Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

История гибели USS Cythera

2 мая 1942 года U 402 торпедировала и потопила американский сторожевик ( в мирное время бывшего яхтой) USS Cythera. Из 71 одного члена экипажа корабля спаслось только два матроса Джеймс М. Браун и Чарльз Х. Картер, которые были подобраны лодкой на месте гибели сторожевика. Браун и Картер были доставлены U 402 во Францию.

Подробности этой истории были прекрасно описаны на сайте uboat.net Майклом Маккарти, племянником Джозефа Б. Маккарти, который погиб на сторожевике в ту ночь. М. Маккарти посвятил много времени изучению истории USS Cythera и ее противника U 402 собрав большое количество материала по этой теме. Большую помощь ему оказал в этом Джеймс М Браун, бывший непосредственным участником тех событий. Под впечатлением от прочитанного я сделал перевод его рассказа о гибели USS Cythera и истории плена Д. Брауна и Ч. Картера, который выложен на uboat.net (смотрите ссылку выше).

"USS Cythera (PY 26) - небольшая яхта с деревянным корпусом, которая была переоборудована в сторожевой корабль в течении четырех месяцев (декабрь 1941-март 1942) на военно-морской верфи в Филадельфии. Она несла 2 трехдюймовых палубных орудия, 4 пулемета 50-го калибра и имела запас в 50 гл. бомб, ее экипаж состоял из пяти офицеров и 66 нижних чинов. "Яхтой" командовал коммандер Чарльз Руддероу, ветеран американского ВМФ и ПМВ. Размеры корабля - 212 футов в длину и 28 футов в ширину.

В полночь 1 мая 1942 года USS Cythera после погрузки покинул ВМБ Норфолк (Вирджиния) и начал переход к Пирл-Харбору, через Кристобаль (Панамский канал). По прошествии суток после выхода из Норфолка, корабль, двигавшийся на юг противолодочным зигзагом, был атакован в 06:41 2 мая немецкой подлодкой U 402 к востоку от мыса Страха (Северная Каролина). Лодка преследовала сторожевик в течение двух часов, после чего, погрузившись и заняв удобную позицию для стрельбы, выпустила в него три торпеды. Первая торпеда прошла перед носом, вторая за кормой, однако третий "угорь" поразил "американца". Судно переломилось пополам и быстро затонуло, при этом, по крайней мере, две глубинных бомбы взорвались под водой. Эту информацию сообщил мне один из выживших - Джеймс М. Браун, с которым я встречался в штате Мэн в 1991 году. Он нес вахту впередсмотрящим в момент атаки. Другим выжившим членом экипажа USS Cythera был Чарльз Х. Картер, но я не смог выяснить место его жительства. Он стоял на мостике рядом с командиром, когда корабль был торпедирован. (Замечу, что Чарльз Х. Картер находился на борту линкора "Оклахома" в момент его потопления японской авиацией в Пирл-Харборе. Он выжил в обоих случаях, когда находился на борту кораблей, которые были потоплены - невероятно!)

Вскоре после того, как корабль затонул, U 402 всплыла на поверхность и начала обшаривать прожектором место его гибели, осматривая обломки, которые плавали в большом нефтяном пятне - все что осталось от сторожевика. Браун и Картер, цеплявшиеся за маленький спасательный плотик, были подобраны немцами и стали военнопленными. Американцы просили подводников оставить их в воде, но командир U 402 барон фон Форстнер ответил им: "Нет, парни, война для вас кончилась". Спасенные моряки были покрыты нефтью и фон Форстнер отдал Брауну свой свитер. Так же им предложили немного бренди. Браун бегло говорил на немецком языке, но я не догадался спросить у него дал ли он знать командиру ПЛ об этом. Он вспоминал, что инженер-механик лодки бегло говорил на английском, таким образом я делаю предположение, что инженер-механик был переводчиком при общении спасенных с подводниками. Когда Браун спросил фон Форстнера, почему, когда они находились в воде, их не расстреляли из пулемета - это вызвало настоящий шок у командира и экипажа подлодки, как американцы могут подумать о таких вещах.

Условия в которых содержали американцев во время перехода лодки во Францию были хорошими. Каждый день и давали сигареты и выводили на верхнюю палубу глотнуть свежего воздуха. Браун сказал, что фон Форстнер был полон сочувствия к ним и не был нацистским фанатиком. Он был профессиональным моряком, выходцем из семьи военных. Командир U 402 не был в восторге от войны, но как немецкий офицер исполнял свой долг. Когда американцы были переданы в руки немецкой армии после прихода лодки во Францию, то они испытали страх от разницы между экипажем ПЛ и конвоирами, которые весьма грубо обращались с военнопленными. Во время почти трехнедельного перехода лодки во Францию между ее экипажем и американцами зародились теплые отношения, последние даже пригласили подводников к себе в гости в США после окончания войны.

Браун был отправлен в лагерь военнопленных в Верхней Силезии, где находился до конца войны. Там размещалось производство синтетического топлива, где работали в основном британские военнопленные. В конце войны лагерь был брошен из-за угрозы наступающих советских войск и его узники совершили марш смерти к другому лагерю в Моосбурге, Германия. Браун был освобожден из плена в последних числах апреля 1945 передовыми частями 3-й армии Паттона и после этого был помещен в госпиталь на несколько недель."


Текст составлен Майклом Маккарти.
Tags: ВМВ Атлантика, Паукеншлаг, командиры
Subscribe

promo olt_z_s сентябрь 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments