?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Надо бы вспомнить..

31 октября сего года исполнилось 70 лет со дня происшествия одного события в Битве за Атлантику, которое вполне заслуживает, чтобы называться знаковым.




Из Журнала Боевых Действий немецкой подлодки, запись от 31 октября 1941 года:
" 04:00
Квадрат АК 9982
Облачно, яркая залитая лунным светом ночь. Волнение моря 1 балл.
05:10
Замечен конвой приблизительно в 5 милях. Большие суда.
05:56
Радиограмма в штаб:
= Конвой в квадрате AK 9973, неприятель держит курс на север, скорость 10 узлов. =
06:30
Радиограмма в штаб:   
= Неприятель в квадрате AK 9957, курс 10°, скорость 8 узлов. = 
07:08          
Радиограмма в штаб:     
 = Конвой в поле зрения в квадрате AK 9951, курс 30 °, 9 узлов =
07:00     
Начинаю атаку после того, как луна зашла. Хотя видимость все еще слишком хорошая из-за северного сияния и звезд. Корабли эскорта находятся далеко от конвоя, но они настолько многочисленны, что в это короткое и доступное для атаки время трудно найти легкий путь к конвою.
 08:00     
квадрат AK  9927     
До  08:00 часов только контакты с кораблями эскорта.   
08:34          
С расстояния 1000 метров атакую силуэт эсминца двухторпедным залпом. Обе торпеды в цель. Высокая вспышка пламени. Корабль разломлен сильнейшим взрывом собственных глубинных бомб.
Покинул позицию атаки, уйдя от нее недалеко, но новый выход в атаку делать не стал из-за освещения моря пламенем. Маневрирую вперед.
10:10          
Встреча с Эндрассом. Сообщил ему мегафоном ситуацию, после моих двух контактов с неприятелем слева по борту."

Из воспоминаний одного из  выживших членов экипажа эсминца Роберта Дж. Ховарда:
"Боб сменился с вахты приблизительно 04:00 и решил поспать в на посту торпедистов за рубкой, вместо того, чтобы занять свою койку в жилом помещении.Наступал рассвет и было мало смысла идти туда, когда на посту к его распоряжению была большая и удобная куча спасательных жилетов. Вскоре после того, как он заснул, корабль был сотрясен сильным взрывом ( магазины в носу сдетонировали через секунды после попадания торпеды, послужив причиной гибели всех, кто находился в носовой части, кроме двух человек). Когда он распахнул дверь все, что он увидел перед собой - это была стена огня. Корабль потерял носовую часть и пламя грозило зажечь топливо, которое вытекало в море. Он схватил спасательный жилет после чего начал передавать остальные своим товарищам выскочившим из жилых помещений на палубу. Не прозвучал приказ "покинуть корабль", но было очевидно, что это необходимо, поскольку корма быстро садилась в море. Только три из шести спасательных плотов уцелели и приблизительно 60-70 моряков оказались в ледяной воде, где расползалось нефтяное пятно. За день перед трагедией эсминец атаковал гл. бомбами контакт полученный сонаром. Спусковые механизмы гл. бомб были установлены на safe. Но поскольку бомбы катились спусковые механизмы должны были автоматически встать на боевой взвод и бомбы будут взрываться на глубине 15 и 30 метров. Поскольку корма погрузилась, по крайней мере две бомбы взорвались, когда глубина их погружения достигла нужной отметки и стали причиной гибели многих моряков, находившихся в воде, также  ранив оставшихся.  Выжившие сбились в группу, разместив тяжелораненых на плотах. Не было никакой паники, каждый человек действовал спокойно, как будто бы это была обычная тренировка в оставлении корабля."

Вероятно некоторые из вас, ув. коллеги, уже догадались о чем идет речь.
Совершенно верно. Выше я цитировал ЖБД U552 Эриха Топпа и сделал перевод  отрывка из воспоминаний члена экипажа  американского эсминца "Рубен Джеймс" Роберта Дж. Ховарда*, которому посчастливилось пережить гибель своего корабля.  Вечером 25 октября Топп покинул Сен-Назер, выйдя в свой 6-й поход на U552. 30 октября Топп получил радиограмму Деница, которая гласила:
"U-571, 577, 567, 133, 552 и 96 составляют группу  "Stoßtrupp"  и образуют линию между квадратами от AJ 9822 и AJ 3395". Дальнейшие действия изложены в ЖБД Топпа, который обнаружил конвой, преследовал и атаковал.  Конвоем который был обнаружен U552, оказался НX-156 в сопровождение которого входила группа из 5-ти американских кораблей.  Торпеды Топпа поразили американский эсминец "Рубен Джеймс", который взорвался и затонул с большими жертвами в экипаже. Погибло 115 американских моряков и только 45 было подобрано из воды.  "Рубен Джеймс" стал первым американским кораблем, потерянным ВМФ США во Второй Мировой Войне. До Пирл-Харбора оставалось еще чуть более месяца...




Эсминец ВМФ США "Рубен Джеймс" (USS Reuben James (DD 245)


Командир U552 Эрих Топп со своим лучшим другом "Берти" Эндрассом.

Фото взяты с ресурсов:

http://www.navsource.org
http://www.uboat.net

* Перевод может содержать некоторое количество ошибок, так как подвергся литературной обработке и несоответсвует точно оригинальному тексту.

















promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
alfred_berzin
2 ноя, 2011 06:54 (UTC)
Интересно. Немного удивляют многословные радиограммы с подводной лодки.Радист передавал же ключём.Где же скрытность?Гибель ЭМ описана потрясающе.Спасибо.
olt_z_s
2 ноя, 2011 21:47 (UTC)
Не стоит благодарности.
Альфред Семенович, у немцев существовала система коротких сигналов, которыми лодка передавала такие сообщения. Разумеется командир записывал в журнал переданное сообщение в обычном виде, не шифрованном. А радист уже после получения сообщения кодировал его и отправлял шифрованной морзянкой.
Как пример:
Отправляемое сообщение в обычном виде:
GELEITZUG 16-20 DAMPFER
Quadrat CA 91 33 (CA 90 and 133)
U-999
(Конвой 16-20 судов, квадрат СА9133, U-999)

Начало преобразований с помощью шифра:
GELEITZUG 16-20 DAMPFER = 0512
Quadrat CA 90 = 4545
133 = 8152

Далее:
0512 4545 8152
+ 0384 0384 0384
----------------
0890 4829 8436

Далее:
0890 = ZLDP
4829 = OYAK
8436 = WIKW
U999 = LQX

Далее полученные триграммы готовы к отправке, хотя их могут еще и пропустить через Шифровальную машину.
alfred_berzin
3 ноя, 2011 07:07 (UTC)
Я это знал и знаю. Это передавалось с ключа,т.е. работу радиста можно было засечь,как и место ПЛ. После войны появилось СБД (сверхбыстродействие)Подобное сообщение стали передовать за доли секунды.
olt_z_s
5 ноя, 2011 08:21 (UTC)
Альфред Семенович, в этом я не сомневаюсь. Но на "дворе" стоял 1941 год, когда подобная система у немцев еще не существовала. Подобная система, именуемая немцами "Курьер" появилась лишь три года спустя в 1944 году. Передача с помощью неё действительно сократилась до 460 миллисекунд. Ранее же подобная передача занимала до минуты времени. Система "Курцсигнал" итак весьма осложнила жизнь союзническому радиоперехвату, а появись "Курьер" на пару лет ранее это могло бы существенно сократить потери лодок, виной которых стала пеленгация.
alfred_berzin
5 ноя, 2011 08:38 (UTC)
Так может наши скопировали немецкий "Курьер"?
olt_z_s
5 ноя, 2011 11:35 (UTC)
Не могу ответить утвердительно, но не исключаю такой возможности.
Правда возможно не копировали, но взяли для разработки при создании своего решения, как основу. Но если во время войны мы такой системой не обладали, логично было бы провести параллели с тем, что после войны она появилась, а другого источника её получения кроме как от Германии вероятно не было.
maxdianov
5 ноя, 2011 07:25 (UTC)
А разве созданная немцами в конце войны система "Курьер" не была сверхбыстродействующей и гарантирующей скрытность? Союзники ее очень опасались.Интересно другое - вышестоящие начальники Деница отвергали до войны его групповую тактику именно на основании того, что будет нарушено радиомолчание при управлении лодками и они будут пеленговаться. Но первая половина войны опровергла эти опасения,так как пеленгация лодки в районе конвоя отнюдь не застраховывала конвой от атаки этой лодки или ее "одногруппниц" и особой помощи охранению тоже не оказывало - настолько большие были ошибки. Конечно конвой мог менять курс, уклоняться, но опытных командиров это не останавливало. И лишь когда появились в массовом количестве на кораблях охранения рлс и хаф-дафы тогда пеленгация действительно превратилась в смертельную угрозу для у-ботов.Вообщем если бы не провал немцев в подводном кораблестроении и военной электронике в 39-41 и "Курьеры" бы появились к 1943 г. Битва за Атлантику приняла бы крайне ожесточенный характер. Разумеется это сугубо мое личное мнение.
olt_z_s
5 ноя, 2011 11:51 (UTC)
Да, возможно Вы правы.
Тесты "Курьера" начались в конце 1944 и работа над программой была весьма приоритетной. Но до введения новой системы в эксплуатацию дело не дошло, так как война закончилась раньше, чем это успели сделать. Если бы система "Kurier" была введена в эксплуатацию в более ранней стадии подводной войны, это, возможно, привело к серьезным последствиям. Союзническая разведка была бы лишена возможности радиоперехвата и контроля сообщений "kurzsignal". Это не только означало бы лишения возможности пеленговать местонахождение лодок, но также лишало дешифровщиков "кормушек", чтобы "щелкать" коды Энигмы. Это, возможно, могло сильно повлиять на ход подводной войны в Атлантике.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel