Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Деревянная болванка" для американского флота

Возвращаюсь к теме некачественных взрывателей на торпедах подводных лодок. Исключительно любопытный случай, характеризующий "беззубость" американских подводных сил даже после того, как подводная война в Тихом Океане шла уже полтора года, описывают в своих книгах Т. Роско и У. Холмс. 24 июля 1943 года подводная лодка "Тинозе" (тип Гато) под командованием лейтенант-коммандера Дэспита обнаружила и атаковала одно из крупнейших японских судов «Тонан Мару». Что произошло затем, иначе, как "именинами сердца", выражаясь словами киногероя известной картины Э. Рязанова, не назовешь. Но это лишь на первый взгляд...

Цитата по Т. Роско " Американские ПЛ в ВМВ":

"Бой подводной лодки «Тиноза» против танкера «Тонан Мару»

  За танкерами «Тонан Мару № 2» и «Тонан Мару № 3» давно охотились американские подводники. Построенные как базы китобойных флотилий, они были позднее переделаны в нефтеналивные суда. Грузоподъемность каждого составляла 19 262 т. Это были самые большие танкеры, какими располагали японцы.
  Командиры подводных лодок изучали силуэты этих танкеров и их данные, с тем чтобы при обнаружении атаковать наверняка.
  Такой случай выпал на долю подводной лодки «Тиноза» под командованием капитан-лейтенанта Деспита. Западнее островов Трук она встретила танкер «Тонан Мару № 3», шедший без охранения.
  На борту «Тинозы» имелось 16 торпед. Командир без промедления атаковал танкер четырьмя торпедами, которые были выпущены под большим углом встречи с дистанции около 3600 м. Две торпеды попали в корму танкера, он остановился и развернулся левым бортом к лодке. Было выпущено еще две торпеды. Последовало два взрыва, и танкер застопорил ход.


Обстановка сложилась слишком благоприятной: танкер стоял без движения, поблизости не было ни одного противолодочного корабля, и командир имел достаточно времени, чтобы, не торопясь, занять более выгодную позицию и атаковать цель еще раз. Подводная лодка «Тиноза» начала сближение с противником для торпедной атаки.
  Тщательно выбрав позицию в 800 м от танкера, командир выпустил одну торпеду. Следя за ходом торпеды в перископ, он увидел всплеск у борта цели, но взрыва не последовало. Торпеда не взорвалась. По цели было последовательно выпущено еще три торпеды и также безрезультатно. Лишенный хода танкер спокойно покачивался на поверхности моря. У команды создалось впечатление, будто торпеды были снаряжены не толом, а опилками.
  По танкеру уже было последовательно выпущено 10 торпед с малой дистанции и под углом встречи 90°. Стрельба длилась несколько часов. Перед выстрелом все торпеды тщательно осматривались. Было зафиксировано восемь попаданий, и восемь раз за выстрелом, вместо оглушительного взрыва, следовала тишина.
  Командир прекратил стрельбу, когда на борту лодки осталась одна торпеда. Он решил доставить ее в Пирл-Харбор для тщательной проверки.
  Позднее, сделав тщательную проверку расчетов, командир нашел их правильными. Торпеды, выпущенные под углом 90°, попадали в цель, но взрыватели не срабатывали. Видели, как одна торпеда ударилась о борт танкера, выскочила из воды, а затем затонула.
  Танкер был отбуксирован на базу на островах Трук. Он получил небольшие повреждения. Подводная лодка вернулась в Пирл-Харбор. Неудачи с торпедами и опыты с ними сослужили в дальнейшем большую службу американскому флоту." (с)
Источник текста: http://militera.lib.ru/h/roscoe_t/16.html

Более подробное описание этого боя присутствует у У. Холмса. Его можно посмотреть здесь:
http://militera.lib.ru/memo/usa/holmes/15.html



Герои этой истории: Японское судно "Тонан-Мару" и американская подлодка "Тиноза"
Источник снимков: http://www.combinedfleet.com и http://www.navsource.org

Ситуация со стороны выглядела весьма трагикомично.
Представьте себе бегающих по палубе японцев, которые наблюдают ход торпед к их судну. С танкера по ним и по предполагаемому перископу лодки ведется артиллерийский и пулеметный огонь. Рядом с целью под водой находиться лодка поочередно, выпускающая 11 торпед и её команда периодически слышит вместо взрывов звук удара метала об метал...

Все это выглядело бы исключительно правдиво, но я лично сомневаюсь в некоторых моментах, которые описывают Роско и Холмс. Причиной моего сомнения, послужила аналогичная ситуация, возникшая в Атлантике за три года до описываемых выше событий.  В ночь с 15 на 16 июня 1940 года, выполняя приказ атаковать корабли Северного патруля, контролировавших пролив между Исландией и Фарерскими островами, немецкая лодка UA потопила британский вспомогательный крейсер "Андания".  Предлагаю, коллеги, ознакомиться с отрывком из моей статьи об истории этой лодки, где я подверг разбору данный краткий эпизод подводной воды (пардон за самоцитирование):

            "Бывший лайнер компании «Кунард Уайт Стар», мобилизованный британским Адмиралтейством в начале войны, нес патрульную службу в Фарерском проливе. Капитан «Андании» Бейн имел приказ перехватить финское судно «Брита Торден», следовавшее в Нью-Йорк из Петсамо с заходом в Рейкьявик, и снять с него  руководителя исландской почтовой службы, прогерманские настроения которого не давали англичанам покоя. Но «Андании» было суждено превратиться из охотника в жертву, так как  везение, которое сопутствовало капитану Бейну предыдущие трое суток, в итоге покинуло его.
              К вечеру 15 июня видимость несколько улучшилась, но море все еще оставалось неспокойным. В 23:20 массивный силуэт лайнера был замечен с мостика «UA» и Кохауз решил снова атаковать судно. Заняв удобную позицию для стрельбы, лодка в 00:29 произвела залп двумя торпедами, одна из которых попала в правый борт «Андании».  
            От взрыва торпеды лайнер получил пробоину между пятым и шестым трюмами, через которую в машинное отделение стала стремительно поступать вода. Помимо этого взрыв вывел из строя рулевое управление. В результате, корабль получил сильный крен на правый борт, но его экипаж не думал падать духом. В надежде на то, что заполненные пустыми бочками трюмы смогут достаточно долго держать судно на плаву, капитан Бейн приказал начать перекачку топлива в цистерны левого борта, что бы выровнять крен.

              Однако Кохауз тоже не собирался отпускать свою жертву. Через 8 минут после первой атаки, лодка выпускает в «Анданию» еще одну торпеду, что бы добить медленно тонувший вспомогательный крейсер.  Торпеда G7a попадает в цель, но взрыватель не срабатывает.  Артиллеристы «Андании», открывают огонь из орудий в надежде поразить в темноте невидимого противника. Это дает команде поврежденного лайнера немного времени для продолжения борьбы за живучесть, так как командир  «UA», решив не рисковать, отводит лодку подальше от зоны обстрела. К этому моменту «Андания» уже выровняла крен, но постепенно продолжала садиться в воду кормой.
        Спустя 40 минут Кохауз предпринимает еще одну атаку. В 01:18 лодка выпускает одну торпеду в лайнер, дрейфующий по ветру. Промах! Та же участь постигла и следующий «угорь», который был послан в «молоко» в 01:50.
               Оба промаха Кохауз списал на неспокойное море. Однако причина «меткой» стрельбы так же может крыться как в неисправности торпед, так и в том, что он стрелял уже с дальних дистанций одиночными торпедами, опасаясь орудий вспомогательного крейсера. Можно предположить, что командир «UA»  все-таки смог бы добить поврежденное судно, если бы предпочел такой тактике, залп двумя или тремя «угрями», при котором шансов поразить цель было бы гораздо больше. Но этого сделано не было и, посчитав, что судьба лайнера уже и так предрешена, немцы оставили свою жертву на волю волн, покинув место боя. Свой уход командир субмарины обосновал так: «Как долго ситуация может оставаться к нам благоприятной при таком плотном и длительном заградительном огне, пока мы кружим еще не замеченные противником вокруг поврежденного судна? Так как лайнер сильно сел кормой, кренясь на борт, я прихожу к выводу, что при таком сильном ветре и волнах он никогда не сможет достигнуть порта. Я принимаю решение оставить его, предоставив противника собственной участи. Курс на юг». (ЖБД «UA», запись от 16.6.1940)
          Расчет немцев оказался верным. Команда лайнера продолжала борьбу за живучесть. Однако помпы уже не справлялись с прибывавшей водой, и капитан Бейн был вынужден отдать приказ оставить судно. «Андания» затонула в 07:55 утра 16 июня. Ее мужественный экипаж в полном составе был спасен исландским траулером “Скаллагнмур”. Из 347 человек пострадали только двое моряков, получившие ранения при взрыве торпеды. Спустя 36 часов “Скаллагнмур” передал команду «Андании» эсминцу «Форестер», который 17 июня доставил людей в Скапа-Флоу.
             Ганс Кохауз выполнил поставленную ему задачу и один из кораблей Северного патруля отправился на дно. Однако невозможно не отметить тот факт, что своими действиями артиллеристы «Андании» сумели сорвать планы Кохауза добить судно и вынудили его отказаться от дальнейших атак. В истории подводной войны существует не так много примеров, когда поврежденному судну удавалось лишить подводную лодку шансов на «удар милосердия» и случай с «Анданией» справедливо можно назвать одним из них.
" (с)
Цитата по В. Нагирняк "Оптимист. История подводной лодки UA" из "Тайны подводной войны 1914-1945", Вече, 2011.


Герои другой истории: Британский вспомогательный крейсер "Андания" и немецкая подлодка UA


При сравнении этих двух случаев, можно сказать, что обе лодки оказались в одинаковой ситуации. Но кажется весьма странным, что британцы сумели отбиться от противника даже в ночное время, когда заметить перископ было не самым легким делом, а американская лодка действовала в светлое время суток, когда японцы могли определить её местоположение по следу торпед и перископу, но их огонь почему-то был безуспешным. Ситуация выглядит несколько неправдоподобно. Вряд ли командир американской ПЛ мог просто игнорировать заградительный огонь японцев, который в случае с немцами был весьма эффективен. Конечно многое зависит от подготовки артиллеристов, но находиться целый час под огнем, когда для атаки нужно каждый раз поднимать перископ выглядит и демаскировать свое место нахождение  выглядит также неправдоподобно. Вряд ли командир "Тинозы" хотел потопить японское судно даже ценой потери собственной лодки.

Конечно случай с "Тонан-мару" требует дополнительного исследования, но очень похоже на то, что и Роско и Холмс несколько приукрасили ситуацию с таким меткой торпедной стрельбой в таких условиях. Весьма вероятно, что часть "попавших" в цель торпед могли просто в неё не попасть, а на лодке недостаточно критично отнеслись к результатом своей торпедной стрельбы. Поэтому в данном случае, атака "Тинозы" может и не выглядеть таким критичным примером брака американских торпед, хотя конечно отрицать сам факт проблем у американцев с торпедами я не могу.

Названием темы заметки, послужила знаменитная фраза Гюнтера Прина после возвращения его лодки от Норвегии в апреле 1940.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк. :-)


Tags: u a, книги, сказки, торпеды
Subscribe

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Анекдот американских моряков

    Жизненный анекдот от американских торпедистов. Рассказывает Вальтер Шмидт: «Американцы именовали торпеды «рыбками» (fish) Когда я…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Анекдот американских моряков

    Жизненный анекдот от американских торпедистов. Рассказывает Вальтер Шмидт: «Американцы именовали торпеды «рыбками» (fish) Когда я…