Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Работа над ошибками - первое потопленное судно

72 года назад в Битве за Атлантику произошли два знаковых события, значение которых трудно переоценить не смотря на то, что они не сопровождались какими-либо громкими происшествиями.

16 сентября 1939 года  Галифакс покинул первый конвой из, ставшей знаменитой впоследствии, серии североатлантических конвоев, обозначавшихся аббревиатурой "НХ".   Конвои формировались из судов, способных на протяжении перехода через океан поддерживать скорость в 9 узлов, так как это была официально принятая скорость для караванов "НХ".  По мимо этого под этой литерой было также сформировано еще 17 конвоев, которые имели аббревиатуру "НХF", где последняя буква обозначала "Fast" или "быстрый". В них входили суда, скорость которых была выше 9 узлов.  Всего же за 6 лет Битвы за Атлантику было сформировано 377  конвоев с литерами "НХ/HXF" в состав которых вошли около 18000 судов (По различным данным точное число судов указывается от 17744 до 18740).  Потери конвоев "НХ"  с 1939 по 1945 составили 206 судов:110 погибли, когда находились в составе конвоя, 60 погибли, когда отстали от ордера и 36 после роспуска конвоя. Большая потерь приходится на 1940 год - 54 судна.  Из наиболее пострадавших конвоев этой серии принято считать следующие:
НХ-72 потерял 11 судов
НХ-79 потерял 12 судов
НХ-90 потерял 11 судов
НХ-126 потерял 9 судов
НХ-229 потерял 13 судов
Пунктом, где формировались конвои "НХ", являлся порт Галифакс (Канада). Оттуда караваны отправлялись через Атлантику в Ливерпуль (Британия).  До 1942 года пункт отправки оставался неизменным, но в указанный год его перенесли в Нью-Йорк. Существовала также дополнительная подветвь конвоев "НХ", которая именовалась "ВНХ".  Она означала конвои, которые формировались на Бермудских островах и после этого шли в точку рандеву для встречи и присоединения к конвоям с литерами "НХ". Лишь один конвой этой подсерии дошел до Британии, как самостоятельная единица - "ВНХ-104".
Конвой "НХ-1" покинул Галифакс 16 сентября 1939 года, имея в своем составе 16 британских и 2 французских судна. Эскорт конвоя после выхода судов из Галифакса состоял из 2 канадских эсминцев - HMCS "St. Laurent " и HMCS "Saguenay" и двух тяжелых британских крейсеров "Бервика" и "Йорка".  Эсминцы покинули конвой на следующий день, крейсера ушли лишь 18 сентября.  Позже конвой покинуло британское судно "Kirnwood", которое вернулось обратно в Канаду. "НХ-1" благополучно прибыл в Ливерпуль 30 сентября.  Коммодор конвоя контр-адмирал Эллийн, державший флаг на "Nova Scotia", довел свой караван без потерь.  Так началась история конвоев серии "НХ".

В этот же день немецкая подводная лодка "U31" находилась на позиции у Западных Подходов, юго-западнее Ирландии.  В 00:30 16 сентября немцы заметили конвой  и командир субмарины капитан-лейтенант Хабекост решил преследовать противника.  Замеченный с лодки конвой был "ОВ-4", который, имея в составе 9 судов, вышел из Ливепуля 13 сентября в охранении двух британских эсминцев HMS «Warwick» и HMS «Whirlwind».  Хабекост преследовал противника до утра, передав Деницу в 7:00 сообщение о своей "находке".  Это был первый контакт немецкой подводной лодки с конвоем в Битве за Атлантику.  Дениц отреагировал на сообщение Хабекоста очень эмоционально:
"Лодки в соседних квадратах U34, 29 и 53 должны теперь действовать против конвоя - они могут иметь успех. Я назойливо вдалбливал командирам снова и снова, что они не должны упускать такие возможности. Но невозможно, что-либо сделать в итоге. В любом случае лодки имеют слишком мало топлива. Если бы только в море было было больше лодок! Однако я все еще думаю, чтобы было бы правильным напомнить командирам - к началу октября лодок в море будет не хватать и к этому времени вражеское движение конвоев станет более активным". - писал он в ЖБД командующего подводными силами.
Понятно, что командующему было больно осознавать, что первый конвой, замеченный его лодкой в море, не может быть атакован из-за недальновидной политики развития подводных сил еще в мирное время.  Оставалось только ждать и готовится к операции, к которой Дениц готовил своих командиров.   Хабекост же начал действовать через час после сообщения, поняв, что подмоги он не дождется. "U31"  сначала атаковала "самое южное судно", но торпеда прошла мимо. В 08:15 лодка совершила вторую атаку - на этот раз успешно. Торпеда поразила самое первое судно конвоя. От взрыва  пароход разломился пополам и затонул.  Через 12 минут Хабекост решил атаковать эсминец эскорта и выпустил в него парогазовую торпеду G7a, что позже было признано командиром лодки большой ошибкой. С корабля заметили след торпеды и он поспешил уклониться, после чего бросился в контратаку.  На эсминце вычислили место нахождение лодки и сбросили на нее 18 глубинных бомб.  "U31" не пострадала, хотя и "британец" хорошо отбомбился. "Пуск парогазовой торпеды был большой ошибкой. И хотя эсминец хорошо положил на нас свои бомбы -мы не получили никаких повреждений" - записал Хабекост в своем ЖБД , критикуя себя за необдуманный поступок.
Так завершилась первая атака немецкой подводной лодки конвоя союзников во время Второй Мировой Войны. Но где, казалось бы, эта история должна закончится, там она только началась. Судном, торпедированным Хабекостом, оказался британский пароход "Aviemore". Долгое время считалось, что именно "U31" совершила первую атаку конвоя и потопила первое судно из его состава. Слава первой атаки конвоя действительно принадлежит Хабекосту , но  вот "Aviemore" оказался совсем не первым судном, потопленным из состава конвоя.  Парадокс истории состоит в том, что этот британский пароход просто оказался не в том месте и не в то время. Шедший из Британии в Аргентину с грузом листового олова, "Aviemore" вовсе не входил в состав "ОВ-4" и просто пересекал его курс рано утром 16 сентября 1939 года. На свою беду именно он получил торпеду с "U31" и вместе с ней на долгое время также получил славу первого судна, потопленного из состава конвоя.  Лишь в 2008-2009 году истина была установлена истина и "Aviemore" передал свою печальную славу другому британскому пароходу - танкеру "Teakwood", который был поврежден "U35" 21 сентября 1939 года.  Указанная лодка обнаружила  конвой "ОА-7" в 13:00 и в 14:10, выйдя на позицию стрельбы, выпустила последовательно три торпеды  в танкер и эсминец. На лодке наблюдали попадание торпеды в судно и посчитали его потопленным, но танкер осталось на плаву и был доведено до Фалмута одним из эсминцев эскорта HMS "Ardent" (многие его помнят впоследствии, как защитника "Глориеса").   Таким образом все встало на свои места. Признаюсь честно, что все же я успел стать заложником ошибки с   "Aviemore",  отразив её в "Стальных Акулах":
«В сентябре же состоялась первая попытка атаковать конвой группой подлодок. Утром 15 сентября в штабе FdU сообщение о такой цели (конвой ОВ-4) получили от U-31. Дениц попытался навести на конвой U-34, U-29 и U-53, но эти лодки имели слишком мало топлива, что бы начать преследование. В результате атаку произвела только сама
U-31, которая Командующий тогда очень сильно пожалел, что не имеет большего количества лодок. Однако U 31 все таки совершила удачное нападение и сумела потопить судно тоннажем 4060 брт. Это была первая атака конвоя немецкой лодкой в Второй мировой войне и она была совершена «семеркой» 
Цитата по "Стальные акулы Гитлера" М. Морозов, В. Нагирняк. стр. 45.
И хотя в приведенной цитате на этот случай нет точного указания, но ваш покорный слуга считал на тот момент  "Aviemore" первым потопленным судном из состава конвоя.

Вероятно самое часто встречающееся слово в этом тексте - "конвой" :-)




Tags: ВМВ Атлантика, Карл Дениц, Конвои, Личное, книги, командиры, ляпы
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments