?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю тему заметок о немецких офицерах-подводниках, ветеранов обеих мировых войн, начатую рассказом о капитане  цур зе Бруно Мане. Там же я упоминал о фрегаттенкапитане Германе Ригеле, о котором и пойдет сегодняшнее повествование. Но так как информация о его жизни и карьере в ВМФ не блещет изобилием, мой рассказ возможно покажется несколько суховатым и неполным.


Герман Ригеле родился в Сараево подданным Австро-Венгерской Империи 16 сентября 1891 года.  На флот Австро-Венгрии Ригеле был призван в 1909 году, в 18-летнем возрасте. О начале его карьеры военного моряка мало что известно. В июне 1915 года Герман Ригеле был назначен 2-м вахтофицером на подводную лодку австрийского ВМФ  k.u.k. U11 (бывшую немецкую UB15), на которой он проходил службу до конца 1916 года. 10 декабря 1916 Ригеле, получивший 1 мая того же года звание линеншифлейтенанта (Linenschiffleutnant), был назначен командиром на k.u.k. U10 (бывшую немецкую UB1), которой командовал следующие полгода. 12 июня 1917 он был переведен на другую лодку - k.u.k. U17, а 29 ноября 1917 стал командиром k.u.k. U20, которой командовал до марта 1918. К сожалению, очень мало подробностей по этому периоду службы Ригеле, о каких либо успехах этих лодок под его командованием неизвестно.  13 марта 1918 Герман Ригеле получил назначение на k.u.k.U31, свою последнюю субмарину, которой он командовал в ВМФ Австро-Венгрии.  Наиболее известные события связанные с этой лодкой -это её участие, в так называемом, Сражении у Дураццо,   когда 2 октября 1918 года U31 торпедировала британский крейсер "Уэймут", нанеся ему серьезные повреждения.

HMS Weymouth. Торпеды Ригеле оторвали у него часть кормы.

U31 вернулась в Каттаро 26 октября 1918 года и спустя несколько дней Австро-Венгерская империя прекратила свое существование. О послевоенной жизни Ригеле известно мало, кроме того, что 21 декабря 1929 года Орденский Совет военного ордена Марии-Терезии представил его к этой награде.  После начала Второй Мировой Войны Ригеле решил продолжить службу на флоте и предложил свои услуги ВМС Германии. Для того времени это не было удивительным, так как подобным образом поступил ряд офицеров-подводников, служивших ранее на флоте Франца-Иосифа.  Ригеле не был включен в кадровый состав Кригсмарине, он стал служить по контракту, получив к званию приставку zV, что являлось сокращением от zur Verwendung (добровольная служба по контракту, к примеру офицер, продолжающий службу после выхода на пенсию). В августе и сентябре 1940 года Герман Ригеле исполнял обязанности командира-инструктора в 21-й учебной флотилии в Пиллау. В сентябре он был назначен наблюдающим за ремонтом голландской лодки О-8, захваченной немцами 15 мая 1940 года в Ден-Хелдере. 21 ноября того же года лодка была принята в строй немецкого флота, как UD1 и Ригеле стал её первым немецким командиром. Стоит отметить, данная лодка имела богатую историю - построена в Канаде на канадской верфи Виккерса в Монреале в 1915 году.  Вступила в строй британского флота, как Н-6 в том же году.  4 августа 1915 пришла в Плимут, совершив самостоятельный переход через Атлантику и была приписана к 8-й подводной флотилии (Харвич).  18 (по другим источникам 19-го) января 1916 года Н-6 села на мель у острова Schiermonnikoog (Голландия). Часть команды и судовые бумаги были приняты на борт эсминца "Файрдрэйк", оставшиеся с лодкой, включая командира были интернированы голландцами (по другим источникам весь экипаж лодки был снят британским шлюпом). Но так или иначе сама Н-6 была интернирована Голландией. Позже лодка была передана ВМФ Голландии и как уже упоминалось, после захвата Голландии в 1940 году попала в руки к немцам. После вступления в строй, как UD1, субмарина была включена в состав 1-й учебной флотилии (Киль). Ригеле командовал UD1 до мая 1941, когда его вновь назначили на голландскую лодку, которая проходила "курс реабилитации" на немецкой верфи. На этот раз это была "сестра" голландской О-27, О-25, которая была затоплена у Роттердама во время немецкого вторжения. Немцы подняли субмарину и после ремонта, она вступила в строй Кригсмарине 8 июня 1941 года, как UD3. Ригеле также стал её первым немецким командиром. Согласно данным сайта uboat.net, с августа 1941 года лодка была зачислена во 2-ю боевую флотилию, базировавшуюсю на Лориан.  Но до осени 1942 года UD3 не покидала Балтику, имея статус "испытательной лодки".  В сентябре 1942, как и UD5 Мана, UD3 Ригеле переводится в 10-ю боевую флотилию и получает звание фрегаттенкапитана. Правда в море, в отличии от своего 54-летнего коллеги, 51-летний Ригеле был отправлен лишь в октябре.  3 октября 1942 года UD3 покинула Киль и блаполучно завершила переход в Францию, прийдя в Лориан 22 октября. 3 ноября лодка вновь вышла в море, взяв курс на Фритаун. Ригеле должен был заменить лодку Мана в том районе Атлантики, так как последний возвращался во Францию. UD3 провела в море более двух месяцев и даже сумела потопить у скалы Св.Павла одно судно. Рассмотрю этот случай более подробно.

Норвежское судно "Индра" совершала переход из Кейптауна в Нью-Йорк с грузом хромовой руды. В 17:35 26 ноября 1942 года Ригеле атаковал "норвежца" двумя парогазовыми торпедами, одна из которых попала в нос судна, сделав в нем большую пробоину. "Индра" начала садиться в воду носом. Норвежский экипаж покинул судно, за исключением радиста, который по приказу капитана начал передачу сигнала бедствия. Радиопередача длилась 8 минут и не получив никакого отзыва, радист также оставил "Индру". В 17:50 Ригеле выпустил еще одну торпеду. Норвежцы, находившиеся в шлюпках, заметили её, но она прошла ниже киля судна. В 18:48 лодка снова атаковала и на этот раз торпеда попала цель и "Индра" быстро затонула. Спустя некоторое время на поверхности появились две подводные лодки, которые норвежцы опознали, как немецкую и итальянскую (чуть меньшего размера). На самом деле за "итальянку" моряки приняли U159, которая раньше UD3, заметила "Индру" и навела на неё Ригеле.  UD3 приблизилась к шлюпкам, чтобы опросить спасшихся о их судне, грузе и маршруте. Разговор велся на плохом английском. Допрашивая капитана, Ригеле предложил ему вернуться в Норвегию, так как собирался вернуться туда. Судя по всему норвежец отказался и насильно его перемещать на борт подлодки не стали.  Вероятно причиной этого стала необходимость в передаче торпед на U159, поэтому Ригеле отпустил шлюпки. Норвежцы были подобраны британским судном лишь 30 ноября, которое доставило их на Тринидад. Экипаж "Индры" благополучно пережил торедирование судна и месячный "вояж" в шлюпках в Атлантике. Никто не погиб. Ригеле же передав торпеды лодке Витте, продолжил поход. Запас топлива позже ему удалось пополнить с танкера U462. 7 января 1943 он вернулся в Лориан.

Лодка провела во Франции месяц, после чего вышла в море для совершения перехода в Германию.  Плавание прошло успешно, 26 февраля UD3 пришла в Берген, а 3 марта благополучно добралась до Готенхафена. После её прихода на Балтику, было принято решение в боевых действиях лодку больше не использовать. Лодка была приписана к Центру исследования противолодочного оружия, где исполняла свои функции до 13 октября 1943, когда была исключена из списков флота после повреждений полученных во время воздушного рейда союзников на Киль. Ригеле был назначен командиром базы подлодок Киля, обязанности которого он исполнял до апреля 1944. Затем он принял под командование 32 учебную флотилию подлодок в 1944 году базировавшуюся на Кенингсберг, а с 1945 на Гамбург.  Последняя должность в Кригсмарине, полученная Ригеле в Кригсмарине - комендант порта Триеста (март -май 1945), в которой он и встретил окончание войны.

Послевоенная судьба Германа Ригеле неизвестна. Он скончался в Вене 18 октября 1982 года в возрасте 91 года.

Таким образом я завершаю рассказ о двух немецких командирах-ветеранах Первой Мировой, которым довелось участвовать во Второй Мировой Войне в том же качестве. Как уже упоминалось, и Ман и Ригеле продолжили свой счет потопленным судам во время Битвы за Атлантику, добавив их к своим успехам в Первую Мировую.  Но по мимо этого, еще привлекающим к ним внимание является тот факт, что оба командовали лодками в боевой обстановке, когда им было уже за 50 лет. Ман совершил поход в Атлантику в возрасте 54 лет, проведя в общей сложности в море 75 суток. 51-летний Ригеле провел в море 103 дня с учетом переходов из Германии и обратно. В своих мемуарах Джекки Брумм писал, что в британском флоте офицер, достигший 35-летного возраста, переводился с подплава, как непригодный к службе на подлодках. Германский подводный флот похоже таких стандартов не имел.
promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
alfred_berzin
22 ноя, 2011 06:39 (UTC)
С должности командира дивизии я ушёл в 50 лет, из 5 лет командования дивизией провёл в море 3 года.Даже в мирное время в таком возрасте плавать достаточно тяжело.
Так что немецкий командир заслуживает уважения.
olt_z_s
23 ноя, 2011 17:22 (UTC)
Спасибо за отзыв. Мне было интересно услышать Ваше мнение.
kolyan68
23 ноя, 2011 08:04 (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Насчет британцев - Брум, насколько помню, очень возмущался по этому поводу. Сам то он с радостью продолжил бы карьеру на подлодках.
olt_z_s
23 ноя, 2011 17:24 (UTC)
Пожалуйста.
Да, я припоминаю это.
madcap_barrett
23 ноя, 2011 10:07 (UTC)
///// Экипаж "Индры" благополучно пережил торедирование судна и месячный "вояж" в шлюпках в Атлантике.

Может ты имел в виду "недельный вояж"? Индру потопили 26.11, а экипаж подобрали 30.11.
olt_z_s
23 ноя, 2011 17:25 (UTC)
Это любопытная ошибка. Я отметил число атаки правильно, но в тот момент почему-то подразумевал 26 октября. Мои извинения.
madcap_barrett
24 ноя, 2011 06:25 (UTC)
За что? Я всегда рад помочь тебе. Хотя бы и таким образом ;)

Кстати, помнишь, еще на Саламине мы как-то отмечали, что ветеранов Кайзермарине было немало на "дойных коровах".
(Удалённый комментарий)
olt_z_s
23 ноя, 2011 19:14 (UTC)
Не стоит благодарности.
Лучшая награда автора - это интерес читателей.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel