?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Побег от Томми"

Приветствую, ув. коллеги!
Давно хотел посвятить заметку этой интересной теме, но руки до неё дошли только сегодня. Вероятно, вы уже догагадались, что речь в ней пойдет о побегах из плена. Те из вас, кто внимательно читал труд К. Блэйра и книгу Т. Робертсона помнит о том, что попавшие в плен немецкие подводники часто совершали побеги из лагерей военнопленных в Британии, США и Канады. Практически все они оказались неудачными, но были исключения. Так вот сегодня речь пойдет именно об исключениях..

В 1941 году немецкие подводники были редкими гостями в британском плену, так как и лодок у Германии еще было мало, да и тонули они крайне неохотно. Разведотдел британского Адмиралтейства был всегда рад получить информацию от таких "гостей" и крайне скрупулезно относился к сбору оной от пленных немцев.  В апреле того же года британцы во время допроса экипажа одной из лодок, ставших жертвами "черного" марта, отметили интересую вещь:

      "Во время допроса экипажа данной лодки среди пленных было замечено наиболее осторожное и недоверчивое поведение, которое явно выделяло их из любой партии пленных, допрошенных до настоящего времени. Многие пленные подводники из экипажа этой лодки дали понять, что их настоятельно предостерегали от неосторожного поведения на случай пленения и давали советы, как избегать ответов на возможные вопросы во время допроса.
        Было очевидно, что такое поведение было следствием систематической работы, проведенной с ними еще на берегу до выхода в море.
        Подобное поведение пленных во время допроса стало следствием того, что некоторые немецкие военнопленные, уже прошедших процедуру допроса, бежали из плена несколько месяцев назад и добравшись до Германии, рассказали о методах допроса пленных британцами, о местах содержания пленных и сотрудниках британской разведки, занимавшихся работой с пленными.
      Это подтверждается тем фактом, что правительство Германии недавно сделало запрос дип. миссии Швейцарии в Лондоне о возможности официально посетить представителями Германии лагеря военнопленных, где проводятся допросы.
      В сентябре 1940, старшина, который был захвачен в плен 25-го февраля 1940, во время гибели U63 и уже испытавший на себе процедуру допроса, бежал с транспорта, перевозившего пленных, в заливе св. Лаврентия. Во время перехода через океан он все время занимался плаванием в корабельном бассейне. Спрыгнув за борт, он сумел достичь берега, раздобыл новую одежду и  сумел добраться до границы США, где был взят под защиту немецким консулом, который сумел обеспечить ему возвращение в Германию через Японию и СССР.
       Было очевидно, что побегу этого человека помогали другие военнопленные, которые снабдили его собранной информацией. Вне всяких сомнений, что после возвращения беглеца в Германию все полученные от него данные будут тщательно изучены разведкой немецких ВМС, которая будет обладать множеством ценной информации о судьбе U63, допросах её команды и местах её содержания.
      Вполне очевидно, что командование немецких ВМС не забыло проинформировать экипажи лодок и другой персонал на счет деталей и "ловушек"  британских допросов.
      Этот сбежавший подводник недавно выступал по немецкому радио с рассказом о своих приключениях, в котором сделал множество несоответствующих действительности заявлений на счет содержания пленных в британских лагерях и методов обработки военнопленных.
"

Данный случай с побегом вызвал мое любопытство, что стимулировало меня на попытку установить имя беглеца и подробности его побега. Удалось выяснить следующее.. Оказалось, что история этого побега могла быть связана с транспортировкой из Британии в Канаду золота и ценных бумаг. В июле 1940 года для этого из Англии был отправлен специальный конвой: польские лайнеры "Баторий", "Собеский" и британский лайнер " Монарх оф Бермуда" под охраной линкора "Ревендж" и легкого крейсера " Бонавентуре".  Британцами в данном случае были предприняты дополнительные меры безопасности, заключавшиеся в том, что вышеупомянутые лайнеры должны были также перевезти в Канаду партию немецких пленных. Проще говоря, британцы решили прикрыть транспортировку золота военнопленными, открыто транслируя это в прессе (разумеется огласке придавался факт перевозки пленных, а не золота), что должно было дать дополнительные гарантии защиты конвоя от нападения на него германской авиации, рейдеров или подводных лодок.  Между 3-м и 5-м июля 1940 года на "Собеский" вместе с золотом и другими ценностями принял на борт 1700 человек (пленные немецкие моряки и летчики+охрана), "Баторий" был загружен золотом и имел на борту 745 пассажиров (судя по всему пленных на нем не было). Конвой покинул Англию 5-го (8-го?) июля и пересек Атлантику к 12 июля. "Баторий" разгрузился в Галифаксе 13 июля, "Собеский" 15-го июля в Квебеке, где военнопленные и "специальный" груз были выгружены.  Затем оба судна возвратились в Англию в составе конвоя ТС-6. Сам же "золотой" конвой персонального номера не получил.

Но вернемся к главному персонажу этой истории. Оказалось, что сбежавшим с "транспорта"  немецким старшиной с U63 оказался машинистмаат Вальтер-Курт Рейх (Walter-Kurt Reich).   Вернувшись в Германию Рейх после общения с немецкой разведкой разумеется попал в поле зрения доктора Геббельса, который устроил ему ряд выступлений по радио (о чем писали в своем отчете британские разведчики) и стал инициатором выхода книги Рейха под громким названием "Побег от Томми" (Dem Tommy Entwischt). Книга разумеется была написана в пропагандистском ключе. Стоит отметить, что подобный побег из плена в Канаде совершил немецкий летчик-истребитель Франц фон Верра, который сумел "уйти" с этапа, спрыгнув с поезда и добраться до границы США. Любопытно отметить, что сбежавший на полгода раньше Рейх прибыл в Фатерлянд всего на пару месяцев раньше фон Верра, так как последний был доставлен в Германию более кратким путем (Мексика, Южная Америка, Испания). Рейху же пришлось делать практически кругосветное путешествие через Японию и Советский Союз. Правда оба беглеца получили разную дозу почестей.. фон Верра за свой побег получил из рук фюрера Рыцарский Крест, Рейх же такой высокой награды почему-то удостоен не был.

Единственное на что стоит обратить внимание на несовпадение времени когда был произведен побег Рейха. В британском отчете дата время побега указано, как "сентябрь" 1940, но возможно предположить, что это могло быть ошибкой, так как вероятнее всего побег Рейха был связан именно с вышеуказанным "золотым" конвоем и старшина сбежал именно с лайнера "Собеский", перевозившего в Канаду большую партию пленных. Разумеется данная информация требует дальнейшего уточнения, что впрочем никак не повлияет сам факт совершения побега Рейхом, ставшего первым из немецких военнопленных успешно бежавшим из Канады и сумевшего добраться до Германии. Разумеется стоит обратить внимание на тот факт, что подобное могло иметь место пока США сохраняли нейтралитет, что позволяло пленным добраться до их границ.


Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк..
promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

olt_z_s
18 июн, 2012 16:14 (UTC)
Я не разбирал для себя подробно случай с Верра, но я думаю, что подробности его побега должны быть достаточно хорошо освещены. Даже страница Вики (разумеется английская) изобилует информацией. В данном случае, показательным является тот факт, что фон Верра достаточно хорошо освещен с информативной точки зрения, а вот по Рейху почему-то информация практически отсутствует. И если бы не запись в английском документе, я сам бы ничего не знал о нем до сих пор.

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel