?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Воистину любопытные вещи можно обнаружить в «русском» Блэйре, особенно по части комментариев редактора. Иногда они поражают своей наивностью и малознанием. Открыв «Охотников» Блэйра (Часть 1) на странице 194 можно прочитать следующее:

«Вышло так, что конвой атаковали только две немецкие лодки U48 и U45, да и то в разное время. Лодка U48 под командованием Герберта Шульце потопила французский танкер «Эмиль-Миге» вместимостью 14000 тонн и французское грузовое судно «Луизиан» в 7000 тонн, а затем пустила на дно два английских грузовых судна, вероятно отставшие от других конвоев.*

* Стоит обратить внимание – призовое право фактически уже не соблюдается! (Прим. ред.)»


Цитата по К. Блэйр «Подводная война Гитлера1939-1942 Охотники» Часть 1, Терра Фантастика, АСТ, СПб, стр. 194

Одним из потопленных U48 английских судов, был британский пароход «Хиронспул», пущенный на дно Гербертом Шультце ночью 13 октября 1939 года. Весь экипаж судна в полном составе успел спуститься в шлюпки, и вскоре был подобран американским лайнером «Президент Хардинг», который доставил его в Нью-Йорк. Позволю себе привести две небольшие заметки, которые опубликовала британская «Таймс» 14 и 23 октября 1939 на тему «Хиронспула», чтобы восстановить полную картину происходившего. Заметки сопровождаю своими комментариями (выделено синим).

«Таймс», 14 октября 1939.
ПОТОПЛЕНО БРИТАНСКОЕ СУДНО
КОМАНДА СПАСЕНА АМЕРИКАНСКИМ ЛАЙНЕРОМ

Британский пароход «Хиронспул» (5202 тонны) подвергся нападению немецкой подлодки и был ею потоплен. Сообщено, что вся команда подобрана американским судном.
«Хиронспул» принадлежал пароходной компании «Пул» и имел портом приписки Уэст Хартпул. Согласно сообщению агентства Рейтер из Нью-Йорка, капитан американского лайнера «Президент Хардинг»(13,869 тонн) передал вчера, что он спас всех 36 членов* экипажа «Хиронспула». «Хиронспул» стал первым британским судно, которое было потоплено, после того, как «Глен Фарг»**, судно 876 тонн был атакован и потоплен немецкой подлодкой 4 октября». (с)

* Любопытно, что на сайте uboat.net в строке «спасшиеся» стоит знак вопроса.
** Потоплено U23 Отто Кречмера.



«Таймс», 23 октября 1939.
ОБСТРЕЛ НЕМЕЦКОЙ СУБМАРИНЫ

Капитан «Хиронспула» Батсон сказал, что в пятницу вечером он видел, что «Эмиль-Миге», находившийся от него приблизительно в шести милях, был обстрелян* и поэтому он развернул свое судно курсом на северо-восток , чтобы уйти подальше.
Около 8 часов они услышали взрыв и увидели столп воды справа по борту. Полчаса спустя субмарина приблизилась и сигнализировало «Чье судно?».**

* Танкер был остановлен U48 огнем из орудия в 18:05 и расстрелян ею после того, как экипаж оставил судно.
** «Хиронпул» был замечен U48 в 18:25, после чего, Шультце начал его преследовать.
Первая торпеда была выпущена лодкой в 20:24. По мнению командира лодки она взорвалась в 100 метрах впереди судна.


«Как только мы смогли разобрать сигнал» - сказал капитан Батсон, -«Мы сделали два выстрела по лодке, после чего она погрузилась.* Я шел курсом на запад в течении двух часов, делая противолодочный зигзаг. Около 23:00 субмарина появилась на поверхности за кормой. Мы быстро открыли огонь и выпустили по ней один за другим два снаряда.** Она погрузилась, но вновь появилась в полночь и выпустила торпеду, которая взорвалась справа от нас.*** Затем субмарина вновь была замечена справа по борту и мы снова стреляли»

* Шультце отметил в ЖБД лодки, что в 20:45 судно совершило по U48 четыре выстрела из орудия и начала радиопередачу.
** Лодка была обстреляна в 23:14. В 21:15 и в 23:05 Шульце выпустил по «Хиронспулу» две торпеды, которые в цель не попали. Так как на этот раз никаких взрывов торпед не было, на британском судне их просто не заметили. После погружения лодка выпустила в судно четвертую торпеду (в 23:50), которая также ушла в «молоко».
*** Пятая торпеда была выпущена в 23:52. Именно её взрыв описывает капитан судна. Согласно Шультце торпеда взорвалась в 120 метрах за кормой парохода.


Через некоторое время субмарина погрузилась снова, и вскорости сильный взрыв потряс носовую часть «Хиронспула». Судно было торпедировано. Капитан Батсон продолжил:
«Мы покинули судно, перейдя в две спущенные шлюпки, которые вскоре после отхода находились друг от друга на некотором расстоянии. Мы видели, что передняя часть судна отломилась. Субмарина появилась на поверхности недалеко от нас спустя 20 минут, но, как показалось, не заметила нас. Мы увидели «Президент Хардинг» приблизительно в 5:30 утра, незадолго, как затонул «Хиронспул». (c)

* В 01:16 лодка выпустила шестую торпеду, которая наконец-то поразила «Хиронспул».

Выводы.
Врядли уместно говорить о каком-либо призовом праве в данном случае.  Противолодочный зигзаг и артогонь совершенно не способствовали проведению каких-либо действий в этом отношении. Капитан британского судна своими действиями просто  бессовестно лишил (здесь нужен смайлик) немецкую лодку возможности вести себя по правилам.  Правомерность потопления "Хиронспула" невызывает сомнений.  Любопытно отметить, что Шультце видел, как экипаж  парохода оставил судно, но подходить к шлюпкам не стал.  Вероятно, командир U48 решил, что игры в благородство кончились, хотя еще месяц назад после потопления британского парохода "Фирби" Шультце отправил открытым текстом следующую радиограмму:
"Transmit to Mr. Churchill. I have sunk British steamer Firby position 59°40N/13°50W. Save the crew if you will please. German submarine."



promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
alfred_berzin
8 ноя, 2011 08:24 (UTC)
6 торпед на одно судно! Многовато!
olt_z_s
8 ноя, 2011 18:26 (UTC)
Обратите внимание на эту заметку:
http://olt-z-s.livejournal.com/27606.html
Думаю, ув. Альфред Семенович, что Вы поймете почему Дениц считал, как минимум треть использованных торпед "дрянью".
alfred_berzin
8 ноя, 2011 18:46 (UTC)
О качестве торпед (магнитных взрывателях) я читал.
Вашу информацию прочитал, спасибо.
maxdianov
8 ноя, 2011 16:39 (UTC)
Уважаемый Владимир, спасибо за интересные подробности.Шультце конечно благороден, спору нет и случай с "Фирби" получил широкую известность. Но у меня в голове не укладывается мелодраматичная история потопления Шультце "Ройял Септра", с последующим помилованием "Браунинга" для спасения уцелевших, в изложении Бреннеке.Если так оно и было, то это, гм, вообще ни в какие ворота. Известно ли Вам как командование и Дениц отреагировали на эти действия Шультце?
olt_z_s
8 ноя, 2011 19:10 (UTC)
Именно так и было.
Два года назад я уделил подробно рассматривал сей случай:
http://olt-z-s.livejournal.com/6297.html

Что же касается Редера и Деница, то первого в тот момент более волновали тревожные доклады о качестве используемых торпед, а второй был сильно озабочен разработкой операции проникновения на рейд ВМБ в Скапа Флоу. 18 сентября оба встречали возвращающиеся из Атлантики подводные лодки, но нет никаких упоминаний о порицании и одобрении действий Шультце. Полагаю, что этот случай должен был стать прекрасной кормушкой для министерства пропаганды, которое должно было чем то ответить на волну обвинений (в большинстве не соответствующих действительности), которую подняла союзная пресса после потопления "Атении".
olt_z_s
12 ноя, 2011 10:35 (UTC)
Re: О переводчиках:
Данное издание прошло мимо моего внимания. Интересно было бы конечно познакомится с этой работой. Правильно ли я понял, что это не авторская работа, а перевод? Если так, то какой оригинал?
djak_krjakutny
12 ноя, 2011 11:34 (UTC)
Re: О переводчиках:
Не жалейте.
Автором указан некто Николай Милютин.
Но то, что это тупой перевод - просто факт.
Причём аФтар явно и текст не читал.
Такие перлы, как правила / законы Прайза (2 варианта), лодки "Шнель", пистолет торпеды, новые магнитные пистолеты для торпед не то что мужчина - мальчик бы не смог. Только девочка - переводчица.
Ну и в завершении - ненавязчивое топтание на теме: "Сталин убил всех-всех-всех и ещё тех, кто в Катыни", непонятно зачем притянута к содержанию.

А вот откуда "цельнотянуто" - данных не нашёл.
olt_z_s
12 ноя, 2011 16:58 (UTC)
Re: О переводчиках:
То есть вы хотите сказать, что аффтар брал из иностранной литературы данные и не удосужился им дать хотя бы мало-мальский грамотный перевод и толкование?
djak_krjakutny
12 ноя, 2011 19:16 (UTC)
А что можно сказать?
Ну если schnellboot переведён как лодка "Шнель", а призовое право как законы Прайза...

Вы уж извините, что я вопросом на вопрос.
olt_z_s
12 ноя, 2011 20:30 (UTC)
Re: А что можно сказать?
а вот это как раз вызывает любопытство. Но любопытство связанное не приобретением книги, а с желанием полистать.
djak_krjakutny
13 ноя, 2011 06:25 (UTC)
Re: А что можно сказать?
А Вы в Москве живёте?
Если да, то можно найти способ передать книгу Вам.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel