Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Бдительность - это оружие, которое никогда не ставится в пирамиду" (с)

25 июня 1944 года в 20:00 из порта Лервик в Полярное вышла советская субмарина В-1 под командованием кавторанга и Героя Советского Союза И. И. Фисановича. Данная подлодка входила в часть кораблей, которую союзники передавали СССР по договоренности о разделе итальянского флота, когда Италия выбыла из войны. Кроме В-1, в течении нескольких дней из Лервика вышли еще три лодки: В-2, В-3, В-4.

В-1 относилась к одному из самых многочисленных типов английских лодок - типу S. Ранее, до передачи в советские руки, лодка именовалась HMS Sunfish (N 81). Принятая в состав флота в 1937 года, данная субмарина считалась вполне современной по тем меркам, но только ее судьба не была весьма удачной. Дело в том, что перед передачей советским морякам "Солнечная рыба" провела в ремонте больше двух лет после того, как была повреждена во время налета немецкой авиации осенью 1941 года. После передачи ее ВМС СССР 30 мая 1944 лодка получила новое название - В-1.

30 мая 1944 "Санфиш" и "Урсула"передаются советскому экипажу

4 августа 1944 в штабе Северного флота стали испытывать беспокойство по поводу судьбы Фисановича и его экипажа, так как лодка В-1 не пришла в Кольский залив к назначенному сроку. Путь перехода из Англии в Мурманск был чреват многими опасностями, на нем лодки ждали вражеские корабли и люфтваффе. Согласно плану советские подлодки должны были совершать без эскорта в надводном положении идя по одиночке 8-узловым ходом. Координаты маршрута содержали прохождения 7 точек. Было специально оговорено, что на части маршрута от Лервика до точки №3 устанавливается зона безопасности (по 30 миль от курса в обе стороны) и что никакие британские корабли и самолеты не могут атаковать в рамках установленного коридора какую-либо подлодку. Советские командиры были предупреждены, что при встрече с каждым самолетом лодка должна уклоняться погружением.

Лодка Фисановича пропала без вести и одной из причин ее гибели считается наш союзник, хоть и не нарочно:
" По основной версии гибели «В-1» считается, что подводная лодка отклонилась от рекомендованного курса (еще находясь в Великобритании Фисанович выражал недоверие предложенному англичанами плану перехода) и стала жертвой ошибочной атаки самолета «Либерейтор» 18-й авиагруппы берегового командования ВВС Великобритании утром 27 июля 1944 года в 300 милях севернее Шетландских островов (64°34' с.ш./ 01°16' з.д., по другим данным 64°31' с.ш./ 01°16' з.д. ). Самолет атаковал подводную лодку в 80 милях от границы выделенного ей коридора для перехода. Вместо того, чтобы передать опознавательные, субмарина начала срочное погружение. Возможны так же версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии. Вместе с кораблем погиб 51 человек" (с)
http://www.town.ural.ru/ship/ship/v1.php3

Конечно нельзя исключать из списка причин гибели лодки и самые элементарные вещи, такие как авария или мина, но раз уж была озвучена версия потопления советской субмарины английским самолетом, она сразу родила на свет мнение, что англичане могли сделать это специально и мол вообще "англичанка гадит". Ну возможно это было бы и справедливо, если бы можно было найти мотив для потопления именно лодки Фисановича (остальные то дошли) и еще более справедливо, если бы англичане сами себя не подвергали такой опасности, когда возникала путаница или заминка с передачей опознавательных сигналов.

2 февраля 1942 года вышедшая из Понта Делгадо (Азоры) британская подлодка "Регент" была обнаружена другой подлодкой "Клайд". "Регент" не смог сразу идентифицировать себя и только когда на "Клайде" поняли, что имеют дело с британской субмариной вежливо передали на "Регент", что к нему направляются две торпеды. "Регент" успел уклонится. Ели бы не успел,то история "Тритон"-"Оксли" повторилась. Поэтому если в истории с лодкой Фисановича точку все-таки поставил британский самолет, то вряд ли это было сделано по антипатии.  "Бдительность - это оружие, которое никогда не ставится в пирамиду" (с)


Tags: Арктика, Британские субмарины, ВОВ, Небо и море, Союзники
Subscribe

  • Кто такие историки

    О том, кто такие историки. Мой учитель, профессор Борис Дмитриевич Козенко был бездонным колодцем мудрости. На кафедре за ним закрепилось прозвище…

  • Книга - лучший подарок на Новый Год!)

    Небольшой подарок от меня любителям морской истории) Требуйте в магазинах)

  • Отвечаю на вопросы по "Волчьим стаям"

    Отвечаю на вопросы по «Волчьим стаям». Успел рассказать: - Про подводный флот Англии - Про бегство нацистов из Европы на подводных лодках…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Кто такие историки

    О том, кто такие историки. Мой учитель, профессор Борис Дмитриевич Козенко был бездонным колодцем мудрости. На кафедре за ним закрепилось прозвище…

  • Книга - лучший подарок на Новый Год!)

    Небольшой подарок от меня любителям морской истории) Требуйте в магазинах)

  • Отвечаю на вопросы по "Волчьим стаям"

    Отвечаю на вопросы по «Волчьим стаям». Успел рассказать: - Про подводный флот Англии - Про бегство нацистов из Европы на подводных лодках…