Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Командир - суверен на своей лодке"

Если у нас командиры в каютах пожары устраивали, то у немцев тоже не все слава Богу в этом плане было. Как пример с другого ракурса дам описание ситуации с дисциплиной у командира подводной лодки U379 корветтенкапитана Пауля-Хуго Кеттнера. Начну с краткого описания его карьеры офицера военно-морского флота Германии.

Капитан-лейтенант Кеттнер
источник фото: www.uboat.net


Кеттенр был призван на флот в 1933 году в возрасте 20 лет.  Детали его службы до перевода на подплав не точны. Предположительно, молодой лейтенант цур зее (звание ему было присвоено 1 октября 1936) в 1937 году попал в морскую авиацию, где прослужил до 1939 года. С началом войны, в октябре 1939 он переводиться в подплав, где в течении года проходит обучение, включая и курсы командиров подводных лодок. В октябре 1940 Кеттнер получает под свою руку учебную "двойку" U142, на которой спустя год совершает на Балтике 3 боевых похода с началом Великой Отечественной войны.  В октябре 1941, уже в звании капитан-лейтенанта, Кеттнер назначается командиром на достраивающуюся "семерку" U379, которую принимает у верфи 29 ноября 1941. После полугодичного курса подготовки и испытаний U379 приписывается к 1-й боевой флотилии ПЛ, базировавшейся к тому моменту на Брест. 25 июня 1942 лодка выходит из Киля в свой первый боевой поход в Атлантику, где через полтора месяца гибнет к югу от Гренландии, пав жертвой британского корвета "Дианфус". Из экипажа лодки удается выжить лишь 5 подводникам, среди которых командира лодки не оказалось.

Кеттнер был заслуженным офицером и имел такие награды, как Испанский Крест, ЖК обоих классов, Знак Подводника и т.д. Но вот командиром, как оказалось, он был специфичным.. Его выжившие подчиненные дали ему просто убийственную характеристику. Кеттнер был крайне непопулярен среди своего экипажа, его описали, как неумелого, придирчивого и ленивого командира. Большую часть каждого дня, он проводил, бездельничая, в пижаме на своей койке, постоянно придираясь к подчиненным и угрожая им смертной казнью за самые незначительные проступки.  Кеттнер был суеверен и даже отказывался атаковать цель, по пятницам. Одной из главных его слабостей было чрезмерное тщеславие, которое он выражал развешиванием приказов и предписаний по всей лодке за подписью "капитан-лейтенант Кеттнер", среди которых могли фигурировать такие, как " Этот стакан не имеет причин быть взятым с моего стола".
   
Свой день командир субмарины начинал  утреннего кофе, который кок нес ему в "постель" к 8-00. После этого Кеттнер слушал радио до 9-00 и раздавал уже заранее приготовленные инструкции и циркуляры, после чего погружался в сон до полудня.  К 12-00 его снова будили для того, чтобы накормить обильным завтраком, при этом командир всегда настаивал на большом количестве конфет для него. После приема пищи Кеттнер снова слушал радио до 14-00 и вновь отходил ко сну, который длился до 16-00. После очередного пробуждения командир снова вкушал кофе и работал с документами до 19-00. После этого до 20-00 он принимал пищу, сдабривая её слушанием музыки. До времени наступления его вахты (в полночь) Кеттнер снова отлеживался на койке. К полуночи он поднимался на мостик на час, перед чем вкушал кофе, пиво, консервированную спаржу и кексы. По прошествии часа его вахты, командир вновь одевал пижаму и растягивался на койке, чтобы составить очередные циркуляры на завтрашний день.

В результате, командир фактически устранился от командования лодкой, возложив эти функции на своего первого вахтофицера и инженер механика. Последние, не смотря на свой молодой возраст, были весьма деятельны и популярны среди экипажа. Но на командира повлиять они никак не могли. Дисциплина же держалась на фельдфебелях и ветеранах-старослужащих, среди которых некоторые имели за плечами по 7-8 боевых походов. Ситуация сложившаяся на U379 прежде всего не устраивала сам экипаж лодки и дело дошло до того, что команда собиралась подать рапорт на своего командира вышестоящему начальству по приходу лодки на базу из похода.

Честно говоря, занимаясь изучением истории немецкого подплава, я сталкивался с разными проявлениями ослабления дисциплины и разногласиями между командиром и экипажем. Не все у немцев в этом плане было слава Богу!  И несчастный Раммлов с U570 далеко не худший вариант немецкого командира.. Были случаи, когда командир отдавал своего инженер-механика под суд за разногласия, были случаи, когда старослужащие-ветераны отказывались пожать руку свое командиру, были случаи, когда экипаж считал своего командира не офицером, а продавцом из обувного магазина.. все это было.. Но вот история с Кеттнером это что-то из ряда вон выходящее. Конечно, стоит отметить, что экипаж U379 мог  сильно не любить своего командира и выжившие подводники нарасказывали о нем сказок, но если даже хоть частично это могло бы подтвердиться, то это все равно вызывает большое удивление, как такой офицер мог командовать лодкой.

Разумеется тем, кто более менее знаком с немецкими офицерами-подводниками, которые обычно представляют собой лицевую часть немецкого подплава случай с командиром U379 покажется удивительным. Да.. Разумеется многие подводные асы, такие как Топп, Лют, Хардеген, Шультце и другие вряд ли бы добились таких успехов, если бы не сумели стать для своих экипажей тем, что сплачивало их во время боевого похода. Как говориться в немецком корабельном уставе: "Командир - суверен на подлодке"... Но кажется командир U379 воспринял эти слова буквально в средневековом смысле..
Tags: БЫТ, Дисциплина, командиры
Subscribe

  • Семья барона фон Тизенгаузена

    Братья фон Тизенгаузены У остзейского барона Герхарда фон Тизенгаузена было три сына. На снимке слева направо: стоит Ганс Альберт, сидит Ганс…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…

  • Невезучий "Морской Лев"

    «Командир субмарины» Бена Брайанта читали? Вот у него 80 лет назад был очень несчастливый день. 29 июля 1940-го его субмарина…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Семья барона фон Тизенгаузена

    Братья фон Тизенгаузены У остзейского барона Герхарда фон Тизенгаузена было три сына. На снимке слева направо: стоит Ганс Альберт, сидит Ганс…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…

  • Невезучий "Морской Лев"

    «Командир субмарины» Бена Брайанта читали? Вот у него 80 лет назад был очень несчастливый день. 29 июля 1940-го его субмарина…