Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Столетие со дня рождения Йоахима Шепке


Не смотря на Международный Женский День, в журнале Битвы за Атлантику знаковое событие. Сегодня (заметка начата 8-го марта, но её окончание плавно перетекло в 9-е) исполняется ровно сто лет со дня рождения одной из наиболее знаменитых персон с немецкой стороны, участвовавших в подводной войне, подводного аса Йоахима Шепке.  Сей персонаж имеет на своем счету 36 потопленных судов на  153,677 брт и занимает 11 место среди наиболее результативных подводных асов Германии Второй Мировой Войны.




Густав Вильгельм Йоахим Шепке родился 8 марта 1912 года (Фленсбург) в семье офицера ВМФ.
1 января 1930 года пришел на флот. До 30 июня того же года проходил начальное обучение в учебке Штральзунда (2-й батальон).
С 1 июля по 9 октября того же года находится на учебном паруснике "Ниобе", проходя на нем морскую практику.
С 10 октября 1930 по 4 января 1932 проходил практику на крейсере "Эмден".
5 января 1932 возвращен в Штральзунд для продолжения обучения(3-й батальон).
1 апреля того же года отправлен в ВМУ Мюрвика. 
28 марта 1933 закончил обучение и переведен на курсы фенриков (Fähnrichwaffenlehrgänge).
С 1 октября того же года переведен на броненосец "Дойчланд".
1 октября 1935 перешел на подплав. После прохождения курса подготовки 19 января 1936 назначен на U13 вахтофицером, где проходил службу 11 октября 1936.
12 октября 1936 переведен в учебку Штральзунда, где назначен командиром роты 3-го учебного батальона, в котором он когда-то находился сам в качестве кадета.
31 октября 1937 переведен в торпедную учебку Фленсбурга на должность преподавателя.
29 октября 1938  назначен командиром на U3, причисленную к школе подплава.
В должности командира этой лодки Шепке встретил начало войны.  U3 под командованием Шепке совершила три коротких боевых похода во временя которых лодка занималась досмотром торговых судов на предмет контрабанды. Благодаря мемуарам К. Деница широко известен один случай, в котором участвовал Шепке на своей лодке:

"6 сентября 1939 года подводная лодка «U-38» впервые была обстреляна с торгового судна. А двумя неделями позже британское министерство информации официально заявило о том, что одно из торговых судов вступило в бой и заставило немецкую подводную лодку уйти. Заявление было составлено в таких выражениях, что не приходилось сомневаться: все должны следовать этому примеру мужественных британских моряков. 27 сентября Уинстон Черчилль, первый лорд адмиралтейства, объявил об установке палубных орудий на все британские торговые суда. Эта мера была названа им вынужденной из-за участившихся случаев нападения немецких подводных лодок. Таким образом, было официально подтверждено, что отдельные обнаруженные нами случаи наличия на британских торговых судах орудий на самом деле были первыми ласточками в начавшемся процессе всеобщего вооружения британского торгового флота. В радиопередаче 1 октября 1939 года лорды адмиралтейства призвали всех британских торговых моряков таранить немецкие субмарины.

Вскоре после этого мы узнали, что нейтралы пошли по тому же пути.

С подводной лодки «U-3», находящейся в Северном море, сообщили: «Шведское судно „Ган“ остановлено ночью при ярком лунном свете. Капитан поднялся на борт. Документы неудовлетворительны. Обнаружено 36 тонн взрывчатки, согласно бумагам принадлежащих бельгийскому военному министерству. Пароход находился на курсе 280 в 15 милях к югу от Нейса. Пока призовая партия выполняла свои обязанности, пароход неожиданно на полной скорости пошел на таран. Только благодаря умелым действиям командира подлодки от столкновения удалось уклониться. Пароход потоплен»." (с)
http://militera.lib.ru/memo/german/doenitz_k/text.html#t6

На самом деле бывшего гросс-адмирала подводит память и он перепутал события.
Следовавший из Гётеборга в Антверпен" c грузом пороха и боеприпасов, Гун" был остановлен лодкой Шепке в Каттегате для досмотра. Вызванный на борт лодки капитан судна показал немцам судовые документы. Не смотря на то что документы, казались на первый взгляд в порядке, Шепке обратил внимание на одну особенность, которая стала роковой для шведского судна. В документах на груз грузополучателем числилось бельгийские министерство колоний и завод боеприпасов. Однако оказалось, фирма по фрахтованию судов не числится в Регистре Лойда, хотя шведский капитан утверждал обратное. В ходе его опроса не было получено никакого внятного ответа на то, почему судно так сильно уклонилось от курса на Бельгию. Шепке впрямую спросил капитана, почему тот везет порох в Англию, на что получил ответ "Я никогда не пошел бы сюда, но нужно зарабатывать деньги". Потратив на опросы и просмотр бумаг час, немцы высадили на судно призовую партию, которая должна была затопить его. Однако за кормой "Гуна" была замечена неизвестная ПЛ и Шепке погрузился для атаки. (Описание неудачной атаки этой ПЛ опускаю). Через 7 часов U 3 снова появилась на поверхности, что бы снять своих людей с "Гуна". Через некоторое время немцы остановили датский пароход "Дагмар", который после досмотра обязали принять на борт шведский экипаж. После этого "Гун" был потоплен торпедой. Но лодка Шепке на самом деле подверглась угрозе тарана, но не со стороны указанного "шведа". Ранее в тот же день Шепке пытался остановить для досмотра небольшой датский пароход "Вендия", который вместо стоп-машина дал полный ход с намерением протаранить лодку. Шепке успел  торпедировать "датчанина".

Датский пароход "Вендия"

3 января 1940 Шепке назначен командиром на U19, которой командовал до конца апреля того же года. Под его командованием U19 совершила 5 походов, включая участие в операции "Везерюбунг" и только два из них, включая последний оказались не результативными. В итоге на U19 Шепке потопил 9 судов общим тоннажем на 15 715 брт.

Шепке оставил U19 26 апреля 1940 для того, чтобы принять надзор над "семеркой" U100, которая находилась в стадии последней готовности на верфи "Германия". 30 мая над лодкой был поднят флаг и она вступила в состав Кригсмарине. С этого дня судьба Шепке будет связана с этой лодкой вплоть до его гибели.

U100 в день поднятия флага

На U100 Шепке совершил 6 боевых походов в ходе которых отправил на дно 25 судов общим тоннажем 135,614 брт. Наибольшую известность получил его второй поход в сентябре 1940, когда в ходе ночной атаки группы немецких лодок тяжелые потери понес конвой НХ-72. За несколько часов Шепке расстрелял все торпеды, потопив в ходе атак 7 судов на 50,340 брт.  Этот успех принес ему большую известность, 24 сентября Шепке стал кавалером Рыцарского Креста.

U100 возвращается из своего первого похода

Успехи U100 росли, в последующих двух походах Шепке добавил на свой счет еще 55 тысяч тонн. 1 декабря 1940 он получает Дубовые Листья. К этому моменту пропагандистская машина доктора Геббельса широко освещает его успехи и его имя часто появляется в газетах и на радио вместе с именами Прина и Кречмера. Шепке, как и Прин, издает книгу, которая назвалась U-Boot Fahrer von heute (Подводник сегодня), часто появляется на различных торжественных мероприятиях и выступает по радио. Шепке обладал впечатляющей внешностью - высокий, худощавый блондин с очаровательной улыбкой, что незамедлительно его делает популярным в Германии. Именно от Шепке пошла мода носить офицерскую фуражку чуть сдвинутой на бок в разбитной, лихой манере, что вскоре стало неофициальным правилом среди офицеров-подводников. Разумеется подобный имидж отчаянного и удачливого командира-красавчика очень положительно влиял на имидж самого подводного флота, поднимая его престиж и популярность. Шепке получил прозвище - Ihrer Majestät bestaussehender Offizier (Лучший офицер его Величества).

Книга Шепке (кликабельно)

В отношении своего экипажа Шепке был весьма демократичен, отходя от ранних традиций разграничения между офицерами, старшинами и матросами. Команда U100, благодаря заботам своего командира, жила припеваючи. Экипаж лодки после прихода на базу из похода практически сразу получал отпуск, в отличии от других экипажей, которые были вынуждены еще некоторое время оставаться на лодке, приводя её в порядок. Всю работу за команду Шепке делал персонал базы. (Напомню, что другие экипажи только могли мечтать об этом) На берегу подводники весьма весело проводили время в загулах, дошло до того, что их командир доставал для них записи американского джаза, который был под запретом. Но и это Шепке сходило с рук. Все это в итоге поднимало авторитет командира U100 у его экипажа очень высоко. Подводники любили своего лихого командира, который не крутил гайки и заботился о своих подчиненных. Но стоит отметить, что сам экипаж U100 имел превосходную выучку и те немногие, которые попали в плен после гибели  лодки были оценены англичанами, как "отлично обученные и опытные подводники".

Еще одно важное свойство характера Шепке - честолюбие и неумение проигрывать. Поскольку известность Кречмера, Прина и Шепке становилась все больше, между ними возникла дружеская конкуренция в достигнутой результативностью.
В ноябре 1940,  все трое собрались в ресторане под Лорианом, чтобы отметить Дубовые Листья, которые получил Кречмер. Основываясь на воспоминаниях последнего британский писатель Т. Робертсон в своей книге "Золотая Подкова" так описал эту встречу:
"Шепке был неудержимо весел, но в его веселости было заметно нервное возбуждение. Его смех звучал слишком громко и слишком часто, и хотя его успехи были сравнимы с успехами Кречмера и Прина, он  оценивал в своих докладах каждое потопленное им судно более чем в 10.000 тонн. Он был неспособен оценивать свои заявки по названиям. Штаб Командующего имел мнение, что таким образом он пытался не отстать от своих друзей-асов, которые поддерживали его собственную гордость. Каждый из них достиг 200.000 тонн. Когда наступило время кофе и бренди, Шепке с бравадой произнес:
"Я предлагаю вам пари на то, кто из нас первым достигнет 250.000 тонн. Я ставлю шампанское для всех нас, если кто-нибудь из вас опередит меня. Если же я выиграю, то вы закатите мне шикарный ужин. Ставка принимается?"
Прин и Кречмер с готовностью согласились. Кречмер давно решил для себя, что Шепке был симпатичным и храбрым офицером, которому можно простить его слабость в завышении успехов, когда лишь половина из того, что он заявлял была лишь правдой, но даже в этом его успехи были впечатляющие."
(с)
Цитата по Robertson, T. The Golden Horseshoe. 1981. p114.

Победителем пари был признан Кречмер, когда в январе 1941 они подвели итоги.

Другой стороной улыбчивого и обаятельного Шепке было его отношение к партии нацистов.  В своей книге Шепке призывал молодых немцев к вступлению в ряды подводников и быть готовыми к жертве:
"Германия нуждается в подводниках. Чем больше  немецких подлодок выйдут в море против Англии и чем больше немцев решат оказаться лицом к лицу с самым мерзким врагом в открытом море, тем хуже для него. И тем лучше для Германии"

Представляя своим читателям "Моисея', традиционное прозвище в немецком флоте для самого молодого члена команды, Шепке заверил их что:
"Вопреки тому, что ты добросовестный ариец мог подумать, Моисей не подразумевает то, что мы имеем еврея на борту. Нет, мой дорогой друг. Во-первых, ты не найдешь никаких евреев в море вообще, и во-вторых, моряки едва ли смогли бы разделить место с таким отклонением природы".


Шепке выступает в Спортпаласе с речью. До его гибели оставалось полтора месяца.

Весьма трудно сказать на сколько эти взгляды разделял на самом деле сам Шепке. Ведь никто в Германии не смог бы выпустить свою книгу без помощи безымянных помощников-писателей из министерства пропаганды Геббельса. Но как говориться "слова из песни не выкинешь".  Сам же Шепке был сторонником нацистов. Учитывая этот факт , что его упивание славой и его внешность позволяли ему часто занимать трибуну спикера на различных официальных собраниях (включая его выступление перед юными немцами в Спортпаласе в начале февраля 1941), будет казаться наиболее вероятным, что Шепке был не только талантливым подводником, но и ярым сторонником режима Гитлера.

Йоахим Шепке погиб вместе со своей лодкой в 03:18 17 марта, когда U100 была атакована и в итоге протаранена британскими эсминцами HMS Walker and HMS Vanoc. Подробности гибели Шепке я описывал ранее в этой заметке:
"Неизвестный офицер с "Шарнхорста".

P.S. Сколько бы я не напрягал память, так и не смог вспомнить в какой книге Шепке назвали "дыролазом" за его умение проникать в различные трудные места.

Для оформления заметки использовались фото с сайта uboat.net





Tags: Подводные асы
Subscribe

  • Генерал-моряк

    Очень любопытный факт из военной карьеры генерала инфантерии доктора Франца Бейера. Сей военачальник вермахта во время войны командовал пехотными…

  • Стоматолог – орденоносец

    Знакомьтесь. Начальник Зубоврачебного кабинета 336 отдельного медсанбата 274-й стрелковой дивизии капитан медицинской службы Василий Петрович…

  • Лучший подарок от экипажа

    Рыцарский крест командира подводной лодки был предметом гордости для ее экипажа. И как водится, о награждении экипаж подлодки узнавал раньше, чем…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments