Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

5 сентября 1939. «Royal Sceptre». Как это было...


Хотелось бы рассмотреть один из самых знаменитых эпизодов призовой войны в сентябре 1939 года - потопление U 48 Герберта Шульце британского судна «Royal Sceptre».  Причина сего проста. В различных источниках, которые повествуют об этом случае, нет никакого согласия в описании фактов происходящего. К примеру, обратите  внимание на творчество фронтовых журналистов с морским уклоном Й. Бреннике и В. Франка.

 

Итак, что же произошло в реальности?

В конце августа 1939 года Дениц отправил в Северную Атлантику  практически все свои океанские ПЛ, включая 12 "семерок". Лодки были развернуты в линию от северо-западного побережья Шотландии до района Бискайского залива, находясь вне радиуса действия береговой авиации.  6 субмарин типа VIIB, имевших запас топлива больше, чем тип А занимали позиции юго-западнее Ирландии. В их число входила U 48 капитан-лейтенанта Герберта Шультце. Командиры ПЛ имели задание начать перехват торговых судов в океане в случае если Британия и Франция отреагируют на германскую агрессию на востоке должным образом.

3 сентября в 12:30 все лодки получили радиограмму от командующего: "Война с Англией. Призовые действия".
Первым судном, которое обнаружила U 48, стал шведский танкер "Abadan", следовавший в балласте в Мексику. "Швед" появился в перископе Шультце 4 сентября в 14:22. Потратив на сближение с судном в подводном положении больше получаса, U 48 в 15:01 перешла в надводное положение и выстрелом "под нос" из палубного орудия остановила танкер. Шведский капитан прибыл на борт лодки с судовыми документами. Просмотрев бумаги, немцы отпустили "Abadan" в 15:50.  Вечером того же дня, в 18:02 Шультце обнаружил еще один танкер, но не сумел его догнать из-за сильного волнении на море. Трех человек из верхней вахты U 48 чуть было не смыло за борт, если бы не спасательные пояса, пристегнутые к ограждению мостика. Преследование окончилось неудачей. Но судьба уже готовила Шультце встречу с «Royal Sceptre», ставшую для последнего роковой.

На следующий день установилась более благоприятная погода. Лодка продолжила поиск "купцов" в океане.
В 11:28 в бинокли верхней вахты попало неизвестное судно. Шульце погрузился и начал сближение в подводном положении. В 12:00 приблизившись на достаточное расстояние к пароходу, ПЛ всплыла для его досмотра. Однако появление подводной лодки, не вызвало желания у "незнакомца" (судно шло без флага) сбавить ход. "Купец" поднял  британский флаг, прибавил ходу и начал передачу сигнала "SOS". Это был британский сухогруз"Royal Sceptre".

Шультце бросился за ним в погоню. Так как действия "англичанина" были расценены им как нарушение призовых правил, командир U 48 приказал артиллеристам открыть огонь.  Преследование со стрельбой длилось 25 минут, после чего, получив несколько попаданий, судно замедлило ход и экипаж начал спуск шлюпок на воду. Прекратив обстрел, Шультце терпеливо ждал, когда команда покинет пароход. Когда шлюпки отошли , радист все еще оставался на борту "Royal Sceptre".  Шультце  отметил этот факт в своем ЖБД : "Команда спускает шлюпки. Судно продолжает радиопередачу, радист мужественно остается на борту".
Лодка подошла к одной из шлюпок и немецкий командир приказал ей вернуться и взять оставшегося радиста к себе. Когда это было сделано, лодка нанесла поврежденному судну "coup de grâce", выпустив в 13:38  одну торпеду. "Royal Sceptre"  затонул.

Подойдя к англичанам, командир U 48 поинтересовался у старпома «Royal Sceptre»  Нормана Хартли достаточно ли у них воды и пищи и есть ли среди них раненные. Хартли ответил, что у них всего достаточно и что они в порядке. Стоит отметить, что во время артобстрела экипаж понес потерю только в виде одного единственного человека. Это был капитан Джеймс Гэйр.

Шультце решил не предоставлять своей участи, качающихся на волнах в шлюпках, англичан.  Командир U 48  задумал остановить первый, попавшийся ему пароход и указать тому место нахождение экипажа погибшего судна. В 15:05 c U 48 заметили британское судно "Browning". Подняв на перископе вымпел "Остановите немедленно судно"  лодка начала сближение с "британцем". Однако экипаж "Browning" и не думал обращать внимание на какие либо сигналы со стороны немцев. Англичане бросились в панике спускать шлюпки на воду и вскоре очень быстро покинули корабль.  Шультце пришлось несколько подорвать свои голосовые связки, криком убеждая моряков вернуться на свое судно. В конце концов, это возымело действие и англичане, вероятно очень удивившиеся такому развитию событий, последовали призыву немецкого командира. После того, как это произошло, U 48 подошла ближе к их борту.  Шультце крикнул: "Держите на румбе 180 градусов, в 13 милях отсюда было потоплено британское судно, там вы увидите его команду".

 

"Browning"  набрал ход и вскоре оказался на месте недавних событий, подобрав экипаж «Royal Sceptre». 

Такая вот история.

 

Черчилль кстати назвал действия Шультце:

«an odious act of bestial piracy on the high seas”

 

Для реконструкции событий 5 сентября 1939 года мною были использованы следующие источники:

КТВ U 48

Переписка Макензи Дж. Грегори с Малькомом Ритчи

http://ahoy.tk-jk.net/Letters/Fathersailedas2ndOfficero.html
История Элвина Прайса
http://www.privateletters.net/stories_price.html

 

P.S. Для тех кому интересно почему Герберт Шультце имел прозвище «папа» Шультце поясняю:

Данное прозвище было им получено не только за заботу об экипаже лодки. Ему предшествовал определенный случай.

Еще до войны, во время командования Шультце  U 2, он вместе с боцманом Фредом Вискантом спас, каким то образом попавшего в море, самца косули, когда лодка совершала переход из Нейштадта в Киль. Животное на ПЛ доставили в Нейштадт, где необычного члена экипажа передали местному лесничему. Эта история получила большой резонанс, и о ней скоро узнал весь город.  А благодаря литературному творчеству одного из членов экипажа ее подробности узнали в разных уголках Германии, что привело к засыпанию автора стихов письмами с признаниями в любви от юных фройлян. :-)

 






Tags: ВМВ Атлантика, Подводные асы
Subscribe

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • Белая ворона немецкого подплава

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Зигфрида Штрелова – немецкого подводника и командира U 435. Его можно назвать белой вороной…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • Белая ворона немецкого подплава

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Зигфрида Штрелова – немецкого подводника и командира U 435. Его можно назвать белой вороной…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…