Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

Панамский "интернационал"

В целом тут все как обычно - война, море, торпеды, горящая нефть и смерть. А название такое, потому что уж больно удивил один факт из этой истории.

Военная история парохода "El Lago" началась в июне 1941 года, когда американское правительство пожелало использовать его в своих целях. Для этого судно было зарегистрировано в Панаме. С этого момента "El Lago"  присоединилось к другим "панамским" судам, которые активно участвовали в перевозке грузов в Англию в североатлантических конвоях, маскируя таким образом участие США  в помощи Черчиллю в борьбе с Гитлером и Муссолини. Спустя год "El Lago" был уже ветераном конвоев и успел побывать даже в Мурманске в составе конвоев PQ.  Честный трудяга-пароход, построенный  1920 году в Арлингтоне, возил грузы и для нашей страны. Однако 11 октября 1942 года его пароходная "жизнь" была прервана немецкими торпедами на расстоянии в 442 мили к северо-востоку от Кейп-Рейса .


5 октября 1942 капитан Финн Абрахамсон вывел из Рейкьявика "El Lago" в составе небольшого конвоя из 12 судов, ведя свое судно третьим в левой колоне. На борту судна помимо 39 человек экипажа, находились 14 артиллеристов и 6 торговых моряков (последние в качестве пассажиров). Конвой шел на cоединение с конвоем ONS-136. Вскоре суда попал в шторм и судно Абрахамсона отстало от других и продолжило свой путь в одиночку.

В 16:13  11 октября верхняя вахта на мостике U 615  на горизонте заметила дым. Командир подлодки
Ральфа Капитцки приказал выжать из дизелей полный ход и начал сближение с объектом дыма. Спустя 3 часа субмарина догнала судно и перешла в подводное положение, чтобы начать предзалповое маневрирование. В 19:56 Капитцки выпустил две торпеды, которые спустя 90 секунд  разорвали атакуемый пароход на две части. Жертвой Капитцки стал "El Lago".  Спустя 5 минут после взрыва на U 615 уловили звуки работающих дизелей, которые через 40 минут были идентифицированы акустиком, как звук работы дизелей немецкой подлодки. Капитцки отдал приказание всплывать и на поверхности встретился с U 607 Мергенсена. Последний поздравил Капитцки с победой, так как он сам наблюдал за судном и сам собирался атаковать его, но U 615 его опередила. После этого U 607 ушла.

U 615 обнаружила место атаки по большому пятну нефти и спасательному плоту на котором находились моряки с
"El Lago". Вот как описывал это бывший вахтофицер лодки Герберт Шлиппер: " ..деревянный плот с 10 моряками с затонувшего судна, молодыми людьми возраста между 20 и 30 годами, спокойными и дисциплинированными, не кричавшими и не махавшими, несмотря на дождь и холод. Мы дали им бутылку рома, сняли с плота капитана и первого механика и ушли на большой скорости, чтобы избежать преследования. К нашему ужасу, в воде далеко от плота находился еще один человек, цеплявшийся за доску, который не смог бы выжить без помощи, но мы не могли возвратится, чтобы спасти его. Это был жуткий оскал войны, воспоминания о нем никогда не оставляли меня. Мы постарались забыть, то что видели, потому что смерть была нашим постоянным компаньоном и подобная судьба могла бы ждать и нас".

Капитан "El Lago" был допрошен на борту лодки. Абрахамсон оказался норвежцем из Кристиансанда. Он рассказал, что судно шло в балласте в Нью-Йорк. Взрыв торпед, вызвавший быстрый уход судна под воду, не дал спустить спасательные шлюпки. Главный инженер судна погиб в машинном отделении. Спасенный первый инженер оказался голландцем из Роттердама - Герритом Баасом. Он был в плохом состоянии - его руки были сильно обожжены горящим дизельным топливом после взрыва. Заботу о нем спонтанно  взял на себя его тезка, рулевой лодки Герд Дизинг, позволив занять раненному его место в носовом отсеке.  На лодке не было врача, но функции фельдшера исполнял радист, который оказал медпомощь голландцу - первоначально удалив пленку нефти с обожженной руки, он начал мазать ожоги жирной мазью из печени трески, которая воняла. С этого момента в носовом отсеке стало "непродыхне", ибо запах там стоял неописуемый. Бинты быстро кончились и для перевязки стали использоваться полотенца и простыни  - обработка ожогов мазью продолжалась вплоть до окончания похода.

Спустя 12 дней U 615 потопила большое судно "Empire Star", которое, затонув, ответило субмарине прощальным взрывом, да таким, что лодку основательно тряхнуло. Это вызвало панику среди пленных. Капитан
"El Lago" со всех ног кинулся из носового в центральный отсек, но был остановлен и препровожден на свое место. Подводная лодка не имела места для содержания пленных, поэтому при нахождении на ней посторонних возникала опасность диверсии или неосторожных действий, которые могли привести лодку к гибели. Подводники должны были перекрестится, что Абрахамсон не начал метаться по лодке во время атаки эсминцев, когда нужно было соблюдать режим полной тишины. С другой стороны, этот случай хорошо показывает собой, как в таких ситуациях могли себя вести гражданские гости на лодке в отличии от подготовленных подводников.

30 октября лодка пришла в Ла-Паллис, завершив свой поход. На пирсе лодку встречал командир 3-й флотилии Цапп. Экипаж был выстроен на палубе, вместе с ним вышли моряки с
"El Lago". По воспоминаниям Герберта Шлиппера, прежде, чем моряков забрал конвой, они попрощались с экипажем, пожав руки подводникам.

Оба моряка войну пережили. Абрахамсон был отправлен в Ла-Рошель, где после окончания допросов, был передан в лагерь Марлаг под Бременом. Баас изначально оказался в госпитале в Бордо, где лечился до 20 декабря 1942, после чего также оказался в Марлаге. После капитуляции Германии и освобождения из лагеря капитан был репатриирован в Осло, инженер отправился в Нью-Йорк.

Что же случилось с остальными?
Слова Шлиппера оказались пророческими: "
В октябре, в холодном Лабрадорском течении, было немного шансов выжить для людей на плоту, тем более, что волнение на море усилилось вечером и снова в течение ночи".
Выжившими с "El Lago" были только вышеупомянутые капитан и механик. Остальные погибли. О том, что случилось с судном на другой стороне Атлантике поняли 3 ноября 1942, когда в море корабль метеослужбы береговой охраны США подобрал тело одного из артиллеристов с "El Lago". Подробности и координаты гибели судна Адмиралтейство узнало только спустя более полугода от попавших в плен подводников с U 615.

Любопытно, то, что экипаж "панамского" парохода был исключительно интернационален - команда насчитывала 39 человек, включая капитана и состояла из семи норвежцев, восьми китайцев, пяти канадцев, пяти бельгийцев, трех голландцев, двух шведов, двух шотландцев, одного датчанина, одного ирландца, одно португальца, одного американца, одного поляка,одного латыша и одного эстонца!!!  Море объединило их всех и приняло.
Печальная история, но вполне обыденная для тех лет.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Источники:
ЖБД U 615
Воспоминания вахтофицера U615 Герберта Шлиппера

http://uboat.net
http://warsailors.com

P.S. У меня вызвало некоторое смущение то, что данное судно обозначено, как "Steam merchant", что означает торговый пароход, но при этом в рассказе немецкого офицера упоминается нефтянное пятно на поверхности и испачканный и обоженный нефтью механик судна.  Полагаю, что эту нестыковку стоит упомянуть.
Tags: ВМВ Атлантика, Конвои, Союзники, командиры
Subscribe

  • Карл Дениц: разрыв шаблона)

    В конце войны Карл Дениц организовал массовую эвакуацию немецкого населения из областей Германии, которые стали бы зоной советской оккупации. Целью…

  • Повар и пехотинец...русский и украинец

    Наверное, это один из самых гениальных моментов, которые я встречал в советских фильмах о Великой Отечественной. Конечно, чтобы он появился на свет…

  • "Мама, я жив!"

    Посмотрел фильм «Мама я жив!», снятый совместным участием "ДЕФА" (ГДР), "Ленфильм" (СССР). Картина произвела…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments