?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вероятно вы, ув. коллеги, возможно раньше слышали историю про то как советское судно "Ванцетти", совершая переход через Баренцево море в Исландию в январе 1943,  было атаковано немецкой подлодкой U553. В ходе боя эта подлодка была потоплена артогнем орудий парохода, после чего судно продолжило свой путь. В частности, именно в таком ключе излагает ход событий некоторая  литература и периодика. Запустив поиск в глобальной сети на эту тему можно познакомится с ними. К примеру, статья Богданова Ю.П. "Подвиг моряков "Ванцетти", опубликованной  в "Северные конвои: исследования, воспоминания, документы." Вып. 3, М., 2000., которую можно найти на сайте arcticwar.pomorsu.ru/ Автор этой работы, как это следует из текста, являлся участником событий. Вот что пишет Богданов на тему боестолкновения нашего су дна с подводной лодкой:

"К концу дня 2 января 1943 г. судно сделало поворот и легло курсом на Исландию. Ночью небо прояснилось, и старший помощник капитана А. Агоев по звездам определил местонахождение судна. Оказалось, что оно находится значительно севернее, чем предполагалось, а курс его ведет прямо... на остров Медвежий.

Курс судна был сразу изменен на южное направление, чтобы дальше отойти от опасного района и оставить Медвежий к северу. Находившийся на верхнем мостике военный помощник капитана А. Чупанов заметил слева по траверсу судно, похожее на парусник, но оказалось, что это подводная лодка с обманным парусом. Стало ясно: “Ванцетти” обнаружен. Капитан объявил боевую тревогу. Моряки заняли свои места на боевых постах у кормового орудия и на верхнем мостике у крупнокалиберных зенитных пулеметов. С этого момента судно двигалось противолодочным зигзагом.

Через несколько минут с полубака, где находился боцман Ф. Ксенофонтов, раздался его голос: “На мостике, слева по носу, торпеда!”

Торпеда стремительно приближалась к судну. Капитан дал команду: “Право на борт!” машина работала самым полным вперед. Последовала новая команда: “Приготовиться к открытию огня!” Вот когда потребовалось оружие защиты!

Торпеда прошла вдоль правого борта в расстоянии 8 – 10 м, а судно продолжало по инерции двигаться вправо. В этот момент расчет кормового орудия обнаружил вторую торпеду, но уже слева по корме. Последовала команда капитана: “Лево на борт!”

Попав в сильную струю от винта, торпеда, не дойдя до борта 15 – 20 метров по корме, резко изменила направление и прошла вдоль левого борта. И тут в 4 – 5 кабельтовых по левому борту из воды на поверхности моря появился силуэт фашистской подлодки.

Все, кто в это время находился на верхнем мостике, увидели рубку и саму лодку. Мгновенно с верхнего мостика заговорили наши крупнокалиберные пулеметы. Метким огнем трассирующих пуль наш расчет прошил корпус вражеской лодки и настолько осветил его силуэт, что ясно читался ее номер: “У-553”.

А расчет кормового орудия сумел обнаружить цель. За считанные секунды один за другим были выпущены по подлодке три снаряда, которые пробили боевую рубку субмарины. Над поверхностью моря поднялся столб воды и огня.

Последние три выстрела были даны по месту погружения вражеской подводной лодки, которую немцы считали пропавшей без вести. Это произошло 5 января 1943 г. в водах Баренцева моря. Капитан парохода сразу изменил курс на север, а судно пошло форсированным ходом. Одновременно прекратили выброс за борт шлака, чтобы не демаскировать судно." (с)
arcticwar.pomorsu.ru/sea/nc3/memoirs/bogdanov.html

Казалось бы все просто и ясно. Снаряды поразили рубку лодки на которой "ясно читался номер У-553" и лодка пошла на дно. Какие могут быть еще вопросы? Однако, на самом деле все далеко не так просто.  При более пристрастном разборе фактов на основании информации доступной уже сейчас (с момента выхода статьи прошло 11 лет) можно сделать выводы, что из-за подачи непроверенной информации читатель введен автором статьи, мягко говоря, в заблуждение. Основным  краеугольным камнем этой истории является попытка выдать желаемое за действительное - приписать пароходу "Ванцетти" победу над немецкой субмариной.  Уверенность в том что советское судно потопило подводную лодку является главной ошибкой, так как за этим следует уже попытка притянуть к этой "победе" пропавшую без вести U553 Карла Турмана, которую выдают за лодку, расстрелянную "Ванцетти". Мотивом для этого является тот факт, что лодка Турмана пропала без вести в январе 1943 года.

Однако попытка выдать пропавшую без вести U553 Турмана как "жертву" "Ванцетти" выглядит на сегодняшний день весьма нелепо.
Указанные события 5 января 1943 года. В это время Турман находился во Франции и спокойно готовился к новому походу, который  действительно для него оказался последним. Лодка вышла в море только вечером 16 января из Ла Палисса, а через два дня советское судно уже пришло в Исландию. Поэтому вполне логичным выглядит, что 5 января Турман ну никак не мог находится в районе острова Медвежий и сражаться с советским судном. Турман вообще не принимал участие в боевых действиях на Арктическом ТВД и "работал" исключительно в  Атлантике. Его лодка пропала без вести после 20 января. В этот день Турман встретился в квадрате BE6113 в 19:00 c U465 что бы передать ей навигационные документы. Больше U553 никто не видел. Последнее сообщение было принято с нее в этот же день.* Квадрат BE6113 - это район Атлантике, расположенный к западу от Бискайского залива. Соответственно единственный период, когда "Ванцетти" и U553 одновременно находились в море в январе - это 16-18 января. Однако они никак не могли встретится даже в указанный период, не говоря уже о 5-м января. Основания для веры автору статьи ""Подвиг моряков "Ванцетти" о том, что на рубке обстреливаемой советскими артиллеристами лодки "ясно читался номер У-553" нет никакого. В данном случае, к этому применимо такое выражение, как "врет как очевидец".  Никакого номера на рубке лодке  никто заметить не мог, так как его там просто не было. Еще с началом Второй Мировой Войны немецкие подводные лодки избавились от всех признаков, которые могли бы противнику помочь в их визуальной идентификации. В частности все таблички с номером (расположенные на носу лодки) были сняты, а номера на рубках были закрашены.

* Штаб подводных сил, обеспокоенный недельным молчанием лодки Турмана, 31 января 1943 посчитал ее потерю весьма вероятной, о чем говорит запись в ЖБД  командующего подводными силами от этого числа. Последнюю радиограмму Турмана штаб принял 20-го числа, которая гласила: "нахожусь в квадрате BE6661. Перископ дает течь . Могу погружаться до 60 метров".


Никакой лодки "Ванцетти" не потопил. Советский пароход действительно был атакован немецкой подлодкой 5 января 1943, которая выпустила в нее три торпеды. Судно увернулось от одной из них, после чего открыло огонь из пулеметов и орудия по субмарине с расстояния 4 каб. Им было выпущено 6 снарядов, прежде чем ПЛ погрузилась. По характеру разрывов и мест падения снарядов капитан полагал, что, если лодка и не была потоплена, то настолько повреждена, что от преследования транспорта отказалась. Но лодка повреждений не получила, а просто ушла под воду уклоняясь от артогня. Поэтому ситуация вполне банальна - судно загнало под воду огнем орудия и пулеметов подводную лодку, которая неосторожно приблизилась к вооруженному пароходу. Участник событий 5 января 1943 года с немецкой стороны известен. Это U354 капитан-лейтенанта Хербшлеба, которую пытаются выдать за пропавшую без вести U553.

"Ванцетти" был замечен немецкой лодкой U615 поздним утром 5 января. U615 по джентльменски навела на судно U354 , передав последней по радио об обнаружении судна. Хербшлеб преследовал советский пароход до наступления сумерек после чего атаковал. Лодка выпустила по "Ванцетти" залпом три торпеды, одна из которых оказалась неисправной и не держась заданной глубины пошла к цели на поверхности моря. Именно ее судя по всему и заметили на "Ванцетти" после чего пароход совершил маневр уклонения.  Если с советской стороны описания произошедшего далее присутствует с избытком даже с элементами ненаучной фантастики, то что же происходило в тот момент на немецкой лодке известно ссудя по всему немногим. После произведенного залпа из надводного положения, командир U354 слишком увлекся наблюдением за судном и не обратил внимание, что расстояние между целью и лодкой сократилось до опасного. Из мечтаний немцев вывела красная ракета, которая по свидетельству командира ПЛ была выпущена с судна и попала прямо в рубку.  После этого "Ванцетти" открыл огонь и на лодке объявили тревогу и срочное погружение.  Советские канониры клали снаряды рядом с лодкой, которой чудом удалось избежать попаданий. Верхняя вахта в панике кинулась в рубочный люк, где застряли два сигнальщика, которые пытались пролезть в него. одновременно.  "Пробку" ликвидировал вахтенный офицер свои сапогом. Эти тревожные мгновения, когда лодка находилась под обстрелом были для немецких подводников крайне неприятны. Как вспоминал сам командир U354  в те секунды по их спинам "пробежал холодок". Успокоились немцы лишь тогда, когда лодка достигла глубины 40 метров. Всплыв на поверхность через некоторое время U354 судна уже не обнаружила.

После всего вышеизложенного стоит подвести итоги этой истории.
Вне сомнений действия советских моряков достойны похвалы. Мужественно отразив нападение неприятеля они заставили последнего прекратить преследование, загнав его метким огнем под воду. Конечно жаль, что "Ванцетти" был все же недостаточно меток, что бы стать первым в истории Битвы за Атлантику "купцом", который потопил своим артогнем подводную лодку. Но советские моряки были близки к этому. Однако противнику удалось уйти, на короткое время превратясь из охотника в жертву.
Но некоторым "исследователям" вероятно очень сильно хотелось, что бы "Ванцетти" все-таки записал на свой счет подводную лодку. Таким образом сначала была произведена попытка подобрать в "жертву" "Ванцетти"  одну из погибших в январе 1943 немецких субмарин. Так появилась версия, что советский пароход сражался с U553, которую и потопил. С исторической точки зрения, большого греха в этой версии нет,  не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Однако выверты с такими "фактами", как номер на рубке, находящейся под обстрелом лодки, как это наличествует в статье Богданова Ю.П. служат показателем, простите, крепкого вранья сочинительства в подобных работах. К сожалению, подобные попытки подтасовать факты, выдавая желаемое за действительное,  никакого доброго дела не делают. Моряки "Ванцетти" своими действиями доказали, что мужество, дисциплина и выучка достойны уважения вне зависимости от того, записали ли они на свой счет  лодку противника или нет.











promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
olt_z_s
16 мар, 2011 21:35 (UTC)
Рад, что в очередной раз не разочаровал Вас. :-)
klaaz
15 мар, 2011 22:08 (UTC)
Познавательно!

Еще есть сказка про то, как танкер "Сахалин" тараном потопил немецкую ПЛ в 1941 г. (!) в Керченском проливе (!)
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5720/
olt_z_s
16 мар, 2011 21:08 (UTC)
Благодарю, познавательно также.
Если обратить внимание на дату издания этого описания, то не удивительно, что там обнаружили лодку. Одной вражеской субмариной больше, одной меньше. Тогда разницы не ощущали.
К примеру, есть вот такая история так же про немецкую подлодку на Черном море. Удивитесь?
http://brummel.borda.ru/?1-6-40-00000059-000-0-0-1206826431

А вот статья о "Ванцетти" была опубликована, как я понимаю в 2000 г.
Тут есть над чем задуматься..
klaaz
17 мар, 2011 06:01 (UTC)
"К примеру, есть вот такая история так же про немецкую подлодку на Черном море. Удивитесь?"
Историю эту уже видел на форуме. Тот, кто рассказал эту историю смотрел, вероятно, предвоенный фильм "Моряки" или даже читал книгу Трублаини "Шхуна "Колумб", где описывались похожие эпизоды (про застрелившийся экипаж). Вероятно, есть и другие источники подобных легенд.

"А вот статья о "Ванцетти" была опубликована, как я понимаю в 2000 г."
Когда-то давно читал художественный рассказ про историю с "Ванцетти" и ПЛ в одном сборнике ("Приключения и фантастика", по-моему), вышедшем явно до 1991 г.
klaaz
17 мар, 2011 06:35 (UTC)
Нет, по-моему.
navydiver
16 мар, 2011 02:28 (UTC)
Очень интересно. Не слышал раньше об этом эпизоде. А есть ли какие -нибудь сведения о парусе-маскировке? Это тоже придумка?
olt_z_s
16 мар, 2011 21:33 (UTC)
"После сэра Чарльза Дарвина я готов от них ожидать электрического стула" (с) "Человек с бульвара Капуцинов".

Не на что другое я не могу сослаться. Я в парус не верю.
А вот командир подлодки вспоминал другое:
"Мы приближаемся к грузовому судну, вид которого действительно особенен: белоснежный корпус, парус треугольника за дымовой трубой и настройкой..." (с)
Это он о "Ванцетти". Одни паруса кругом, блин.. :-)
navydiver
17 мар, 2011 00:02 (UTC)
:) вот уж точно.
А может был третий корабль? Немного смущает белоснежный корпус. Вроде как лесовозы красились черным.
olt_z_s
22 мар, 2011 22:33 (UTC)
Не думаю.
на сколько я понимаю погода в то время была плоха. Снежные заряды.
Черт его знает, что там разглядели с мостика. Может Хербшлеб и ошибся.
galea_galley
16 мар, 2011 07:53 (UTC)
Аргументированный рассказ. Спасибо.
olt_z_s
16 мар, 2011 21:36 (UTC)
Спасибо и Вам, за оценку.
ecoross1
16 мар, 2011 08:48 (UTC)
Спасибо.
olt_z_s
16 мар, 2011 21:35 (UTC)
Пожалуйста.
gur64
21 мар, 2011 21:08 (UTC)
А другие случаи обстрела советским пароходом немецкой подлодки известны?
Тут вот какой нюанс - есть такой рассказ М.Алданова - "На "Розе Люксембург"" . Там, в частности, описывается потопление советским пароходом, идущим в Мурманск, всплывшей немецкой ПЛ. Забавно, что момент выплывшей из воды рубки с номером (правда U-22) присутствует.
Но впервые рассказ был напечатан летом 42 года.
olt_z_s
22 мар, 2011 21:22 (UTC)
Честно говоря, я не интересовался очень активно такими случаями. Могу сказать одно, что если они и были,то их было очень не много.
К примеру, гидрографическое судно "НОРД" (ГУСМП) успело дать в сторону немцев 1 выстрел, после чего было потоплено ответным огнем.

Что же касается таких рассказов, то веры им, простите, нет.
gur64
22 мар, 2011 22:04 (UTC)
Какая, простите, вера?
Это художественное произведение чистой воды. Автор, к тому же, эмигрант.
Меня просто интересовало - черпал он вдохновение из описаний действий британских судов-ловушек ПМВ, или до него какие-то слухи о реальном проишествии могли дойти.
Есть некие (слабые, правда) общие места в алдановском рассказе, и в тексте из начала Вашего поста. Но Алданова до 91 года в России не печатали.
olt_z_s
22 мар, 2011 22:09 (UTC)
Ну если Вы сами указываете на году опубликования 1942, то какая же может быть связь с этим случаем, который произошел позже. Это чистое совпадение. Откуда же он черпал свое вдохновение, мне, простите, не ведомо.
livejone
8 апр, 2012 02:19 (UTC)
у меня дед был как раз на мостике во время этой истории
olt_z_s
9 апр, 2012 13:33 (UTC)
Любопытно. Вспоминал что-нибудь по этому поводу?
livejone
12 апр, 2012 21:51 (UTC)
не особо любил говорить на такие темы, в принципе все как у вас написано рассказывал. Больше второй дед рассказывал. Он ходил на Кулу, говорил что в начале войны наши суда топили все кому не лень. На судах никакого вооружения не было, обычные гражданские судна,но кое на каких стояли пулеметы. Когда шли в конвое нельзя было останавливаться, так как иначе потопят всех. Поэтому много друзей с других пароходов погибло, так как помочь им не могли. В США делали делали что то типа одноразовых судов для перевозки грузов.
Но общие детали вы наверное их и так знаете.
У нас есть музей ДВМП там есть музейная экспозиция на эту тему Ванцетти, написано кстати что потопили:)
livejone
15 апр, 2012 09:00 (UTC)
а говорил что масляное пятно было на море еще
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel