Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Неизвестный офицер с "Шарнхорста"

Продолжаем отгадывать загадки безымянных персоналий, упоминаемых в книгах по истории ВМФ. В прошлый раз удалось разобраться с офицером-подводником, откомандированным Деницем на "Бисмарк".
Сейчас подберем ключи к загадке другой личности.

"Когда мы подошли к Оркнейским островам, я уже собрал всю имеющуюся информацию и подготовил рапорт о судьбе «Глориеса». Я радировал главнокомандующему Флотом Метрополии, который находился в Скапа Флоу, чтобы он прислал какой-нибудь корабль забрать рапорт, когда мы будем проходить мимо. Так и было сделано.

В моем рапорте не было упоминания о судьбе эсминцев «Акаста» и «Ардент», потому что с них спасся только [332] один человек, но он был в слишком плохом состоянии. Позднее старший матрос Картер оправился и смог дать блестящее описание катастрофы, которое Уинстон Черчилль процитировал в своей «Истории Второй Мировой войны». Чарльз Гласфорд великолепно управлял эсминцем. Он поставил дымовую завесу и атаковал немцев под ее прикрытием, всадив торпеду в «Шарнхорст». Но при этом эсминец «Акаста» был потоплен. «Когда я уже находился в воде, то увидел капитана, стоящего на мостике. Он достал из портсигара сигарету и закурил ее. Мы кричали ему, чтобы он спускался на плот, однако он только помахал нам рукой: «Прощайте, удачи вам!» Прекрасная смерть отважного человека», — завершил свой рапорт Картер. По странному стечению обстоятельств несколько месяцев спустя «Вэнок» выудил из воды артиллерийского офицера «Шарнхорста». Он был переведен с линейного крейсера на подводную лодку, которую потопил «Вэнок». Немецкий офицер подтвердил, что «Шарнхорст» был серьезно поврежден и красочно описал последний бой моего старого друга Чарльза Гласфорда — я был шафером на его свадьбе. " (с)
militera.lib.ru/memo/english/broome_je/01.html

Выше приведена цитата из книги Дж. Брума "Конвою рассеяться".
Описывая мужественное поведение командира "Акаста" в последнем бою, Брум основывается на рассказе единственного выжившего ст. матроса Картера. В подтверждение его слов автор книги дополнительно ссылается на немецкого офицера с "Шарнхорста", который был взят британцами в плен после гибели его подводной лодки. Меня заинтересовала личность этого немца, и вот что удалось о нем узнать.
Так как Брум  сразу дает толстую ниточку к разгадке личности немецкого артиллериста :
"По странному стечению обстоятельств несколько месяцев спустя «Вэнок» выудил из воды артиллерийского офицера «Шарнхорста». Он был переведен с линейного крейсера на подводную лодку, которую потопил «Вэнок»" (с)
вычислить этого человека не составило большого труда. Им оказался, единственный спасшийся с "U 100" офицер, 35-тилетний корветтенкапитан Зигфрид Флистер(Помимо него британцы спасли штурмана, боцмана, старшину машинистов и двух его подчиненных). Флистер находился на лодке Шепке в качестве стажера-командира ПЛ, который проходил боевую практику, прежде чем принять командование над подлодкой.

В тот момент, когда «Вэнок» таранил "U 100", Флистер находился на мостике рядом с Шепке и выжил чудом. Он стоял за командиром лодки и нос эсминца разделил его с ним. Шепке сильно пострадал от таранного удара и был зажат сместившимся перископом в передней части мостика. Он утонул вместе с лодкой, без надежды освободится из стальной ловушки. Флистер же сумел выбраться на поверхность, хотя и был прижат искореженным ограждением «Винтергартена», после чего был подобран британцами.

Зигфрид Флистер поступил на службу в Рейхсмарине в 1925 году. Его карьера на флоте изначально была связана с небольшими кораблями, на которых он служил минером. В 1938 году Флистер был переведен преподавателем в Школу боновой заграждений и через небольшое время был назначен начальником Школы. (Стоит отметить, что он был действительно образованным человеком и имел звание бакалавра.) С началом войны капитан-лейтенат был переведен на «Шарнхорст» и принимал участие в Норвежской кампании. Он был свидетелем потопления «Глориеса» и последнего боя его защитников – «Ардента» и «Акаста». В этом же году Флистер получил корветтенкапитана. В конце 1940 он был переведен на подводные лодки, и хотя Флистер не предполагал, что ему придется там служить, в целом он был удовлетворен перспективой службой под началом Деница. Корветтенкапитан прошел ускоренный курс обучения в школе подплава в Пиллау и был отправлен закреплять полученные знания под начало такого авторитета, как Шепке. Первый же боевой поход на подлодке, стал для него и последним.

Допрашивающие его офицеры разведки британских ВМС отметили, что Флистер был весьма приятным в общении человеком, по возрасту захватившим то время, когда Гитлер еще не пришел к власти. В отличие от более молодого поколения немцев он не был ярым приверженцем нацизма, но верил в непогрешимость фюрера, хотя и считал, что Гитлер совершил ошибку, окружив себя далеко не лучшими представителями немецкого народа (приспособленцами и бандитами). Флистер стыдился обсуждения приближенных фюрера и пытался разговор на морские темы. Он выражал глубокое восхищение британским флотом и весьма эмоционально описывал гибель «Ардента» и «Акаста», уважая мужество их экипажей. На основании бесед с пленным корветтенкапитаном, британские офицеры сделали вывод, что Флистер, как офицер и человек, выделялся среди попавших в плен немецких офицеров, отсутствием комплекса неполноценности, который довлел над многими немцами, находившимися в руках британцев.

Таким образом стало ясна личность немецкого офицера, на слова которого ссылается Дж. Брум в своей книге. Однако очевиден тот факт,  что Брум допускает ошибку, называя Флистера артиллерийским офицером с «Шарнхорста».  Весьма сомнительно, что минер мог быть назначен на эту должность.


Tags: Британские офицеры, Неизвестные персоны, Подводные асы
Subscribe

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Подпись Нептуна

    "Художник" на корабле незаменимый человек. Особенно, если это подводная лодка. Надо же кому-то достойно оформлять приказы командира ,…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments