?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полагаю, что данный краткий обзор вооружения немецких подлодок будет интересен для вас, ув. коллеги. В этой заметке, предлагаю вашему вниманию торпедное вооружение. Тема рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью.



Торпедные аппараты
На немецких лодках торпедные аппараты всегда пронумерованы римскими цифрами. Торпедные аппараты (далее буду использовать сокращение ТА) I, II, III, IV, V, VI. Из них носовые ТА идут под номерами  I, II, III и IV, а кормовые V и VI.  На всех немецких подлодках использовались ТА диаметром 53.3 см (533 мм если адаптировать к нашей терминологии) и длиной 7.16 метра. Принцип действия: Специальный поршень весом приблизительно в два пуда, помещался за торпедой после её загрузки в ТА.  При выстреле в подводном положении торпеда выталкивалась поршнем, который приводился в движение сжатым воздухом в 24 атмосферы, что позволяло выталкивать торпеду со скоростью в 10 м/сек.  Поршень возвращался обратно с помощью наружнего давления воды и специального клапана, который автоматически открывался в конце ТА, что позволяло сдержать выход сжатого воздуха наружу при выстреле и обеспечивало отсутствие возникновению воздушного пузыря (беспузырный принцип стрельбы). В надводном положении, поршень не использовался, торпеда выталкивалась просто сжатым воздухом. Лодки VII и IX типов имели по 4 носовых ТА.  Кормовых ТА первые имели только один, вторые два. У обоих типов было несколько лодок с другим расположением ТА, но это можно рассматривать, как исключение из правил. Другие типы лодок - снабженцы, торпедовозы и минзаги имели свое персональное размещение ТА в отличии от типовых боевых торпедных лодок.

Торпеды
Немецкие лодки использовали два типа торпед: Ato и Eto. Парогазовая торпеда (Ato) в качестве топлива для своего двигателя использовала смесь сжатого воздуха, воды и декалина, которая при отработке давала пузырьковый след на поверхности во время хода торпеды. Электрическая торпеда (Eto) приводила в движение энергия аккумуляторных батарей, что позволяло ей во время хода оставаться незамеченной. Первая была крайне неприхотлива с точки зрения обслуживания и использовалась во внешних ТА на типа VIIA. Второй тип торпеды требовал постоянного внимания с точки зрения слежения за уровнем заряда батарей, поэтому электроторпеду подвергали периодической проверке. Основным типом торпеды, приятной на вооружение немецким подводным флотом была торпеда G7, которая в своем дальнейшем развитии получила различные модификации (см. ниже). G7 разделялась на подтипы по топливу/энергии, которые приводили в движение её двигатели. Соответственно, G7, являвшийся парогазовой именовали G7а, а электрическую, как G7е.

Модификации торпед типа G7*
Описание дано согласно характеристикам, следующим в такой последовательности:
Название, Тип,   ГодУправление, Взрыватель, Топливо, Вес (кг), Дальность хода (км) и Скорость(узлы)

T I                  G7a    1938    Прямоход     Pi 1 или TZ3 c Pi 3    Парогазовая    1.538    7.5    40/30
T I Fat I          G7a     1942   FAT               Pi 1 или TZ3 c Pi 3    Парогазовая    1.538    7.5    40/30
T I Lut I/II       G7a     1944   LUT               Pi 1 или TZ3 c Pi 3    Парогазовая    1.538    7.5    40/30
T II                 G7e     1939   Прямоход               Pi 1             Электрическая   1.608      5       30
T III                G7e     1942   Прямоход               Pi 2             Электрическая   1.608      5       30
T III Fat          G7e     1943    FAT                        Pi 2             Электрическая   1.700      5       30
T IIIa Fat II     G7e     1944    FAT                        Pi 2             Электрическая   1.620     7.5     30
T IIIa Lut I/II   G7e     1944    LUT                         Pi 2             Электрическая   1.760     7.5      30
T IV Falke      G7es   1943   Акустическая           Pi 4a           Электрическая   1.400     7.5      20
T V Zaukonig G7es   1943   Акустическая        TZ5 с Pi 4c     Электрическая   1.495     7.5      24

* В данном случае рассматриваются модификации торпед практически использовавшихся немцами во время боевых действий. Отмечу, что в виде опытных образов немецкий флот испытывал также еще с десяток модификаций с T VI по T XIV, приводившихся в движение, как электричесвом, так и перекисью водорода (турбина Вальтера).

Взрыватели.
Pi G7a  - принят на вооружение с 1934, использовался на торпедах G7a и G7е.
Данный взрыватель изначально включал в себя два модуля - контактный (AZ) и неконтактный (MZ). В октябре 1939 года из-за проблем со срабатыванием во время боевых действий был модифицирован  в виде деактивации неконтактного модуля. Неконтактный модуль мог настраиваться на 16 уровней или так называемых зон. Настройка неконтактного модуля на конкретную зону производилась в зависимости от географического положения (чтобы компенсировать изменения магнитного поля Земли) - от зоны "0" (мыс Норд Кап, Норвегия) до зоны "16" (Бискайский залив). Зоны выставлялись посредством подвижного кольца на взрывателе, для определения нужной зоны в районе выстрела использовалась специальная таблица. Вне указанных зон, указанных в этой таблице неконтактный модуль взрывателя PiG7a  не функционировал.

Pi G7a (A+B) - принят на вооружение с ноября 1939, использовался на торпедах G7a и G7е.
Модификация взрывателя Pi G7a  в которой была предпринята попытка свести до минимума возможность преждевременного взрыва торпеды после залпа.

Pi 1 (Pi G7H) - принят на вооружение после "Торпедного кризиса" летом 1940, использовался на торпедах G7a и G7е.
Данный взрыватель был лишен неконтактного модуля и срабатывал только при контакте с целью. Являлся стандартным взрывателем, используемого в торпедах немецкими подлодками с лета 1940 до конца 1942.

Взрыватель Pi 1 (Pi G7H)
источник фото: http://www.gunbroker.com/Auction/ViewItem.aspx?Item=270257782

Pi 2 (Pi 39H) - принят на вооружение в декабре 1942, использовался на торпедах G7е TIII
Данный взрыватель снова имел два модуля (контактный и неконтактный). Первый был полным аналогом Pi 1, второй имел новую конструкцию, отличавшуюся от первых модулей такого срабатывания. У данного взрывателя имелась возможность использовать, как оба модуля одновременно, так и только контактный модуль.

TZ3 с Pi 3 - принят на вооружение в конце 1943, использовался на торпедах G7a.
Имел также оба модуля - TZ3 (неконтактный модуль, имевший своим прототипом итальянский неконтактный взрыватель SIC) и Pi 3 (контактный модуль - полный аналогом Pi 1). У данного взрывателя имелась возможность использовать, как оба модуля одновременно, так и только контактный модуль.

Pi 4 - принят на вооружение в конце 1943, использовался на торпедах T IV Falke.
Имел только контактный модуль.

TZ5 - принят на вооружение в начале 1943, использовался на торпедах T V Zaukonig.
Имел только неконтактный модуль, но использовался на T V Zaukonig, имевших также и контактный модуль Pi 4.

Взрыватели Pi 1, Pi 2 и Pi 3 вставали на боевой взвод только лишь после прохождения торпедой 250 метров. Так же особенность была и у акустических торпед T IV и T V.

Боеголовка торпеды
Торпеды G7a и G7e несли в передней части боеголовку с 280 кг взрывчатого вещества, состоявшего из смеси Гексанитродифениламина (NHD), Тринитротолуо́ла и Аллюминия. Акустические торпеды  T IV и  T V имели боеголовку с несколько меньшим зарядом (274 кг) из-за размещения в носу (в полости взрывателя) устройства самонаведения.





Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.


promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
filibuster60
19 мар, 2012 23:21 (UTC)
Ждём дальше - о тактике применения торпед.
navydiver
20 мар, 2012 02:11 (UTC)
В плане уточнения: На снимке взрыватель Pi.3 .
Фото с др. ракурса


И все-таки хотелось бы уточнить, какие были причины изменения контактного взрывателя в ходе кризиса. Единственное, что удалось найти это то, что взр-тель Pi срабатывал только на острых углах соприкосновения с целью. Но об этом говорится как то вскользь, в основном же все материалы по кризису посвящены магнитным вз-лям и механизмам заглубления. Были ли эти углы причиной создания Pi 1 или было еще что-то? Пожалуйста посоветуйте, что можно прочесть по этому поводу.
karstjager
20 мар, 2012 17:37 (UTC)
Есть книга на немецком
вот такая Die Torpedos der Deutschen U-Boote
http://www.amazon.de/Torpedos-deutschen-U-Boote-Eigenschaften-Marine-Torpedos/dp/3813208427

есть еше пара мануалов на английском.
olt_z_s
20 мар, 2012 21:36 (UTC)
Среди научно-популярной литературы лишь в немногих книгах содержаться такие подробности. Лидером в этой теме является "Торпеды немецких ПЛ" Росслера, но слишком многого от этой книги ожидать не стоит. Росслер проделал блестящую работу в плане немецкой техники, но в основном данная книга носит по данным проблемам короткий описательный характер, хотя и с интересными подробностями. Для такого разбора были бы очень хороши выводы Торпедной комиссии и отчеты инженеров-оружейников, но я не знаю сохранились ли такие документы.
navydiver
21 мар, 2012 12:34 (UTC)
Совершенно случайно наткнулся на дипломную работу на эту тему. По мере прочтения буду делать обзоры у себя. При беглом ознакомлении уже нашел ответ на вопрос про усики Pi. Буду копать дальше.
olt_z_s
23 мар, 2012 21:54 (UTC)
Это которая - "волки без зубов"?
maxdianov
21 мар, 2012 15:47 (UTC)
В моем издании Деница есть приложения : "Выдержка из ЖБД КПЛ от 21 января 1940 г. и совершенно секретный документ "Расследование неполадок в торпедах" № 83/а42 ( к директиве ГВМС 2864/40)от 9 февраля 1942г. изданный Редером, как подведение итогов торпедного кризиса. В этих двух исключительно познавательных документах по моему все объяснено и расставлены все точки над "i". По углам встречи с целью написано, что по ТТХ угол встречи был свыше 21 градуса, но как выяснилось надежное срабатывание происходило только при угле встрече более 50 градусов.А вообще проблема была комплексная и труднообнаружимая - проблемы с глубиной хода.
nemo_q
20 мар, 2012 06:16 (UTC)
прямь не взрыватель, а якорь-кошка )
olt_z_s
20 мар, 2012 21:37 (UTC)
Да, есть что-то от него..
6_h_h
21 мар, 2012 18:49 (UTC)
А про ложные срабатывания контактных взрывателей сообщений не было? Об рыбу, к примеру, или просто от волны?
olt_z_s
10 авг, 2012 15:13 (UTC)
В ЖБД далеко не всегда отмечают тот факт, чем стреляли. Это прерогатива торпедного отчета. Командир после похода составлял торпедный отчет на каждый залп со схемой, типом торпеды и взрывателем. соответственно обосновывал там выводы если не попал, то почему.
radutny
10 авг, 2012 15:07 (UTC)
Очень интересно, спасибо. А по английскому вооружению такого обзора не планируете?
olt_z_s
10 авг, 2012 16:22 (UTC)
честно? Нет.. не трогают меня так "англичанки" :-)
Для того, чтобы такой разбор сделать нужно сначала 10 лет информацию собирать. Это откровенно. По британцам у меня просто столько нет.
radutny
10 авг, 2012 19:27 (UTC)
Что ж, долгих вам лет жизни - вдруг передумаете. :)
olt_z_s
11 авг, 2012 08:19 (UTC)
Спасибо за пожелание.
А почему сами не займетесь? Интерес, как я понял из Ваших комментариев, имеется.
radutny
11 авг, 2012 08:21 (UTC)
"Нельзя объять невпихуемое" (с)+(с). :)
olt_z_s
11 авг, 2012 08:42 (UTC)
"Глаза бояться, а руки делают" (с) :-)
ivan_melnic667
24 дек, 2017 00:05 (UTC)
торпед
Здравствуйте не знаете сколько немцы произвели за годы войны торпед?
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Февраль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel