?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приветствую. ув. коллеги!
В сегодняшней заметке речь пойдет о ветеранах немецкого подводного флота.
Признаюсь, что в истории немецких подводных сил, помимо начального периода Битвы за Атлантику (1939 год), лодок IX серии, операции "Паукеншлаг", меня всегда интересовала тема офицеров-подводников - ветеранов Первой Мировой Войны, которым пришлось послужить в подплаве и во Вторую Мировую. Особенно тех, кто командовал лодками и в то и в другое время. Список их весьма невелик и среди них есть весьма интересные персоны. В частности, хотелось бы отметить среди них - капитана цур зе Бруно Мана (Bruno Mahn) и фрегаттенкапитана Германа Ригеле (Hermann Rigele). Из общего списка ветеранов подводников обоих мировых войн они отличаются не только тем, что они командовали лодками и ходили в боевые походы, но и даже добавить в свой список успехов суда и военные корабли не только в ПМВ, но и в ВМВ тоже.

О Бруно Мане, к сожалению, известно не многое.
Ман родился в Тюрингии 3 декабря 1887 года.  Службу на флоте начал в 1911 году.  Его послужной список того времени содержит не слишком много информации - известно, что до января 1916 года он исполнял обязанности вахтофицера на броненосце береговой обороны "Хильдебранд" . После указанного времени он был отправлен в школу подплава, где проходил обучение до апреля 1916, включая и его практику на учебной подлодке UB25.  22 апреля 1916 года он получил назначение на UB33, на которой он исполнял обязанности вахтофицера по апрель 1917. 12 мая 1917 Ман был переведен на подводный минзаг UC59, где прослужил до июня 1918 также в должности вахтофицера.  Я обратил внимание на один любопытный момент - дело в том, что и на UB33 и на UC59, в период службы на них Бруно Мана, командиром был капитан-лейтенант Герберт Лефхольц, который, став командиром минзага, похлопотал о переводе своего офицера к себе на лодку.
Успехи Лефхольца во время войны были скромные. По современным данным, за ним числиться две жертвы - русский вспомогательный тральщик "Илья Муромец" и британское судно "Ремус", погибшие на минах, выставленных Лефхольцом на UC59. Стоит отметить, что данная субмарина относилась к типу UCII, который имел всего три торпедных аппарата - один кормовой и два носовых, последние расположены вне прочного корпуса. Но вернемся к Ману. Прослужив с Лефхольцом на на UC59 год, в апреле 1918 Бруно Ман получает под свою руку собственную лодку UB21, на которой успешно воюет в Северном море до осени 1918 года. Общий список побед UB21 под командованием Мана - 6 потопленных судов на  7,844 брт.  23 ноября 1918 года Ман покидает флот в чине оберлейтенанта цур зе (16.11.18) резерва. Послевоенная судьба Бруно Мана не известна, упоминание о нем я имею только начания с 1937 года, когда он вновь вернулся на службу.  С октября 1937 до начала операции "Везерюбунг" (апрель 1940) он исполнял обязаности офицера по связям с ВМФ при 13-м армейском корпусе.  В апреле 1940 судьба Мана дает новый виток и он возвращается в подплав. Пройдя полный курс переподготовки, в ноябре 1940 он снова становиться командиром подводной лодки, имея звание фрегаттенкапитана.

Принятая им под командование лодка стоит отдельного упоминания.
29 апреля 1940 года британский подводный минзаг HMS Seal вышла в море из Иммингхэма, для осуществления операции "DF 7". Целью операции было парализовать движение немецких судов в Норвегию установкой у шведского острова Винга 50 минного поля из 50 мин.  4 мая 1940 в 02:30 ночи лодка была атакована немецким самолетом "He 115" из "Küstenfliegergruppe 76". Субмарина получила незначительные повреждения. В 9 часов утра HMS Seal начала установку мин, на которую ушло 45 минут.  Установка минного поля прошла без проишествий. В 18:30 подлодка подорвалась на мине и получив серьезные повреждения, легла на грунт на 30-метровой глубине. 5 мая в 01:30 ночи HMS Seal всплыла на поверхность и попыталась достигнуть шведских территориальных вод, но час спустя была замечена немецким гидропланом Ar 196. "Арадо" оберлейтенанта Меренца атаковал подлодку пулеметным огнем и сбросил на неё две бомбы. Спустя несколько минут второй "Арадо" оберлейтенанта Шмидта также пошел в атаку.  В результате этих нападений некоторая часть экипажа минзага была ранена. Лодка сдалась немецким гидропланам.  В 06:30 утра немецкий охотник за подлодками "UJ 128" капитан-лейтенанта Ланге прибыл на место происшествия и взял лодку на буксир, таща её к немецкой ВМБ во Фридрихсхафене (где бозировалась 12-я флотилия охотников за ПЛ) 11 мая в 14:30 HMS Seal была приведена в Киль немецким буксиром "Seeteufel" после чего её поместили на верфь "Германия" для её ремонта. 30 ноября 1940 отремонтированную "англичанку" приняли в состав ВМФ Германии под названием UB и назначали командиром на неё Бруно Мана. Cама по себе лодка не имела особой ценности для Кригсмарине, как боевая единица, главная выгода от неё была получена немцами за счет тщательного анализа британских торпед, который был необходим для устранения дефектов ненадежных взрывателей немецких торпед. UB же использовалась как учебная субмарина.

Итак, не смотря на свой возраст (на тот момент ему было 52 года!!!), Ман снова стал командиром подводной лодки. Он исполнял обязаности командира UB до 31 июля 1941 пока не был переведен на другую лодку. UD5, командиром которой стал Бруно Ман, была бывшей голландской субмариной О27, захваченная немцами в Роттердаме на верфи 14 мая 1940 года. Правда, в строй немецкого флота она вступила только в январе 1942 года. Поэтому с 1 августа по 26 сентября 1941 фрегаттенкапитан Ман фактически находился на верфи, где лодку заканчивали приводить к немецким стандартам после достройки. 26 сентября экс-О27 была спущена на воду и приписана к 5-й учебной флотилии базировавшейся на Киль, в состав которой она входила по август 1942.  Далее случилась весьма необычная вещь - Дениц изменил  статус субмарины и приписал её к 10-й боевой флотилии. В принципе, это могло бы быть не столь удивительным, если бы не одна вещь. UD5 по всем меркам была современной субмариной (немцы захватили её в стадии неполной готовности на стапеле. Закладка О27 произошла 3.9.1939) и её использование на "фронте" можно было предположить, но то что на ней оставили командира в возрасте 54 года логически понять трудно. Но так или иначе, UD5 под командованием капитан цур зе Мана ( очередное звание было присвоено 1 августа 1942) вышла из Киля в поход 27 августа 1942.  Лодка совершила переход до Марвикена (Норвегия) откуда отправилась в Атлантику. UD5 надлежало действовать в районе Фритауна в роли "свободного охотника". Особых успехов Ман у берегов Африки не достиг, сумев потопить одно судно. 29 октября его жертвой стал британский пароход "Примроуз Хилл", переделанный в КАМ-шип.  Ман выпустил в судно две торпеды, одна, из которых, поразила корму "британца".  Пароход остался на плаву, но экипаж парохода покинул торпедированное судно, спустив на воду шлюпки. Вскоре после атаки субмарина появиалсь на поверхности и направилась к спасшимся с целью их опроса и пленения британского капитана. Так описывал эти события 2-й офицер "Примроуз Хилл" Робертсон в своем дневнике:
"Вскоре мы могли разглядеть на поверхности обьект, который двигался в нашу сторону. Это оказалась немецкая подлодка, ответсвенная за ту ситуацию в которой мы оказались. Немецкий командир приветствовал нас  и начал задавать вопросы относительно нашего судна. Он также потребовал, чтобы наш капитан поднялся на борт субмарины, но мы ответили, что капитан и офицеры погибли. Нельзя сказать, что он поверил нам. Но наша одежда выглядела так, что опознать по ней нужных ему персон, было невозможно, выпачканные в нефти, мы имели черезвычайно жалкий вид.
После этого, немецкий командир пожелал нам "спокойной ночи" (возможно это был сарказм или любезность) и подлодка отправилась к нашему судну. Через несколько минут сильный взрыв потряс шлюпки, и мы были убеждены, что это была вторая торпеда, отправившая наше судно на дно. Приблизительно в 18:20 судно затонуло."
(с)

На нанесения "удара милосердия" Ману потребовалось две торпеды, которые были выпущены в судно почередно с интервалом получаса. После последнего попадания "Примроуз Хилл" разломился на двое и затонул.  Его экипаж был позже подобран британским судном и доставлен во Фритаун. Недобившись большего результата, Ман пришел в Лориан 12 ноября 1942.  Пробыв там почти 10 дней, UD5 покинула Францию и совершила переход в Германию, с заходом в Берген, прибыв в Киль 9 января 1943 года.  Через несколько дней после прихода в Киль, Ман сдал командование другому офицеру и был назначен временно исполняющим обязанности командира 8-й учебной флотилии. В апреле 1943 он переводится в Гамбург, где является старшим офицером местной базы подлодок. В сентябре того же года Ман становится командиром 31-й учебной флотилии, базировавшейся на Гамбург, которой он командует до апреля 1945. Венцом карьеры капитана цур зе Бруно Мана стало назначение в самом конце войны командующим подводными силами на Балтике. В этой должности он встретил капитуляцию Германии.  О после военной судьбе Бруно Мана практически ничего неизвестно, кроме даты его смерти. Он скончался 6 февраля 1961 года в возрасте 73 лет.

Бруно Ман является своеобразном рекордсменом среди командиров подводных лодок. Свой последний поход, длившийся 75 суток, он совершил в возрасте 54 года  Торпедирование "Примроуз Хилла" делает его вероятно самым возрастным командиром ПЛ, совершившим торпедную атаку во Второй Мировой Войне.
promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
gangrel123
19 ноя, 2011 22:51 (UTC)
Спасибо, весьма интересно. С интересом жду рассказа о втором ветеране.)
olt_z_s
23 ноя, 2011 17:21 (UTC)
Исполнено.
gangrel123
23 ноя, 2011 18:50 (UTC)
Большое спасибо) Уже прочёл.)
maxdianov
21 ноя, 2011 17:38 (UTC)
Большое спасибо, очень интересно, до сих пор только Георг фон Виламовиц-Меллендорф был на слуху.Уважаемый Владимир, не располагаете ли Вы подробностями, почему все-таки Кригсмарине отказалось от услуг Макса Валентинера? Среди "своих", этот обладатель Голубого Макса считался преступником или нет? Все-таки нужны веские основания, чтобы пренебречь таким опытом.
olt_z_s
21 ноя, 2011 20:52 (UTC)
Уважаемый Максим!
Валентинер после ПМВ имел неважное здоровье и вряд ли смог бы нести все тяжести службы в море. У него были больные легкие. Но никто от его услуг не отказывался. Валентинер в военное время возглавлял комиссию по принятию новых лодок у верфей - UBoots-Abnahmekommision (UAK). В марте 1945 он ушел в отставку по состоянию здоровья в чине капитана цур зе.
olt_z_s
22 ноя, 2011 19:58 (UTC)
Кстати о командире U459.
Его личность всегда меня интересовала. Когда-то я собирал материал для статьи о нем. Не расстаюсь с надеждой написать о нем. Весьма интересный и необычный человек с достаточно трагичной судьбой.
maxdianov
25 ноя, 2011 16:48 (UTC)
Благодарю Вас за разъяснение по поводу Валентинера. Я знал, что он служил во время войны, но думал, что это была вынужденная мобилизация. Меня сбил с толку А.Г. Больных, который очень уж прозрачно намекнул в своих "Океанских просторах", что вновь создаваемый флот отказался от услуг запятнавшего себя садиста.Видимо Александру Геннадьевичу следовало бы поподробней разобраться с этим вопросом.
Про командира U459 было бы очень интересно прочитать. Не теряю надежды вместе с Вами:)!
olt_z_s
25 ноя, 2011 19:17 (UTC)
В данном случае А.Г. Больных, крепко не подумал. Флот почему то не отказался ни от его услуг, ни от услуг Бруммера-Патцига. Последний уж точно на "ангела" не тянул в случае потоплением одного госпитального судна.

Герр Георг был законченным пьяницей, очень популярным в подводном флоте и команда буквально носила его на руках. Настоящий морской волк. :-)
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel