?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Хотелось бы рассмотреть один из самых знаменитых эпизодов призовой войны в сентябре 1939 года - потопление U 48 Герберта Шульце британского судна «Royal Sceptre».  Причина сего проста. В различных источниках, которые повествуют об этом случае, нет никакого согласия в описании фактов происходящего. К примеру, обратите  внимание на творчество фронтовых журналистов с морским уклоном Й. Бреннике и В. Франка.

 

Итак, что же произошло в реальности?

В конце августа 1939 года Дениц отправил в Северную Атлантику  практически все свои океанские ПЛ, включая 12 "семерок". Лодки были развернуты в линию от северо-западного побережья Шотландии до района Бискайского залива, находясь вне радиуса действия береговой авиации.  6 субмарин типа VIIB, имевших запас топлива больше, чем тип А занимали позиции юго-западнее Ирландии. В их число входила U 48 капитан-лейтенанта Герберта Шультце. Командиры ПЛ имели задание начать перехват торговых судов в океане в случае если Британия и Франция отреагируют на германскую агрессию на востоке должным образом.

3 сентября в 12:30 все лодки получили радиограмму от командующего: "Война с Англией. Призовые действия".
Первым судном, которое обнаружила U 48, стал шведский танкер "Abadan", следовавший в балласте в Мексику. "Швед" появился в перископе Шультце 4 сентября в 14:22. Потратив на сближение с судном в подводном положении больше получаса, U 48 в 15:01 перешла в надводное положение и выстрелом "под нос" из палубного орудия остановила танкер. Шведский капитан прибыл на борт лодки с судовыми документами. Просмотрев бумаги, немцы отпустили "Abadan" в 15:50.  Вечером того же дня, в 18:02 Шультце обнаружил еще один танкер, но не сумел его догнать из-за сильного волнении на море. Трех человек из верхней вахты U 48 чуть было не смыло за борт, если бы не спасательные пояса, пристегнутые к ограждению мостика. Преследование окончилось неудачей. Но судьба уже готовила Шультце встречу с «Royal Sceptre», ставшую для последнего роковой.

На следующий день установилась более благоприятная погода. Лодка продолжила поиск "купцов" в океане.
В 11:28 в бинокли верхней вахты попало неизвестное судно. Шульце погрузился и начал сближение в подводном положении. В 12:00 приблизившись на достаточное расстояние к пароходу, ПЛ всплыла для его досмотра. Однако появление подводной лодки, не вызвало желания у "незнакомца" (судно шло без флага) сбавить ход. "Купец" поднял  британский флаг, прибавил ходу и начал передачу сигнала "SOS". Это был британский сухогруз"Royal Sceptre".

Шультце бросился за ним в погоню. Так как действия "англичанина" были расценены им как нарушение призовых правил, командир U 48 приказал артиллеристам открыть огонь.  Преследование со стрельбой длилось 25 минут, после чего, получив несколько попаданий, судно замедлило ход и экипаж начал спуск шлюпок на воду. Прекратив обстрел, Шультце терпеливо ждал, когда команда покинет пароход. Когда шлюпки отошли , радист все еще оставался на борту "Royal Sceptre".  Шультце  отметил этот факт в своем ЖБД : "Команда спускает шлюпки. Судно продолжает радиопередачу, радист мужественно остается на борту".
Лодка подошла к одной из шлюпок и немецкий командир приказал ей вернуться и взять оставшегося радиста к себе. Когда это было сделано, лодка нанесла поврежденному судну "coup de grâce", выпустив в 13:38  одну торпеду. "Royal Sceptre"  затонул.

Подойдя к англичанам, командир U 48 поинтересовался у старпома «Royal Sceptre»  Нормана Хартли достаточно ли у них воды и пищи и есть ли среди них раненные. Хартли ответил, что у них всего достаточно и что они в порядке. Стоит отметить, что во время артобстрела экипаж понес потерю только в виде одного единственного человека. Это был капитан Джеймс Гэйр.

Шультце решил не предоставлять своей участи, качающихся на волнах в шлюпках, англичан.  Командир U 48  задумал остановить первый, попавшийся ему пароход и указать тому место нахождение экипажа погибшего судна. В 15:05 c U 48 заметили британское судно "Browning". Подняв на перископе вымпел "Остановите немедленно судно"  лодка начала сближение с "британцем". Однако экипаж "Browning" и не думал обращать внимание на какие либо сигналы со стороны немцев. Англичане бросились в панике спускать шлюпки на воду и вскоре очень быстро покинули корабль.  Шультце пришлось несколько подорвать свои голосовые связки, криком убеждая моряков вернуться на свое судно. В конце концов, это возымело действие и англичане, вероятно очень удивившиеся такому развитию событий, последовали призыву немецкого командира. После того, как это произошло, U 48 подошла ближе к их борту.  Шультце крикнул: "Держите на румбе 180 градусов, в 13 милях отсюда было потоплено британское судно, там вы увидите его команду".

 

"Browning"  набрал ход и вскоре оказался на месте недавних событий, подобрав экипаж «Royal Sceptre». 

Такая вот история.

 

Черчилль кстати назвал действия Шультце:

«an odious act of bestial piracy on the high seas”

 

Для реконструкции событий 5 сентября 1939 года мною были использованы следующие источники:

КТВ U 48

Переписка Макензи Дж. Грегори с Малькомом Ритчи

http://ahoy.tk-jk.net/Letters/Fathersailedas2ndOfficero.html
История Элвина Прайса
http://www.privateletters.net/stories_price.html

 

P.S. Для тех кому интересно почему Герберт Шультце имел прозвище «папа» Шультце поясняю:

Данное прозвище было им получено не только за заботу об экипаже лодки. Ему предшествовал определенный случай.

Еще до войны, во время командования Шультце  U 2, он вместе с боцманом Фредом Вискантом спас, каким то образом попавшего в море, самца косули, когда лодка совершала переход из Нейштадта в Киль. Животное на ПЛ доставили в Нейштадт, где необычного члена экипажа передали местному лесничему. Эта история получила большой резонанс, и о ней скоро узнал весь город.  А благодаря литературному творчеству одного из членов экипажа ее подробности узнали в разных уголках Германии, что привело к засыпанию автора стихов письмами с признаниями в любви от юных фройлян. :-)

 






promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
navydiver
17 мар, 2009 02:06 (UTC)
А с какого времени союзники стали подавать SSS вместо SOS в подобных случаях?
olt_z_s
17 мар, 2009 11:16 (UTC)
Вопрос достаточно сложный. Блэйр связывает эти нововедения с появлением Черчилля в правительстве. Однако, есть некоторые нюансы, которые вызывают в книге Блэйра некоторое недоумение. В случае описания потопления "Королевского скипетра" и "Боснии" Шультце и Прином он указывает на то, что и в том и в другом случае суда радировали в эфир SSS. Однако, оба командира ПЛ отметили в ЖБД, что передавался сигнал SOS. Думаю, что если инструкции от Адмиралтейства были введены после 3 сентября, то оба судна вероятно просто о них могли не знать, так как возвращались из Италии в Англию и весть о войне застала их уже в море. Соответственно сигнал SOS в этом случае выглядит вполне естественно. Скорее всего капитаны судов сами проявили инициативу, не подчинившись немцам.

Если правила поведения брит. судов при появлении ПЛ были введены после 3 сентября, то с ними должны были ознакомить всех капитанов находящихся в Англии. Но случай с "Манааром" выглядит в этом случае несколько странно. 6 сентября он уже нес одно орудие. Это может означать, что вооружение судов Адмиралтейство начало раньше начала войны.

george_rooke
17 мар, 2009 06:34 (UTC)
Спасибо за подробное и хорошее описание. Гораздо лучше, чем у Бреннеке..))
olt_z_s
17 мар, 2009 11:18 (UTC)
благодарю. Но кое что сейчас пришлось переделать.
Никак не мог разобраться с этим радистом. :-)
madcap_barrett
17 мар, 2009 19:31 (UTC)
Забавно, что Бреннеке «утопил» радиста вместе с судном. А Блэйр пишет: «Судно остановилось. Почти весь экипаж перебрался в шлюпку. На судне остался один радист. Радиостанция не умолкала. Подводная лодка прекратила огонь и подошла к «Ройал Септеру». Радиста схватили и сняли с судна».
olt_z_s
17 мар, 2009 20:22 (UTC)
Основными источниками по данному случаю можно назвать ЖБД лодки и отчет Нормана Хартли, которыми видимо руководствовался Блэйр, когда описывал этот случай. Однако, так как отчета старпома я не видел, пришлось руководствоваться имеющимися источниками. Думаю, что как снимали радиста с судна является лишь нюансом, остальное дано в рамках событий. Главное, что радист не утонул.:-)
babs71
17 мар, 2009 08:56 (UTC)
ОФФТОП:
Небольшой вопрос. Вы случайно не знаете, где в интернете можно найти фотографию, на основании которой сделан памятник морякам транспортных судов в Нью-Йорке. Мне говорили, что он сделан на основе фотографии, сделанной немецкими подводниками, сфотографировавшими моряков с потопленного транспорта, спасающихся на шлюпке.
Фотографии самого памятника есть здесь: http://babs71.livejournal.com/80885.html

Заранее благодарен.
olt_z_s
17 мар, 2009 11:20 (UTC)
Re: ОФФТОП:
Увы, никогда об этом не слышал.
Фотографий подобного рода достаточно много, но я не знаю какая из них могла послужить аргументом для памятника.
babs71
17 мар, 2009 11:21 (UTC)
Re: ОФФТОП:
Спасибо.
olt_z_s
17 мар, 2009 11:24 (UTC)
Re: ОФФТОП:
Я могу попробовать уточнить эту информацию, но результат гарантировать не могу.
babs71
17 мар, 2009 11:26 (UTC)
Re: ОФФТОП:
Буду благодарен вам.
madcap_barrett
17 мар, 2009 19:56 (UTC)
>Черчилль кстати назвал действия Шультце:
>"an odious act of bestial piracy on the high seas"

Действительно он там дальше сказал, что в результате "act of bestial piracy" погибло "от сорока до пятидесяти человек"?

Да и еще: нет ли информации, как Дёниц воспринял поступок Шульце, который вместо того, чтобы просто потопить еще один британский корабль - "Browning" - направил его на спасение английских моряков...
olt_z_s
17 мар, 2009 20:34 (UTC)
Да, правда. Правда он еще на тот момент не знал подробностей.

Нет, о реакции Деница на поступок Шультце я не имею понятия.
На "Фирби" Дениц отреагировал лишь записью, что потопление данного судна к западу от Фареров должно вызвать сильный эффект, так как до этого подводные лодки там о себе еще не заявляли. Вероятно после "Атении" и случая с "Манааром", командующий подводными силами понимал, что на смену призовой войне скоро придет неограниченная война.
shepelev
25 мар, 2009 15:47 (UTC)
Вопрос возник
Правда ли, что на VII В для кормового торпедного аппарата имелась только одна запасная торпеда?
olt_z_s
25 мар, 2009 20:44 (UTC)
Re: Вопрос возник
Нет, их было две. Одна располагалась внутри прочного корпуса под палубным настилом, вторая в специальном пенале в надстройке.
shepelev
27 мар, 2009 18:12 (UTC)
Re: Вопрос возник
Большое спасибо за консультацию.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel