Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

А если бы Прин попробовал еще раз?

Ну кажется из любителей ВМ-истории только ленивый не слышал о прорыве U 47 в главную базу британского флота Скапа Флоу 14 октября 1939 г.  Попытаюсь совершить некоторые умозаключения на тему крепости обороны  базы до и после визита туда Гюнтера Прина.

Согласно мемуарам К. Деница, человека, сделавшего весьма много, что бы действия Прина завершились успехом, во время подготовки операции была проведена серьезная работа для определения слабых мест в обороне базы:

"Еще в первые дни войны я затребовал материалы по Скапа-Флоу, которые были подготовлены штабом руководства войной на море на основании имеющихся сведений. В них указывалось расположение предполагаемых заграждений на подходах к бухте. 11 сентября 1939 года от 2-го воздушного флота был получен аэроснимок, на котором были сняты корабли, находившиеся в бухте Скапа-Флоу, в районе севернее острова Флотта и в проливе между островами Суита и Райс. Очень ценные данные о течениях, маяках и системе обороны базы содержались также в докладе командира "U-16", который, выполняя задание, побывал в районе Оркнейских островов. Он, например, считал, что проникнуть в бухту Скапа-Флоу можно через пролив Хокса, если боновое заграждение случайно будет открыто. Мы затребовали от 2-го воздушного флота возможно более точные аэроснимки отдельных заграждений на подходах к бухте. 26 сентября они поступили к нам и оказались отличного качества.

Дешифровка аэроснимков позволила сделать следующие выводы:

"а) Прорыв через пролив Хокса вряд ли возможен, а через проливы Суита и Клестрейн-Саунд — бесперспективен ввиду обнаруженных там заграждений.

б) Пролив Холм был перегорожен лишь двумя, по-видимому, затопленными судами, лежавшими поперек фарватера в проливе Кёрк, и одним судном, лежавшим у северного берега. К югу от этого судна тянулся до Ламб-Холма свободный проход шириной 17 метров. Глубина его постепенно уменьшалась с 7 метров, переходя в мель. К северу от затопленных судов также имелся небольшой проход. Оба берега пролива почти необитаемы. С моей точки зрения, ночной прорыв в этом месте во время прилива возможен. Главная трудность лежала в области навигации". ("Журнал боевых действий штаба подводных сил", 15 октября 1939 года.)

В итоге было принято решение попытаться предпринять прорыв. Мой выбор пал на командира "U-47".
Взято здесь: militera.lib.ru/h/donitz/06.html

Весьма любопытную информацию о состоянии обороны и укреплений Скапа Флоу до прорыва туда U 47 приводит в своей книге "Закат Владыки морей" британский исследователь П. Ч. Смит:

Во время Великой Войны адмирал Джеллико был убежден, что его линкоры находятся в большей безопасности, когда маневрируют в открытом море на большой скорости, чем когда стоят на якорях в «безопасной» базе Скапа Флоу. Ложные тревоги в Скапа были совершенно обычным делом, но ни одна немецкая лодка в 1916–18 годах так и не сумела проникнуть в эту базу, и постепенно система ПЛО была доведена до нормального состояния.

Когда в 1939 году Флот Метрополии вернулся в Скапа Флоу, вся проделанная ранее работа была сведена к нулю. Во время Мюнхенского кризиса в 1938 году снова было решено использовать Скапа в качестве главной базы флота, и адмирал Форбс обнаружил, что дела обстоят просто ужасно.

«Странное зрелище предстало перед ним, когда он привел свои корабли на якорную стоянку. Группа морских  пехотинцев заканчивала разбирать последнюю орудийную установку эпохи Первой Мировой войны, пока боновые заградители готовились ставить противолодочные сети, совершенно обязательные во Второй».

Адмирал Форбс провел инспекцию и обнаружил, что база совершенно беззащитна. Его особенно обеспокоил пролив Хольм-Саунд, и Форбс лично приобрел баржу, которую следовало затопить там, чтобы закрыть брешь. Несмотря на повторяющиеся напоминания Адмиралтейству в последующий год, после начала войны выяснилось, что база находится в том же самом состоянии.

«Не приходится сомневаться, что Адмиралтейство не предприняло совершенно никаких усилий, чтобы улучшить оборону Скапа Флоу в период между Мюнхенским кризисом и началом войны».

14 октября 1939 года флот заплатил за эту расхлябанность, и заплатил очень дорого. Плохое состояние обороны главной базы Флота Метрополии не укрылось от немцев, поэтому возможность проникнуть туда для решительного и умелого командира подводной лодки считалась вполне реальной. Для этой операции Дениц выбрал командира U-47 лейтенанта Гюнтера Прина. План атаки был проработан в мельчайших деталях.
Взято здесь: http://militera.lib.ru/h/smith_p5/03.html

Британцы оказались неготовы к хорошо спланированной и дерзко проведенной операции против главной базы их флота.
Официальный британский летописец истории войны на море 1939 -1945 С. Роскилл сетует на то, что в мирное время правительство Великбритании не следовало прописным истинам морской стратегии, не уделяя ВМБ достойного внимания:


"Безопасность этой островной базы должна является частью нашей главной стратегии, потому что безопасность главных баз флота входит в нашу морскую стратегию.  Если эти базы не имеют надежной защиты от всех видов нападения на них, то флот не будет в состоянии решать свою задачу, потому что не может оставаться в море длительное время. Пополнение запасов топлива и продовольствия я вляется необходимым и без переодических заходов на защищенные базы никакие механизмы кораблей и тела и умы их экипажей не могут выдержать  постоянного нахождения в море в степени высокого и постоянного напряжения. Хоть и британские корабли подготовлены к длительному нахождению в море, помощь от плавбаз и плавучих мастерских, а так же от полностью технически оснащенных верфей в конечном счете становится весьма нужной. Необходимость поддержания постоянной боевой готовности, особенно на малых кораблях, в условиях северных вод, где в течении многих месяцев года свирепствуют шторма, требует   предоставления отдыха их экипажам и организации текущего ремонта для них. Ни одна из этих потребностей не может быть удовлетворена, если даже стоя на якоре в базе необходимо находится в высокой степени боеготовности.

Это требование для обеспечения безопасности главных баз флота настолько общеизвестна, что является почти банальностью упоминать об этом в этой книге. Но слишком часто забывается во время мира забывается, когда трудно получить средства для содержания боевых коралей, как "главных элементов обороны на море" и еще труднее получить средства на усилинение береговой обороны и оборудования баз. Иронично и даже трагично вспоминать то, что единственной военно-морской базой на которую в межвоенный период были потрачены крумные денежные средства был Сингапур и что, когда настали времена для которых эта база была построена, мы оказались не способны базировать в ней должным образом сбалансированный, что бы защитить ее от наземных и воздушных атак противника."
Взято здесь (перевод мой): www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/UK-RN-I/UK-RN-I-5.html

Казалось бы, после такой оглушительной пощечины, полученной Британией 14 октября 1939 года, должны быть приняты срочнейшие меры по укреплению обороны главной базы Хоум Флита. Рослкил упоминает об этом, говоря, что была предпринята попытка срочно усилить ПВО и ПЛО Скапа Флоу путем установки  тяжелых сетевых заграждений , установить боновые заграждения до самого берега, а так же установить минные заграждения и индикаторные петли. Небо над Скапа должны были прикрывать две эскадрильи истребителей, с последующим их усилением. Однако на это требовалось время и до конца 1939 года эскадры адмирала Форбса были вынуждены мыкаться по различным стоянкам. Тем не менее Адмиралтейство все таки выполнило, что обещало. Однако вот на сколько планируемое усиление обороны базы оказалось эффективным? Исключительно интересное описание дыр в ПЛО базы оставил в своих мемуарах Д. Райнер, командовавший в тот момент 14-й эскортной группой, траулеры которой несли вели противолодочные патрулирования на подходах к Скапа Флоу:

"Мне всегда очень хотелось разобраться, как удалось Прину проникнуть в Скапа-Флоу. И хотя боновые заграждения в проходах Хокса и Хой в то время, когда произошла знаменитая атака, еще не были сплошными, я не сомневался, что его должны были обнаружить петли, если он воспользовался одним из них. Как только патрульный траулер приближался к одной из петель, мы почти сразу же получали сигнал: «Исследуйте подозрительное пересечение в районе петли номер...», после чего нам приходилось некоторое время убеждать соответствующие  службы, что в районе указанной петли не было никого, кроме нас — именно нас она и засекла.

Поэтому я воспользовался первой же подвернувшейся возможностью, чтобы тщательно обследовать Восточные Подходы к Скапа. Предполагалось, что они блокированы кораблями. При себе я имел статью немецкого адмирала, где он описывал проход через Холм-Саунд на яхте. Яхта была крупной, и адмирал отметил, что яростное течение промыло рядом с кораблями глубокий канал. Если идти по этому каналу против течения, как это сделал он, относительно дна перемещаешься так медленно, что есть время обойти все препятствия. Так получилось, что утро того дня, когда я решил обследовать Восточные Подходы, началось с весьма темпераментного объяснения с персоналом ворот Хокса. Теперь я уже не помню, кто был прав, а кто виноват и из-за чего вообще возник спор, но зато точно помню, что находился в препаскуднейшем настроении и клял ворота вместе с персоналом на чем свет стоит. Я знал, что после полудня течение устремится из Скапа, и решил примерно за час до достижения максимального уровня воды войти в Холм-Саунд и проверить все лично. Призвав на помощь лотового, я повел судно вперед. Задача оказалась настолько простой, что, когда подошла наша очередь провести ночь на якоре в Скапа, я снова воспользовался этим маршрутом, а не стучался в ХоксТейт.

Еще не совсем стемнело, когда поступил сигнал с башни:

«От адмирала, командующего флотом Оркнейских и Шетлендских островов, старшему офицеру 14-й эскортной группы. Немедленно сообщите свое местонахождение». 

Я послушно ответил:

«На якоре в 1-й миле от Хокс-Гейт».

Затем, должно быть, последовал обмен телефонными звонками между офицерами штаба и персоналом ворот, потому что следующий запрос поступил только через час.

«Каким путем вы прошли?»

«Через Холм-Саунд».

«За вами выслан мой катер. Ждите».

Возможно я слегка спятил, но, тем не менее, был твердо убежден, что Прин прошел тем же путем. «Лох-Тулла» имела примерно ту же длину и водоизмещение, что и подводная лодка, но нам было легче, все-таки траулер шел днем. Прин же двигался ночью, не забывая ни на минуту, что его окружают враги.

Нет необходимости говорить, что моя наглая эскапада произвела настоящую сенсацию. Зато она наверняка ускорила надлежащее блокирование восточного входа. Как бы то ни было, ожидаемого нагоняя я не получил"
Взято здесь: http://militera.lib.ru/memo/english/rayner_da/03.html

После всего вышеизложенного думается, что Адмиралтейству весьма повезло, что Прин не попробовал навестить Скапа Флоу  еще раз. :-)


Tags: Бык Скапа Флоу, ВМВ Атлантика, Карл Дениц
Subscribe

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Анекдот американских моряков

    Жизненный анекдот от американских торпедистов. Рассказывает Вальтер Шмидт: «Американцы именовали торпеды «рыбками» (fish) Когда я…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments