Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Торпеды Прина в Скапа Флоу

Хотелось бы сделать небольшой разбор полетов, касаемый меткости стрельбы U47 и качестве, используемых ей, торпед во время знаменитой атаки британских кораблей в Скапа Флоу 14 октября 1939 года. В некотором роде, он должен развеять миф о некачественных торпедах, которыми стрелял Прин в ту ночь. Основой для нижеследующих размышлений является ЖБД U47 и логические умозаключения.

Прин покинул Киль 8 октября в 11:00 для осуществления специальной операции в Скапа Флоу. На борту U47 находилось 12 торпед, среди которых, по прямому приказу Деница, не было ни одной парогазовой торпеды (типа G7a). Только исключительно электрические (типа G7e). События, связанные с подходом к Оркнейским островам и проникновением в ВМБ через Кирк-Саунд, намеренно опускаю. В 00:27 14 октября лодка закончила труднейший переход через вышеупомянутый пролив: "Мы в Скапа Флоу" - отметка Прина в ЖБД лодки.

Войдя в залив,  Прин изначально взял курс на запад (251 градус) в сторону, где стояли четыре британских крейсера "Белфаст", "Каледон", "Коломбо" и "Дели". Но разглядеть их немцы не смогли. Прин завернул лодку обратно к Кирк-Саунду на северо-восток, держась курса 70 градусов, который позже изменил до 50 градусов, взяв севернее, углубляясь в залив. К этому моменту, Прин кружил по Скапа Флоу уже более 20 минут без какого-либо результата. Поэтому он решил взять новый курс (340 градусов) и идти параллельно побережью острова Мейнлэнд (крупнейший остров Оркнейских островов) в глубь залива.


Схема маневрирования U47 в Скапа Флоу

В 00:55 цели были обнаружены
"Поэтому мы взяли лево на борт. Идем на север вдоль побережья. Два линкора стоят на якоре. далее у берега эсминцы. Крейсера не обнаружены, поэтому решаю атаковать их больших "приятелей". Расстояние 3000 метров" - отметка Прина в ЖБД лодки. Первый корабль был идентифицирован, как линкор класса "Ройал Соверин", второй, как линейный крейсер "Рипалс" или "Ринаун". Вероятно залогом ошибки, по мимо визуального наблюдение в темноте, стала уверенность Прина на основании данных авиаразведки от 12 сентября, что "Рипалс" находиться в Скапа Флоу.

Прин первым носовым залпом желал поразить оба корабля. В 00:58 он отдает приказ выпустить все четыре носовые торпеды - по две накаждый корабль: южная цель ("Ройал Оук"), северная цель ("Рипалс") Из 4-х торпед из ТА вышло три: две в южную цель, одна в северную. Четвертая торпеда из аппарата № 4 не вышла из-за неисправности последнего. Из трех торпед в "цель" попала только одна через три с половиной минуты. Но попадание можно назвать условным, так как торпеда попала в якорную цепь "Ройал Оука". Прин ошибся и принял взрыв торпеды за попадание в северную цель ("Рипалс"). Посчитав, что корабль получил повреждение, он разворачивает лодку кормой к кораблям и выпускает торпеду из кормового аппарата для добивания северной цели ("Рипалс"), но не попадает. После залпа из кормового ТА, U47 продолжает идти к Кирк Саунду, держа курс 140 градусов. Пока лодка идет этим курсом, в носовом отсеке идет отчаянная работа по перезагрузке торпедных аппаратов.

Вскоре Прин получает сообщение, что аппараты 1, 2 и 4 (неисправность этого ТА была устранена), готовы к стрельбе. Лодка разворачивается и ложиться на курс 310 градусов, чтобы снова выйти в атаку. На этот второй носовой залп в 01:23 предназначается южной цели (Ройал Оук) - торпеды попадают - цель поражена. "О! Выпустил торпеду из кормового ТА; в носовом отсеке заряжены два аппарата; три торпеды выпущены из носовых ТА. После трех напряженных минут ожидания наблюдаем взрыв в ближайшее судно." - отметка Прина в ЖБД лодки.  После этого командир U47 решает прервать свои действия по четырем причинам:
"Все апапраты пусты. Я решаю уйти, потому что:
(1) С моими перископами я не могу провести ночную атаку в погруженном положении.
(2) Светлой ночью я не могу маневрировать ненаблюдаемый в спокойном море.
(3) я должен предположить, что нас видел водитель автомобиля, который остановился напротив нас, развернулся и прогнал к Скапа на большой скорости.
(4), И при этом я не могу идти северным курсом, так как там стоят, хорошо закрытые от моих глаз эсминцы, которые предварительно, были смутно различимы.
"- отметка Прина в ЖБД лодки.

Так выглядит сжатая картина действий Прина, согласно ЖБД U47, если рассматривать только события атаки кораблей.
Теперь разберем некоторые нюансы торпедных атак U47. Итак, Прин выпустил по кораблям 7 торпед: три торпеды первым носовым залпом, одну кормовым залпом,  три торпеды вторым носовым залпом. Принято считать, что попали в цель или просто сработали только 3 (или 4, но об этом ниже). Сам Прин оценивал свои промахи следующим образом:
"Промахи торпед я обьясняю ошибками курса, скорости и дрейфа." отметка Прина в ЖБД лодки.
Однако, как казалось бы на первый взгляд не все так просто. Попробую дать краткий анализ его торпедный стрельбы с учетом известных на данный момент сведений.
Определенно Прин или вернее сказать Эндрасс, ошибся в элементах цели, вводимых в СРП. Расстояние до цели было определено, как 3000 метров, глубина хода торпеды 7,5 метров, Взрыватель выставлен на контактное срабатывание. Поэтому промах в первом носовом залпе в северную цель вполне объясним. Так как за "Рипалс" приняли гидроавианосец "Пегасус", то торпеда, предназначенная ему,  просто прошла под судном, которое имело меньшую осадку (по различным источникам 5,5-6 метров). Промах одной из торпед в южную цель ("Ройал Оук") может иметь различную природу - как ошибка Эндрасса, так и брак самой торпеды. Промах кормовой торпеды так же объясним ошибкой в идентификации цели. Торпеда снова просто прошла ниже "Пегасуса", который продолжали считать уже поврежденным линейным крейсером.   Второй носовой залп был полностью удачен. Большинство исследователей сходятся на том, что в линкор попали именно три торпеды - а два взрыва были результатом того, что вторая и третья торпеды попали в цель практически одновременно.
Отсуствие взрывов, непопавших цель трех торпед, можно обьяснить тем, что они могли пройти свое расстояние (для торпеды типа ТII G7e образца 1939 года оно составляло 5 км) и затонуть. Конструкция торпеды предусматривала собою отсутсвие детонации после затопления.

Резюме:
С учетом ситуации (ночное время, удаленное расположение целей и большое нервное напряжение, так как стрельба велась не в полигоных условиях)Прин отстрелялся хорошо и торпеды его не подвели. Наиболее вероятным представляется тот факт, что если не брать в расчет два промаха в "Пегасус"-"Рипалс" из-за неверно выставленного хода глубины торпеды, то из оставшихся 5-ти торпед, пришедшихся на долю "Ройал Оука", необьяснимый промах приходиться только на одну торпеду и промах этото причем единственный. Причины этого промаха могут иметь разную природу. В целом же, как пример, использования Прином некачественных торпед во время своего рейда в Скапа Флоу не является правильным. Сам же командир U47 и его экипаж показал отличную подготовку и редкостное хладнокровие.


Tags: Бык Скапа Флоу, Подводные асы, Техника, торпеды
Subscribe

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Ученые творцы войны – Адольф Бестельмейер

    Война - это не только разрывы бомб и снарядов, маневры армий и дым на полях сражений. Война – это также и битва науки. Многие ученые умы…

  • Цветное фото "семерки"

    Одно из цветных фото лодок типа VIIC. На снимке U 968 после капитуляции. Стоит отметить один момент, который часто упускается авторами худ. фильмов о…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments