громких "дел", как осуждение трибуналом на смерть командиров U154 и U572, решив, что стоит уделить внимание малоизвестным эпизодам, которые также весьма интересны.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк


promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
foto6x7
27 авг, 2012 05:30 (UTC)
Очень познавательно. Спасибо.
olt_z_s
27 авг, 2012 18:27 (UTC)
Пожалуйста.
iksanov
27 авг, 2012 06:03 (UTC)
Было занятно прочитать, спасибо! Можно сказать, что для условий военного времени очень мягкая система наказаний оказалась на практике.
olt_z_s
27 авг, 2012 18:35 (UTC)
Пожалуйста. Отчасти это может быть обусловлено тем, что первоначально состав флота формировался из добровольцев, что позволило отбирать грамотные и необходимые кадры. Позже ситуация несколько изменилась. То есть "рубить головы" там не требовалось, состав был сознательный.
filibuster60
27 авг, 2012 07:23 (UTC)
Спасибо!
olt_z_s
27 авг, 2012 18:29 (UTC)
На здоровье! ;-)
metaloleg
27 авг, 2012 07:24 (UTC)
Спасибо! Под килем явно не протаскивали :)
olt_z_s
27 авг, 2012 18:33 (UTC)
Пожалуйста!
anykei
27 авг, 2012 07:53 (UTC)
Интересно, а вот этот эпизод из Das Boot, когда капитан хотел пристрелить запаниковавшего механика имел какую-то реальную подоплеку?
olt_z_s
27 авг, 2012 18:37 (UTC)
Буххейм сильно беллетризировал многие события и поэтому его произведение не пользовалось популярностью у ветеранов. Лично мне подобный случай не встречался. Возможно, как и много другое было введено в роман для остроты.
Erick Murkin
27 авг, 2012 16:50 (UTC)
Интересно. Большое спасибо!
olt_z_s
27 авг, 2012 18:30 (UTC)
Пожалуйста!
maxdianov
27 авг, 2012 18:53 (UTC)
Спасибо,очень интересно!
olt_z_s
29 авг, 2012 10:19 (UTC)
Пожалуйста!
altyn73
29 авг, 2012 08:55 (UTC)
подскажите, это правдивая история или байка?
http://rybandr.livejournal.com/57740.html
olt_z_s
29 авг, 2012 10:21 (UTC)
что именно Вас в этом рассказе интересует?
(без темы) - altyn73 - 29 авг, 2012 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olt_z_s - 29 авг, 2012 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - altyn73 - 29 авг, 2012 14:37 (UTC) - Развернуть
Столкновение - igor_ktb - 30 авг, 2012 04:06 (UTC) - Развернуть
madcap_barrett
29 авг, 2012 11:36 (UTC)
////U154///

А Куш был еще тот юморист... Вот одна из его "невинных" шуточек:
„Was haben das deutsche Volk und ein Bandwurm gemeinsam? Sie sind beide von brauner Masse umgeben und ständig in Gefahr, abgeführt zu werden.“ - Что общего между немецким народом и кольчатым червем? Оба находятся в коричневой массе и постоянно рискуют быть выдавленными.
(без темы) - madcap_barrett - 29 авг, 2012 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olt_z_s - 29 авг, 2012 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - madcap_barrett - 29 авг, 2012 20:53 (UTC) - Развернуть
madcap_barrett
29 авг, 2012 12:01 (UTC)
Бывали случаи наказания членов экипажа со стороны командира ПЛ прямо во время похода. Например, можно вспомнить эпизод, когда Херберт Вернер за полное служебное несоответствие отстранил своего главмеха от исполняемых обязанностей и тот до конца похода находился на ПЛ в качестве гостя (ну или балласта :)
maxdianov
29 авг, 2012 15:18 (UTC)
Это цветочки и главмеху повезло. Апофеозом немецкой дисциплинарной практики наверно является случай, когда известный немецкий ночной ас-истребитель, князь Зайн-Витгенштейн заставил своего радиста стоять по стойке "смирно" прямо в кабине самолета ( и дал трое суток ареста), за то что тот потерял цель на радаре. И это внутри строя английских бомбардировщиков, на высоте 5000м. А в конце этого боевого вылета, после сбития 3 бомберов, представил радиста к ЖК 1 класса.
(без темы) - olt_z_s - 29 авг, 2012 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olt_z_s - 1 сент, 2012 12:36 (UTC) - Развернуть
maxdianov
29 авг, 2012 15:26 (UTC)
Кстати, а как быть со случаем на "Виддере", когда Руктешелль застал вахтенного офицера лейтенанта цур зе Шарнберга спящим? Галыня пишет, что был создан специальный трибунал, который вопреки мнению командира, требовавшего смертной казни, понизил офицера в должности на три года и лишил патента капитана торгового флота. Непонятно - был ли трибунал образован самим Руктешеллем и имел ли он на это полномочия или он изначально предусматривался на таких кораблях.
olt_z_s
29 авг, 2012 19:54 (UTC)
Здесь бы надо попросить "в студию" автора и уточнить у него детали.
Витя! ты нам нужен :-)
(без темы) - maxdianov - 31 авг, 2012 14:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olt_z_s - 1 сент, 2012 12:34 (UTC) - Развернуть
maxdianov
1 сент, 2012 14:55 (UTC)
Честно говоря, с трудом представляю, как можно было служить и жить после разжалования с такой статьей. Все сайты о "герое СС", действительно харизматичном Йохене Пайпере, глуховато обходят молчанием, что брат истинного арийца и мужа секретарши Гиммлера, покончил с собой, как только всплыла его гомосексуальность. А тот жил дальше и ни словом об этом не обмолвился. Характерно, как выразился Геббельс о идее "народной армии" продвигаемой Ремом и его штурмовиками - "это была совершенно правильная идея,но нельзя было доверить ее осуществление гомосексуалисту и наркоману". А гетеросексуалам элиты рейха это значит оказалось не под силу.
Что, касается Руктешелля, это очень интересная фигура, хотя бы тем, что был подводником и оказался в одном ряду с Экком. Но его мотивы и личность далеко неоднозначны и требуют отдельного разговора. Возможно у него были реальные проблемы с головой, от которых он лечился в Пейпинге и тогда он получается аналог Брейвика.
olt_z_s
1 сент, 2012 15:25 (UTC)
Ну судьба упоминаемого мною человека, мягко говоря не сложилась. Он был сослан на тральщики, где и погиб. На флоте к подобным людям относились, мягко говоря, не очень. Намек на подобные наклонности или еще хуже обвинение в этом влекли для себя тяжелые последствия и с точки зрения наказания и с точки зрения офицерской чести. Один коррветтенкапитан будучи обвиненным в гомосексуализме застрелился. И всего лишь хлопнул матроса по заднице.
на сколько я помню Руктешелля мы когда-то уже разбирали, но причин его обьявления военным преступником так и не нашли.
(без темы) - maxdianov - 1 сент, 2012 16:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olt_z_s - 1 сент, 2012 16:11 (UTC) - Развернуть
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel