Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Гибель "Лаконии"

Приветствую вас, ув. коллеги!
Интернет работает плохо, ЖЖ еще хуже, но написать нужно. :-)

Сегодняшняя  заметка будет посвящена вот этому фильму:
The Sinking of the Laconia

Хотелось бы выразить благодарность ув. evg655, от которого я услышал о об этом фильме. Вернее сказать о возможности его съемок я слышал ранее, но напомнил мне об этом кино именно он. Итак, обо всем по порядку.

Случай с гибелью британского лайнера (во время войны войскового транспорта) "Лакония" определенно можно считать одним из самых необычных и трагичных во время "Битвы за Атлантику". 12 сентября 1942 года одна из лодок группы "Белый медведь", направлявшейся для нанесения удара по морским коммуникациям у Кейптауна, атаковала и потопила "Лаконию" у побережья западной Африки. Это была U156 Вернера Хартенштейна. Произошедшие за этим события, до сих пор будоражат исторический мир, так как поступок командира немецкой подлодки был весьма необычным для того времени и явно выпал за рамки образа немецких подводников, сформировавшегося еще во время Первой Мировой Войны и усиленно поддерживаемого пропагандой союзников во время Битвы за Атлантику.  Но из этого не следует, что немцы были все такие пушистые, как Хартенштейн. Ситуация с "Лаконией" выделяется тем, что на её борту были итальянцы и командир лодки узнал об этом. Совершенно не известно, стал ли он устраивать спасательную операцию, если бы не знал этого. За время войны немецкими лодками было потоплено множество судов, но лишь в начале войны ими предпринимались меры по спасению экипажей торговых судов, вплоть до доставки их на сушу. И это не было обосновано гуманизмом в полном смысле этого слова, они выполняли приказ - действовать в рамках призового права и подписанных Германией договоренностей. Как только ситуация изменилась, подводная война пошла по своим жестоким правилам. Хотя если судить по справедливости, с учетом существующей на данной момент информации, немецкие подводники во время ВМВ были гораздо гуманнее, своих предшественников из Кайзермарине и что греха таить, даже некоторых своих противников, таких как американцы.

И вот наконец-то о "Лаконии" сняли телевизионный двухсерийный фильм, который впервые был показан на ВВС-2 6 и 7 января этого года. Я посмотрел фильм. Общее впечатление - он мне не понравился. Но в данном случае, я слишком придирчивый зритель, потому что полностью в "теме". Подбор актеров на роли, реально действовавших в тех событиях людей вызвал у меня полное недоумение. Исключительно сентиментальный Дениц, роль которого, исполнил Кречман, изумил. Вместо того, чтобы играть роль человека, которого подчиненные называли "Большой Лев", он пытается показать зрителю пикулевского "папашу Карла", что является полной ......... Капитан "Лаконии" Шарп, в реальности бывший твердым и мужественным человеком, в картине предстает, каким то сломленным мистиком. На роль командира U507 Шахта почему то подобрали актера, очень похожего на Вюрдемана, а про самого командира U506 Вюрдемана, как и про его лодку, в фильме не слуху, ни духу. Что же касается Хартенштейна, то его образ на экране, я так и не смог приложить к реальному командиру U156, как не старался. в фильме он являет собой, полное подобие Деница, то есть какая-то размазня, а не боевой командир, пустивший на дно 100.000 т. Больше всего убил какой-то слащавый штабной брюнет, с РК, болтающимся аж у пупка, который вечно подвергает сомнениям слова и мнение командующего. Но вот, кто порадовал, так это поляки. Вот их то в фильме отобразили совершено верно. О них и пленных итальянцах чуть подробнее с исторической точки зрения.

"Лакония" имела достаточное количество спасательных плавсредств, чтобы разместить в них всех 2700 человек, включая пленных. Но в следствии крена, многие лодки и плоты не были спущены на воду. Другие же спускались ненадлежащим образом и многие из них были опрокинуты. На шлюпочных палубах царил хаос. Многие спущенные шлюпки были заполнены только на половину людьми или даже меньше. И это не смотря, на то, что судно держалось на воде полтора часа. Взрыв котлов привлек к месту гибели судна множество акул, которые нападали на тех людей, кто держался на воде в спасательных жилетах. Кружа на безопасном расстоянии вокруг тонущего судна, Хартенштейн наблюдал за спуском шлюпок. Тогда он услышал крики на итальянском языке , "Aiuto! Aiuto!". На борт лодки из воды вытащили несколько итальянцев, от которых немцы узнали, что на судне были пленные союзники. Они рассказали Хартенштейну о том, что попавшие торпеды убили сотни итальянцев, которых держали в трюме. Поляки-охранники, после торпедирования отказались выпустить пленных и много последних утонули вместе с судном. Около 400 итальянцев сумели выбраться из трюма на палубу к шлюпкам, но их в них не пустили приклады и штыки охранников. Жертвы среди итальянских пленных, перевозимых "Лаконией" составили около 1400 человек.

Вместо того, чтобы снять что-то типа "Тора-Тора-Тора", сняли нечто подобное "Пирл-Харбору", где все исторические события являются только приложением к лавстори любвеобильных братьев-пилотов и медсестры. Ляпов в фильме полно начиная от отображения U156, заканчивая пунктом назначения лайнера. И что уж совсем лишило фильма реальности, то это отсутствие акул, которых после торпедирования лайнера, приплыло великое множество. Впрочем одна акула в фильме была. Её съели. :-)

На мой сугубо персональный взгляд, фильм получился абсолютно малоинтересным для людей, хорошо знакомых с морской историей и вероятно очень интересным для людей абсолютно с ней незнакомых. Возможно в этом и был замысел ей создателей, которые решили сильно приукрасить события включением в фильм истории дружбы немецкой гражданки и британского офицера торгового флота, через призму которой и показана история с "Лаконией". Возможно и ничего не было бы в этом страшного, если бы в угоду этому было принесено в жертву четкое изложение событий с исключением из неё большинства участников тех событий. Но все-таки уже хорошо, что фильм с учетом всех ляпов, все таки выдерживает сюжет в рамках реальных событий, даже если они и были задвинуты авторами фильма на второй план.

Но выводу по фильму лучше делать каждому самостоятельно. Я не призываю игнорировать этот фильм. Да, это кино безусловно проигрывает "Дас Бот", но выигрывает у такого г..на, как "U571" и прочего. Поэтому смотрите фильм и решайте для себя сами - нравиться ли он вам или нет.

И в качестве постскриптума, я хотел бы кратко изложить роль американцев в истории бомбежки U156 после её обнаружения их самолетом.

В 250 милях южнее от места гибели лайнера находится остров Вознесения, где американцы к тому времени держали аэродром для транзитных полетов из Западного в Восточное полушарие. Место было секретное и стратегически важное. Охраняла его 1-я Объединенная эскадрилья ВС США, которой командовал Роберт Ч. Ричардсон, который и сыграл роковую роль в этой истории. Британцы подготовили для отправки в район гибели "Лаконии" спасательное судно и уведомили Ричардсона о необходимости его сопровождения в район бедствия авиацией. Про гибель лайнера ему сообщили, но про то, что там происходит на самом деле, его не проинформировали. Командир эскадрильи ответил, что его самолеты сопровождать судно не могут из-за дальней дистанции полета, но он может выделить для этого В-24, который шел через его аэродром транзитом. Ричардсон знал, что в районе его острова транзитные самолеты видели какие-то субмарины, но его пилоты не нашли их. В итоге, рано утром 16 сентября В-24 загрузили гл. бомбами и просто бомбами и отправили к месту, где находился Хартенштейн. Согласно ЖБД U156 самолет появился над лодкой в 11:25. На лодке развернули 2х2 метра белый флаг с Красным Крестом и морзянкой пытались связаться с самолетом. Изумленный пилот Джеймс Харден полчаса кружил над лодкой, после чего ушел на северо-запад. Во время этой паузы самолет связался с Ричардсоном и, описав ситуацию, запросил инструкций. Ричардсон понятия не имевший о том, чем там занимаются немцы (экипаж самолета опознал лодку, как немецкую), отдал приказ "Субмарину атаковать", мотивируя это угрозой нападения лодки на его аэродром. Командир 1-й эскадрильи очень опасался, что его аэродром может стать мишенью для обстрела с субмарины, тогда как топливные баки для самолетов были ничем не замаскированы и уязвимы. В результате в 12:32 самолет снова появился над Хартенштейном и атаковал.
Резюме:
Неблагодарное дело заниматься предположениями, но сложно понять, что было бы, если американцы на острове Вознесения знали бы ситуацию полностью. Возможно, тогда у Ричардсона было немного оснований, чтобы так легко отдать приказ бомбить лодку. Можно только сказать, что судьба спасенных с «Лаконии» и их спасителей на короткое время оказалась в руках, абсолютно посторонних людей, которые были привлечены к действиям без точного уведомления. И пилота Хардена и командира эскадрильи Ричардсона можно уверенно считать таковыми. Беда заключалась в том, что никто у союзников целенаправленно «Лаконией» не занимался, так как все считали это уловкой. Однако посылка хотя бы одного самолета с компетентным пилотом для разведки могли бы не привести к таким трагическим событиям.

Tags: ВМВ Атлантика, Подводные асы, игра в кинокритика, кино
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments