Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Счастливый Охотник

Приветствую, ув. коллеги!
Стоит отметить, что вчерашний день включает в себя необычное событие из истории Битвы за Атлантику со дня которого прошло 68 лет. Стоит отметить, что немецкие подлодки за время Второй Мировой Войны топили большие боевые корабли - линкоры, авианосцы и крейсера, каждый случай из которых, конечно, заслуживает отдельного описания. Но злейшими врагами подлодок всегда оставались эсминцы, на счету которых немало побед над немецкими субмаринами. Немцы разумеется в долгу не оставались и за время подводной войны погибло достаточно большое количество эсминцев.  12 декабря 1943 года в Средиземном море  произошли события на которые трудно не обратить внимание. Вспоминая, роман Отта "Акулы и маленькие рыбки", на память приходит командир подлодки лейтенант Лютке, который описан, как специалист по потоплению вражеских эсминцев. Разумеется подобного командира в немецком подводном флоте не существовало, но отчасти между ним и одним из немецких подводных асов можно поставить знак равенства. В этот день у северного побережья Алжира от немецких торпед погибло два британских эсминца - HMS Holcombe и HMS Tynedale. Не могу точно сказать о полной уникальности данного случая, но на сколько я помню, ни одному командиру немецкой подлодки не удалось в один день выбить сразу такую "двойку".  Рассмотрю этот случай подробнее.

Владимир Нагирняк
Счастливый Охотник


U593 под командованием капитан-лейтенанта Герда Кельбинга покинула Тулон 3 декабря в 17:30 для перехода на позицию к югу от Майорки. Вскоре после выхода было обнаружено, что компрессор и группа баллонов с ВВД за номером 1 оказались в нерабочем состоянии, но Кельбинг решил продолжить поход. Ранним утром 12 декабря 1943 Кельбинг заметил вражеский конвой (KMS-34) и решил атаковать. После предзалпового маневрирования на перископной глубине, в 07:10 лодка выпустила акустическую торпеду Т-5 из носового ТА №2 и через 14 секунд наблюдала попадание в один из эсминцев эскорта. Им оказался HMS Tynedale, который шел совершая противолодочный зигзаг, каждые пять минут, меняя свой курс на 120 градусов. Однако в момент атаки, он задержался на постоянном курсе более, чем на пять минут и был поражен. Любопытно, что в момент атаки на корабле акустика не зафиксировала ни шум подлодки, ни выпущенной торпеды, хотя первая находилась на близком расстоянии.  Т-5 попала в левый борт корабля под трубой, эсминец разломился пополам и затонул. Из 155 членов экипажа погибло 86 человек (7 офицеров и 66 нижних чинов).

HMS Tynedale

Стоит отметить, что конвой был уже атакован немецкой лодкой днем ранее. 11 декабря U223 Карла-Юрга Вахтера торпедировала британский фрегат HMS Cuckmere, который получил тяжелые повреждения и после буксировки в порт был списан из-за невозможности восстановления. Командование ПЛО союзников было обеспокоенно потерями двух боевых кораблей организовала группу "охотник-убийца" из пяти американских и британских кораблей, которым было поручено уничтожить немецкие лодки, преследовавшие конвой. К операции "Суомп" (Болото) была также привлечена авиация ПЛО.

HMS Cuckmere

Группа начала действовать.  Однако, не смотря на то, что корабли ПЛО начали, активный поиск лодки, периодически сбрасывая серии глубинных бомб на полученные контакты, Кельбинг не ушел от конвоя, держась на близком расстоянии к нему. В 14:45 U593 снова атаковала эсминец, выпустив еще одну Т-5 на этот раз из кормового ТА. Спустя 3 минуты и 32 секунды торпеда попадала в цель. На этот раз жертвой Кельбинга стал "систершип" погибшего HMS Tynedale, эсминец (типа Hunt III) HMS Holcombe, который из охотника стал жертвой. Эсминец перед попаданием торпеды, обнаружил достоверный контакт приблизительно в 1400  метрах по курсу и готовился атаковать, однако Кельбинг опередил "британца" и успел взять его на "мушку" первым. Торпеда поразила HMS Holcombe в корму и эсминец затонул менее чем за пять минут, имея жертвы среди экипажа в 84 человека.

HMS Holcombe

После второй успешной атаки Кельбинг совершил маневр уклонения и не делал более попыток атаковать конвой. Лодке на время удалось оторваться от преследователей. В 20:15 Кельбинг всплыл на поверхность для подзарядки батарей. Но несколько минут спустя лодка была освещена прожектором самолета. Зенитки открыли огонь. Самолет, а это был британский "Веллингтон", уклонился от атаки лодки, так как командир экипажа посчитал, что эффект внезапности прожектором Ли не был достигнут и отменил сброс бомб. Стоит отметить, что пилот оказался прав, так как немцы сумели вовремя сориентироваться и их зенитный огонь изрядно потрепал бомбардировщик. Кельбинг вновь ушел на глубину и оставался под водой всю ночь, всплыв на поверхность лишь рано утром 13-го декабря. Приблизительно в 11 часов утра, акустик U593 засек шум винтов и Кельбинг понял, что преследователи не отстали. В 14:00 американский эсминец USS Wainwright и британский HMS Calpe, входившие в состав группы "охотник-убийца", начали сброс глубинных бомб на полученный контакт. В 14:12 "американец" сбросил серию из пяти ГБ, его британский коллега, получив надежный контакт, в 14:30 сбросил серию из 10 ГБ. Затем "британец" развернулся для повторной атаки, в то время, как его американский коллега поддерживал с лодкой контакт. В 14:41 HMS Calpe отправил в воду еще 10 ГБ. 

От первой серии бомб Кельбинг попытался уклониться, уйдя на глубину, но бомбы легли рядом с лодкой и нанесли ей повреждения. Из строя вышла ШПС, глубинометры и погас свет.  Кельбинг отдал приказ нырять глубже, но прежде чем это было выполнено, лодку "накрыла" вторая серия бомб. Клинкеты выхлопа дизелей дали течь и в лодку стала поступать вода. Инженер-механик лодки доложил командиру, что лодка набирает воду со скоростью, приблизительно, 400 литров в минуту. Однако Кельбинг неправильно понял его слова (четверть литра в минуту) и не отдал приказ на всплытие. Лодка получила крен на корму и инженер-механик снова доложил, что течь настолько сильная, что лодка набрала много воды и её дизеля находятся под угрозой затопления. Лишь тогда командир осознал полную картину полученных повреждений. В попытке удифферинтовать лодку, большая часть экипажа была отправлена в нос.  Была отдана команда продуть балласт, однако из-за воздуха не хватало, чтобы придать лодке необходимую плавучесть. U593 продолжила снижения. Тогда инженер-механик рискнул запустить двигатели (вероятно это дизеля, так как речь шла о главных двигателях) в половину мощности и дал весь ВВД на продутие цистерн. Все прошло удачно, лодка выскочила на поверхность. Открыв рубочный люк, Кельбинг увидел оба эсминца неподалеку, которые немедленно начали обстрел субмарины. Кельбинг отдал приказы - покинуть лодку, предварительно установив подрывные заряды для её затопления. Как только корабль покинуло более половины его экипажа, обстрел прекратился. Эсминцы, находившиеся по обе стороны субмарины на расстоянии 2 километров, стреляли по ПЛ, чтобы избавить её экипаж от желания продолжать сопротивления с помощью своих огневых средств. Как только союзники убедились, что немцы быстро покидают лодку, огонь был прекращен.

Шлюпка с Wainwright идет к U593. На заднем плане HMS Calpe

Но в тот момент, когда экипаж покидал лодку, внутри U593 оставалось еще несколько человек. Кельбинг решил предотвратить во, чтобы то не стало захват субмарины. Как раз в этот момент американский эсминец послал моторную лодку с абордажной командой. Командир ПЛ убедившись, что заряды установлены в дизельном, центральном и торпедном отсеке, вместе с одним подводником открыл торпедозагрузочный люк, чтобы ускорить затопления лодки. В этот момент инженер-механик и один или двое унтер-офицеров находились на мостике с автоматами, чтобы не допустить абордажную команду противника на борт. Когда шнуры подрывных зарядов уже горели, Кельбинг поднялся на мостик и увидел подходящую к лодке моторную лодку. Командир ПЛ сумел убедить абордажную команду, что заряды вот-вот должны рвануть и та не стала подниматься на борт. К тому же, лодка все это время продолжала движение, что затрудняло высадку. Все происходило очень быстро и у американских моряков не оставалось шанса не допустить затопления лодки. В 14:50 лодка затонула. Весь экипаж U593 был подобран эсминцами.

Тонущая U593

Хотя Кельбингу и удалось потопить два вражеских корабля, от закономерной расплаты за свою дерзость уйти ему не удалось. В общей сложности, группа кораблей ПЛО преследовала его лодку 32-часа, осуществляя операцию "Суомп", суть которой заключалась во взятии лодки измором, доведя её запасы энергии и воздуха до минимума. И хотя подобная операция обычно заканчивалась успехом, далеко не всегда она проходила без потерь у союзников, как это видно на примере Кельбинга. В другом случае, подобная охота на "измор" закончилась повреждением двух эсминцев, когда "Суомп" применяли против другого подводного аса Средиземноморья Отто Фенски (U371). Тогда от торпед Фенски пострадали американский и французский корабли. Но все же не смотря на гибель U593, случай с потоплением двух эсминцев в один день является весьма необычным для подводной войны. Редко кому удавалось достичь такого успеха.

Капитан-лейтенант Герд Кельбинг

Отдельного внимания заслуживают действия Кельбинга и его подчиненных во время затопления лодки. На все действия у них было не более 10 минут и они хорошо справились в этой ситуации. Именно так в подобном случае должен был действовать опытный командир, который не смотря на весь риск должен был довести ситуацию до такого логического финала. Случаи с захватом U110 Лемпа и U570 Рамлова, а также с поведением командира U501 в подобной ситуации являются позорным пятном в истории немецкого подводного флота, но командир и экипаж U593 показали  в данном случае предельную выдержку и сделали все возможное, чтобы корабль не был захвачен. Если бы 9 мая 1941 года Лемп и его экипаж вели себя подобным образом, то вероятнее всего доступ к шифрам немецкого флота британцы получили бы нескоро.


P.S. Кстати, коллеги. Американский эсминец Wainwright этот тот самый корабль о котором писал Пикуль в "Трагедии PQ-17":
"Американский эсминец "Уэйнрайт", открыв огонь, пошел навстречу торпедоносцам. Самолеты прорвали полосу тумана и дыма     в лицо германским пилотам брызнули яркое солнце и смерч огня. Не выдержав резких контрастов боя, летчики еще издали положили торпеды на воду. Доблестный "Уэйнрайт", выскочивший далеко вперед, оказался в центре хоровода множества торпед, шнырявших вокруг него, словно акулы возле кашалота. Над американцами со звоном лопнул фюзеляж одного торпедоносца, и это отрезвило пилотов     они отвернули назад. Но своей атакой с носа каравана они отвлекли внимание людей от обстановки на кормовых углах, а там..." (с)
http://base13.glasnet.ru/text/rpq17/22.htm



Авторские права на текст  принадлежат Владимиру Нагирняку.
Для оформления заметки использовались фотографии с uboat.net, uboatarchive.net и clydesite.co.uk
Tags: Подводные асы, Средиземное море, ЭМ
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments