Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

Случай с "Хиронспулом".

Воистину любопытные вещи можно обнаружить в «русском» Блэйре, особенно по части комментариев редактора. Иногда они поражают своей наивностью и малознанием. Открыв «Охотников» Блэйра (Часть 1) на странице 194 можно прочитать следующее:

«Вышло так, что конвой атаковали только две немецкие лодки U48 и U45, да и то в разное время. Лодка U48 под командованием Герберта Шульце потопила французский танкер «Эмиль-Миге» вместимостью 14000 тонн и французское грузовое судно «Луизиан» в 7000 тонн, а затем пустила на дно два английских грузовых судна, вероятно отставшие от других конвоев.*

* Стоит обратить внимание – призовое право фактически уже не соблюдается! (Прим. ред.)»


Цитата по К. Блэйр «Подводная война Гитлера1939-1942 Охотники» Часть 1, Терра Фантастика, АСТ, СПб, стр. 194

Одним из потопленных U48 английских судов, был британский пароход «Хиронспул», пущенный на дно Гербертом Шультце ночью 13 октября 1939 года. Весь экипаж судна в полном составе успел спуститься в шлюпки, и вскоре был подобран американским лайнером «Президент Хардинг», который доставил его в Нью-Йорк. Позволю себе привести две небольшие заметки, которые опубликовала британская «Таймс» 14 и 23 октября 1939 на тему «Хиронспула», чтобы восстановить полную картину происходившего. Заметки сопровождаю своими комментариями (выделено синим).

«Таймс», 14 октября 1939.
ПОТОПЛЕНО БРИТАНСКОЕ СУДНО
КОМАНДА СПАСЕНА АМЕРИКАНСКИМ ЛАЙНЕРОМ

Британский пароход «Хиронспул» (5202 тонны) подвергся нападению немецкой подлодки и был ею потоплен. Сообщено, что вся команда подобрана американским судном.
«Хиронспул» принадлежал пароходной компании «Пул» и имел портом приписки Уэст Хартпул. Согласно сообщению агентства Рейтер из Нью-Йорка, капитан американского лайнера «Президент Хардинг»(13,869 тонн) передал вчера, что он спас всех 36 членов* экипажа «Хиронспула». «Хиронспул» стал первым британским судно, которое было потоплено, после того, как «Глен Фарг»**, судно 876 тонн был атакован и потоплен немецкой подлодкой 4 октября». (с)

* Любопытно, что на сайте uboat.net в строке «спасшиеся» стоит знак вопроса.
** Потоплено U23 Отто Кречмера.



«Таймс», 23 октября 1939.
ОБСТРЕЛ НЕМЕЦКОЙ СУБМАРИНЫ

Капитан «Хиронспула» Батсон сказал, что в пятницу вечером он видел, что «Эмиль-Миге», находившийся от него приблизительно в шести милях, был обстрелян* и поэтому он развернул свое судно курсом на северо-восток , чтобы уйти подальше.
Около 8 часов они услышали взрыв и увидели столп воды справа по борту. Полчаса спустя субмарина приблизилась и сигнализировало «Чье судно?».**

* Танкер был остановлен U48 огнем из орудия в 18:05 и расстрелян ею после того, как экипаж оставил судно.
** «Хиронпул» был замечен U48 в 18:25, после чего, Шультце начал его преследовать.
Первая торпеда была выпущена лодкой в 20:24. По мнению командира лодки она взорвалась в 100 метрах впереди судна.


«Как только мы смогли разобрать сигнал» - сказал капитан Батсон, -«Мы сделали два выстрела по лодке, после чего она погрузилась.* Я шел курсом на запад в течении двух часов, делая противолодочный зигзаг. Около 23:00 субмарина появилась на поверхности за кормой. Мы быстро открыли огонь и выпустили по ней один за другим два снаряда.** Она погрузилась, но вновь появилась в полночь и выпустила торпеду, которая взорвалась справа от нас.*** Затем субмарина вновь была замечена справа по борту и мы снова стреляли»

* Шультце отметил в ЖБД лодки, что в 20:45 судно совершило по U48 четыре выстрела из орудия и начала радиопередачу.
** Лодка была обстреляна в 23:14. В 21:15 и в 23:05 Шульце выпустил по «Хиронспулу» две торпеды, которые в цель не попали. Так как на этот раз никаких взрывов торпед не было, на британском судне их просто не заметили. После погружения лодка выпустила в судно четвертую торпеду (в 23:50), которая также ушла в «молоко».
*** Пятая торпеда была выпущена в 23:52. Именно её взрыв описывает капитан судна. Согласно Шультце торпеда взорвалась в 120 метрах за кормой парохода.


Через некоторое время субмарина погрузилась снова, и вскорости сильный взрыв потряс носовую часть «Хиронспула». Судно было торпедировано. Капитан Батсон продолжил:
«Мы покинули судно, перейдя в две спущенные шлюпки, которые вскоре после отхода находились друг от друга на некотором расстоянии. Мы видели, что передняя часть судна отломилась. Субмарина появилась на поверхности недалеко от нас спустя 20 минут, но, как показалось, не заметила нас. Мы увидели «Президент Хардинг» приблизительно в 5:30 утра, незадолго, как затонул «Хиронспул». (c)

* В 01:16 лодка выпустила шестую торпеду, которая наконец-то поразила «Хиронспул».

Выводы.
Врядли уместно говорить о каком-либо призовом праве в данном случае.  Противолодочный зигзаг и артогонь совершенно не способствовали проведению каких-либо действий в этом отношении. Капитан британского судна своими действиями просто  бессовестно лишил (здесь нужен смайлик) немецкую лодку возможности вести себя по правилам.  Правомерность потопления "Хиронспула" невызывает сомнений.  Любопытно отметить, что Шультце видел, как экипаж  парохода оставил судно, но подходить к шлюпкам не стал.  Вероятно, командир U48 решил, что игры в благородство кончились, хотя еще месяц назад после потопления британского парохода "Фирби" Шультце отправил открытым текстом следующую радиограмму:
"Transmit to Mr. Churchill. I have sunk British steamer Firby position 59°40N/13°50W. Save the crew if you will please. German submarine."



Tags: ВМВ Атлантика, Клэй Блэйр, Подводные асы, дубы-переводчики, ляпы, торпеды
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments