Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Что на самом деле испытал в походе Буххейм?

Снова возвращаюсь к теме "Das Boot" и Буххейму.
На этот раз поговорим о том, что на самом деле происходило в Гибралтарском проливе ноябрьской ночью 1941 и что из этого соответствует этой сцене (и далее) фильма:


Но сначала рассмотрим ситуацию в которой находился Карл Дениц в ноябре 1941 года..
22 ноября 1941 года командующий подводными силами получил приказ из штаба Руководства Войной на Море приказ о переброске большей части своих сил из Атлантики на Средиземное море. Дениц был крайне недоволен таким распоряжением командования о чем высказался в своем ЖБД. Можно заметить, что даже сквозь дипломатичность комментария от него просто разит раздражением:
"Подводная война в Атлантике фактически замерла вследствие переброски лодок на Средиземноморье: единственные лодки от которых можно ожидать результата - группа "Штойбен", которые на подходах к Ньюфаундленду. И хотя этот факт исключительно прискорбен, однако необходимо конечно приложить все усилия для того, чтобы справиться с опасной ситуацией, сложившейся на Средиземном море" (с)

Исходя из записи Деница, можно предположить, что командующий подводными силами плевать хотел на Средиземное море, так как лодки отвлекались от своих основных задач. И хотя приказы иногда осуждаются, но все же выполняются.
U453 и U375 были отправлены на полной скорости к Гибралтару. U96 -98-201 и 332 должны были отправиться к туда же после дозаправки топливом в Испании. U431, находившаяся перед Гибралтаром, должна была после прохода пролива срочно двигаться дальше на восток. Но кажется Дениц не собирался отправлять всех своих лучших бойцов на помощь Муссолини. Пять лодок, включая U552 Эриха Топпа были срочно отозваны из похода во Францию для монтажа нового оборудования. К тому же, вышеупомянутые U98 и U201 доложили, что не смогут осуществить дозаправку топливом и им было приказано оставаться на позициях до того момента, пока горючего останется только на обратный переход во Францию. Так же U69 Метцлера и U402 барона фон Форстнера из-за недостаточного запаса топлива остались на позициях в Атлантике.  В итоге на дозаправку в Виго пошла только U96.

Стоит также отметить, что у командующего подводными силами висели "камнем на шее" еще четыре сотни моряков потопленных "Атлантиса" и "Питона", которых надо было спасти и вернуть во Францию, а это означало, что вся операция у Кейптауна должна быть свернута. А 23 ноября и вовсе "грянул гром" - штаб подводных сил был вынужден свернуть операцию у Ньюфаунленда и приказал лодкам группы "Штойбен" следовать к Гибралтару.
"Решение представлять также лодки из "Штойбен", для действий у Гибралтарского пролива, означает полное прекращение подводной войны в Атлантике. И это должно быть признано."- писал Дениц в своем ЖБД.
Полагаю, что командующий в эти дни  был "мрачнее тучи". Правда его подчиненные пострались улучшить его настроение:
24 ноября Йохан Мор доложил о потоплении легкого крейсера "Дьюнедин", а 26-го с Средиземного Моря пришли новости об великолепном успехе фон Тизенгаузена ("Бархем").

Но вернемся к U96.
Леман-Виленброк должен был заправиться топливом в ночь с 27 на 28 ноября. 28 ноября Виленброк доложил о дозаправке топливом и готовности продолжить действовать согласно приказу. В ночь с 30 ноября на 1 декабря U96 предприняла попытку пройти Гибралтар. Однако в 22:35 30 ноября лодка была обнаружена и атакована британским "Суордфишем". В ходе атаке U96 получила повреждения и поспешила уклониться от самолета погружением. Однако во время погружения контроль над лодкой был потерян и она, провалившись на 165 метровую глубину, сильно ударилась носом об дно. Виленброк оставался под водой более 6 часов, устраняя неисправности и решил всплыть только в 4:45. Появившись на поверхности лодка "хромая" начала отход во Францию. 2 декабря Виленброк доложил в штаб о неудаче и повреждениях (лодка могла погружать только лишь на короткое время). По мимо этого, командир U96 охарактеризовал в своем докладе попытки прохода Гибралтара ночью при нескрытой луне, как "безнадежные". Правда стоит отметить, что агрессивного настроя Виленброк не потерял и 3 декабря остановил испанское судно "Кабе де Хорнос" для досмотра. Но получив "стоп-приказ" из штаба, отпустил "испанца" восвояси. 6 декабря U96 добралась до Сен-Назера.

Что происходило после прихода на базу, совершенно не соответсвует роману Буххейма. Согласно, членам экипажа U93, у борта которой пришвартовалась U96, лодку Виленброка ждал торжественный прием. Подводники с U93, которые на время церемонии приняли на себя охрану U96, рассказали, что эта церемония была организована для старшины дизелистов и двух его подчиненных, которым прямо на пирсе вручили Железные Кресты I класса за спасение лодки в ночь на 1 декабря. Они быстро сумели ликвидировать протечку кислоты из батарей, когда лодка "приземлилась" носом под большим углом на дно и тем самым спасли её от гибели. Никакого налета на базу в тот день не было.

Вне сомнения, что военный кореспондент, в первый находившийся на борту субмарины,  во время попытки прохода Гибралтара, испытал массу неизведанных им до этого впечатлений, которые отразил в своем романе. И хотя Буххейм не сильно отошел от реальности в описании сцены попытки прорыва через Гибралтар, все-таки он сильно драматизировал эти события, красочно приукрасив произошедшее в тот день. Вероятно, автор романа посчитал, что падение лодки на глубину 280 метров и последующие усилия подводников в попытке спасти лодку, должны были произвести на читателей романа глубокое впечатление. Не смею отрицать, что этот ход автора "Лодки" конечно не может быть раскритикован подчистую, но с точки зрения фактов наврал Буххейм крепко. Впрочем, осуждать его за это я не спешу. :-)

Кстати, еще один факт фантазии Буххема стоит отметить. Леман-Виленброк в момент этого похода не имел Рыцарского Креста, к окторому он был представлен 31 декабря 1941 года.
Tags: das boot, ВМВ Атлантика, Карл Дениц, Небо и море, Подводные асы, Средиземное море, кино, книги, командиры
Subscribe

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Тоннаж Шепке…

    Вопрос с успехами подводного аса Йоахима Шепке и его награждением Дубовыми листьями весьма запутан. После своего третьего похода на U 100 сам…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments