Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Сердце" Ангела

Приветствую, уважаемые коллеги!
Что бы не вводить вас в заблуждение, скажу,  что речь в этой заметке пойдет не об Алане Паркере и Микки Рурке.  Проведем небольшой разбор истории появления эмблемы лодки, хотя любители мистики возможно и увидят в ней нечто сверхъестественное.:-)

Судя по всему,  командование немецкими ВМС суеверием не страдало, когда выдавало заказ на постройку лодки с бортовым номером 666. Однако кадровики флота видимо решили локализовать данное число назначением на нее командира оберлейтенанта цур зе Герберта Энгеля. Видимо тот, кто подписал приказ о назначении на U 666 командира с фамилией "Ангел", а именно так переводится с немецкого его фамилия, обладал особым чувством юмора. Вышло так , что "сатанинской" лодкой  стал командовать " Ангел".

Биографическая справка:
Герберт Энгель родился в Гамбурге 29 июня 1912 года.
Предвоенная жизнь его не отличается какими либо подробностями. Предположительно до лета 1939 года он служил на торговом судне,  но не на рядовой должности - штурманом или помощник капитана. В ВМФ Энгель был призван еще до начала войны в июле 1939, как резервист и вероятно практически сразу попал в подплав, так как в апреле 1940 года он уже исполнял обязанности штурмана на знаменитой U 48 Герберта Шультце, в звании оберштурмана. Поясню на чем я, в данном случае, строил свои соображения по началу военной карьеры командира 666-й.  Энгель был призван на воинскую службу в возрасте 27 лет,  который не является для немецкого флота стандартным призывным возрастом.  В таком случае, если такой человек достигал в своей карьере фельдфебельского или офицерского звания, то после их присвоения к ним полагалась приставка der Reserve, что означало - не кадровый офицер. В случае с Энгелем, такая приставка упоминается только в ряде источников, другие же, в том числе и известный сайт uboat.net  не обратили внимание на то в каком возрасте он попал на службу.  Далее добавлю, что получить звание оберштурмана в то время для 18-го летнего матроса после 10-месяцев службы  было маловероятным делом. Оберштурман - это  фактически третий вахтофицер, не смотря на фельдфебельское звание. Поэтому Энгель определенно не мог быть назначенным на эту должность, не имея определенного опыта на гражданке. Однако вернемся к подробностям дальнейшей карьеры Энгеля - на U48 он исполнял обязанности штурмана до конца 1940 года, после чего ему присваивается первое офицерское звание -лейтенанат цур зее и он назначается в команду новенькой "семерки" U 559 вахтенным офицером, на которой ему довелось служить и воевать до начала 1942 года.  В феврале этого года Энгель направляется в торпедную школу Мюрвика, а затем в 24-ю учебную флотилию, где проходил подготовку, как будущий командир лодки.  28 августа 1942 он назначается командиром на U 666, которой командовал до самого конца 1943 г.  За это время лодка Энгеля совершила 3 похода в Атлантику в самое жаркое для немецких подлодок время - с февраля по октябрь 1943 года.  В декабре 1943 года, Энгель уже, имеющий звание капитан-лейтенанта, переводится на берег, где занимает должность в штабе 6-й флотилии в Сен-Назере.  Однако, сложилась так, что через 8 месяцев он вновь занял место на мостике лодки. После осады немецких ВМБ на атлантическом побережье союзниками  во Франции, началась эвакуация подводных лодок в Норвегию. Субмарина U 228 после своего 10-ти суточного похода в составе группы "Ландвирт" в июне 1944, была поставлена в док для установки шнорхеля. Ее прежний командир был отправлен в Германию принимать новый "электробот".  3 августа работы на U 228 были закончены, после чего командир флотилии принял решение отправить боеспособную лодку в Норвегию, назначив ее команддиром на время похода Герберта Энгеля. Переход U 228 длился практически полтора месяца за время которого она прошла надводным ходом всего 131 милю и практически 2500 миль под водой, используя шнорхель. Приведя лодку в Берген, Энгель через 2 недели получил назаначение в штаб командующего подводными силами Норвегии, где отвечал за боевую подготовку. В феврале 1945 он был переведен в Германию, офицером-преподавателем в 26-ю учебную флотилию, где он и прослужил до самой капитуляции. Послевоенный период его жизни неизвестен, кроме того, что Герберт Энгель скончался 4 января 1991 года в возрасте 78 лет.

После ознакомления с фактами из его карьеры и жизни, выводы можно сделать следующие:
Герберт Энгель был одним из самых опытных офицеров немецкого подплава периода 1942-1944 годов. За время своей службы на подлодках он совершил 13 боевых походов из которых  3 похода, как командир лодки. Не смотря на то, что он не имел больших успехов, как командир, его заслуги были оценены Деницем весьма высоко - Железный крест I и II  класса, Немецкий крест в золоте, бронзовая пряжка ветерана-подплава и разумеется нагрудный знак подводника, дававшегося за два боевых похода. Энгель  прошел хорошую школу во время службы у таких асов, как Шультце и Бляйхродта на U 48. В результате U 666 принял командир, имевший богатый боевой опыт,  что дало ей шанс уцелеть в 1943 во время перелома в Битве за Атлантику.  Однако все-таки судьба этой лодки оказалась незавидна после того, как первый командир покинул ее.  10 декабря 1943 лодку принял под командование другой резервист - оберлейтенант цур зе Эрнст-Август  Вильберг, который не смотря на шесть лет службы во флоте большим боевым опытом не обладал. Вильберг два года служил вахтофицером на трофейной голландской лодке UD 3 и имел за своими плечами всего три боевых похода из которых два были переходами между французскими и немецкими базами. Это было его первое назначение на боевую "семерку". Выйдя в море 25 декабря 1943 года под его командованием, U 666 перестала выходить на связь после 10 февраля 1944. Последним ее сигналом штаб было сообщение о том, что она видит эсминец. Больше лодка на связь не выходила и была объявлена штабом подводных сил пропавшей без вести 23 февраля того же года. Причины ее гибели не известны.

U-SATAN, а именно такое прозвище имела U 666, во время командования ею Гербертом Энгелем имела следующую эмблему:

Почему на рисунке ангел уже полагаю объяснять не нужно. Такая эмблема была выбрана экипажем в связи с фамилией своего командира. История второй эмблемы лодки мне мало известна, но выглядела она вот так:

В данном случае она уже похоже изображает уже падшего ангела. Возможно она появилась уже после ухода Энгеля с лодки.
Предотвращая ваши вопросы, скажу, что у Деница была также и лодка с номером 777,  которая однако в боевых действиях участия не принимала. U 777 погибла во время налета британской авиации на Вильгельмсхафен 15 октября 1944. Она имела следующую эмблему:


Заканчивая эту заметку, скажу, что в немецком подплаве служило около 30 "Ангелов", среди которых был еще один командир подлодки - оберлейтенант цур зе Ганс-Адольф Энгель  - U 273. Войну он, кстати, тоже пережил.

Такая вот история про "чертей" и "ангелов" в германском подводном флоте.
Tags: ВМВ Атлантика, Эмблемы, командиры
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments