Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Двойной юбилей" Ганса-Иоахима Форстера

20 февраля 2010 года в Битве за Атлантику имел место двойной "юбилей", если его можно так назвать. В этот день исполнилось 90 лет со дня рождения и 65 лет со дня возможной смерти Ганса-Иоахима Форстера, командира подводной лодки "U 480".  Данная персона не имеет подробного освещения в  исторической литературе, посвященной подводной войне, не смотря на то, что командир "U 480" был награжден за свои заслуги Рыцарским Крестом. Награждение Форстера состоялось в конце войны, когда данная награда уже успела потерять блеск своего статуса в подводном флоте Германии и РК  можно было получить за один успешный поход, если командир ПЛ действовал агрессивно, не уклоняясь от встреч с противником. Правда, если учесть весьма сложные условия, в которых приходилось действовать подчиненным Деница, подтверждение успехов в виде потопленных или поврежденных судов и кораблей союзников удавалось сыскать не всегда. Поэтому большая часть награждений Рыцарским Крестом в конце 1944 и в 1945 году состоялась за "успешные" атаки и походы, послевоенный разбор которых не подтвердил их эффективность.  В частности, из пяти состоявшихся награждений командиров "семерок" и "девяток", действовавших в Атлантике, Северном море и Ла Манше в период с 1 октября 1944 по 8 мая 1945 только два состоялись за реальные успехи, а не оверклейм - командира "девятки" "U 1232" Курта Добратца и командира "семерки" "U 480" Ганса-Иоахима Форстера. Причем весьма прелюбопытно отметить, что оба когда-то отношение к авиации. О Добратце, как о полковнике Люфтваффе я уже упомимал ранее здесь: olt-z-s.livejournal.com/12058.html, о Форстере же речь пойдет ниже.


Ганс-Иоахим Форстер
(источник фото uboat.net)

Ганс-Иоахим Форстер принадлежал к молодой поросли немецких командиров подлодок, которая понесла наиболее тяжелые потери в личном составе, так как воевать им пришлось уже когда Битва за Атлантику была проиграна немцами и количество потопленных союзниками субмарин превышало число потопленных ими судов. В восемнадцатилетнем возрасте Форстер поступил на службу в ВМФ Германии в 1938 году, как кандидат на получение офицерского звания.  После получения теоретических знаний на берегу, он был направлен в чине фенрика на прорыватель минных полей (Sperrbrecher 11), где закреплял теорию на практике четыре месяца. В сентябре 1940 Форстера переводят с корабля на сушу, для прохождения обучения в школе морской авиации в Воллене, а затем отправляют в Паров для закрепления навыков пилота морской авиации.  Но на этом карьера Форстера, как авиатора закончилась, так в конце 1940 года он переведен в учебный подразделение, готовящее кадры для эсминцев и торпедных катеров, где он обучался до своего назначения третьим вахтенным офицером на новенький "Нарвик" "Z 29" в июне 1941 года. В этот момент своей карьеры Форстер уже имел звания лейтенанта, присвоенное ему в апреле того же года. Через три месяца после назначения на эсминец, молодого лейтенанта отправляют в Мюрвик для обучения в школе торпедистов, обучение в которой позволило ему уже занять должность второго вахтенного офицера по возвращении обратно на "Z-29" и стать полноценным офицером-миноносником. Служба на "Нарвиках" продолжалась до июня 1942 года, за это время Форстер успел принять участие в 7 боевых походах. 


Оберлейтенант цур зее Форстер
(источник фото uboat.net)

Но "помереть" миноносником ему было не суждено, так как в его карьере произошел крутой поворот, виной чему стало массовое строительство подводного флота для которого потребовались новые кадры. И Форстер, как и многие другие молодые офицеры были переведены в подчинение адмирала Деница для прохождения дальнейшей службы на подводных лодках. Но прежде чем попасть на боевую субмарину, они должны были пройти полугодовое обучение, которое наш герой успешно завершил 16 декабря 1942 года., после чего был назначен первым вахтенным офицером на "семерку" "U 380", входившей в состав 29-й боевой подводной флотилии (Ла Специя)


"U 380"
(источник фото subsim.com)


Форстер исполнял свои обязанности  на "U 380" в течение полугода, совершив на ней за этот период два похода. В первом лодка действовала у побережья Алжира, где во время атаки конвоя ЕТ-14  ею был  "смертельно ранен" брит. транспорт "Оушен Сиамен". Во втором походе "U 380" должна была идти к Тунису с грузом боеприпасов для агонизирующей группировки немецких войск в северной Африке, которая была прижата англо-американскими войсками к морю. Но раньше, чем лодка успела дойти до Туниса Африканский корпус капитулировал. "U 380"  подобрала у Бизерты 4 немецких солдат, сняв их с резиновой лодки, на которой они пытались пересечь Туниский пролив и вернулась на базу.

После возвращения лодки в Ла Специя, Форстер покинул "U 380", передав свои обязанности другому офицеру.  Его ждали курсы командиров ПЛ после прохождения которых его ждала собственная субмарина. Пройдя обучение в Мемеле, Форстер был назначен командиром , готовящейся вступить в строй, "U 348". (К этому моменту он уже был повышен в звании до оберлейтенанта.) Но через месяц  он был "переброшен" командовать на достраивавшуюся "U 479" , но и там тоже долго не задержался. Наконец кадровики перестали "играть в футбол" молодым командиром  и закрепили за ним за день до вступления в строй новенькую "семерку" "U 480".  Войдя в строй 6 октября 1943 года, "U 480" была приписана к 5-й учебной флотилии в составе которой она должна была пройти все основные испытания, а ее экипаж курс боевой подготовки. "Учеба" была закончена к лету 1944 и 1 июня лодка была приписана к 9-й боевой флотилии, базировавшейся на Брест.


"U 480" в день ее принятия в состав флота.
(источник фото subsim.com)


Прежде, чем приступить к рассказу о боевой деятельности Форстера, как командира ПЛ, хотелось бы сказать пару слов о его субмарине. В своей статье, посвященной истории "U A" я кратко затрагивал следующую тему: "Командование подводным флотом было озабочено проблемой, как снизить эффективность гидролокаторов противника во время поиска субмарин под водой. Предполагалось, что покрытие корпуса и рубки ПЛ резиновыми призмами должно помочь ей в этом (проект «Fafnir»). С 1940 года с этой целью на Балтике проводились эксперименты с U 11. Однако проведенные тесты оказались неудачными и для достижения лучшего эффекта было решено заменить призмы на  двойной слой гладких резинового пластин (проект «Alberich»)." (с) (прошу прощение за самоцитирование) U 480 являлась одной из 7 боевых лодок, которые имели покрытие "Альберих". Лодка Форстера была так же оборудована "шнорхелем" и имела на борту маневрирующие торпеды T IIIa LUT I.


Форстер покинул Киль 18 мая 1944 для перехода в Арендаль, где его лодка должна была войти в состав группы "Митте".  6 июня 1944 союзники начали операцию "Оверлорд", высадив на северной побережье Франции свои войска. Для помощи лодкам группы "Ландвирт", которые вышли из Франции для противодействия силам вторжения, командование Кригсмарине отправило 11"семерок", в том числе и "U 480".  Форстер вышел в море 7 июня. Согласно приказу он был должен обогнуть Англию и Ирландию и двигаться в район устья Сены, где ему надлежало действовать. По прошествии недели, находясь восточнее Шетландских островов, Форстер был атакован канадской летающей лодкой "Кэнсо", но сумел отбиться и нанести тяжелые повреждения самолету, который был вынужден сесть на воду. Повторная атака с воздуха последовала через пять дней, когда "U 480" подвергалась нападению "Либерейтора". Лодка получила повреждения, но сумела уйти на глубину, уклонившись погружением. Впоследствии, Форстер получил приказ командующего группой подводными силами "Запад" о смене курса. Вместо залива Сены, "U 480" надлежало следовать в Брест, куда 7 июля, проведя в море почти месяц. За свои действия в этом походе молодой командир был награжден Немецким крестом в золоте.


американский самолет PBY-5a, более известный как "Каталина".
Его аналог производился в Канаде и носил название "Кэнсо".
(источник фото uboat.net)


К новому походу лодку была готова к началу августа, и 3-го числа Форстер снова вышел в море. "U 480" имела задание действовать в Канале, у острова Уайт.  Не смотря на то, что лодка отправилась в самое пекло, Форстер провел этот поход просто превосходно. Командир "U 480" действовал очень агрессивно - с 15 по 25 августа он совершил 7 торпедных атак, из которых 4 были достоверно успешные.  Форстер потопил корвет, тральщик и два судна общим тоннажем свыше 12.000 брт.  Дениц высоко оценил такой успех своего командира, особенно на фоне постоянных неудач немецких лодок, терпевших поражение за поражением. Рекомендация от гросс-адмирала по представлению к награде звучала приблизительно так: "Отличное проведение командиром второго похода, в котором перед лодкой и экипажем были поставлены трудные задачи достойно Рыцарского Креста". 18 октября Форстер стал 130-м по счету кавалером РК  среди подводников и последним из четырех командиров ПЛ, которые были награждены Деницем за время противодействия высадке союзников в Нормандии. Клэй Блэйр в своем капитальном исследовании истории Битва за Атлантику назвал поход 'U 480"  «одним из самых агрессивных походов, совершенных в то время». Знакомство с ЖДБ лодки позволяет понять, что командир действовал весьма хладнокровно, фиксируя в журнале результаты своих торпедных залпов. Форстер провел все атаки под перископом, что бы иметь возможность проконтролировать результаты своих атак, не совершая стрельбы в слепую с глубины и не уходя сразу после атаки на глубину. Это должно было требовать от него определенного мужества, так как лодка могла быть обнаружена и уничтожена. По мнению того же Блэйра наличие покрытие "Альберих" могло действовать на Форстера как ободряющий фактор. Впрочем, вряд ли молодой командир собирался идти на необдуманный риск, так как подобный шаг мог бы стать для него и его экипажа последним. А ведь Форстер завершил этот поход в Тронхейме 4 октября, потратив на переход из Канала в Норвегию 40 суток. Вспоминая рассказ Герберта Вернера о его собственном длительном и осторожном переходе в Норвегию во время эвакуации немецких лодок из Франции, можно сделать вывод, что командир "U 480" проделал почти такой же путь, после наведения "шороху"  под самым носом у противника. Все это может навести на мысль, что Форстер не смотря на свою молодость (24 года) был хорошим командиром, знавшим когда нужно быть дерзким и когда осторожным.


www.uboat.net/allies/merchants/ships/3326.html

www.uboat.net/allies/merchants/ships/3328.html

www.uboat.net/allies/merchants/ships/3334.html
Жертвы "U 480"

Но судьба все-таки не было милостива к одному из самых молодых кавалеров РК в подводном флоте. 6 января 1945 года "U 480" вышла из Тронхейма в свой третий и последний поход. Согласно плану командования Форстер снова должен был действовать в Канале. Однако вскоре лодка перестала выходить на связь. Обратно на базу "U 480" не вернулась. Изначально считалось, что субмарина стала жертвой атаки британских фрегатов юго-восточнее островов Сцилли 25.02.1945. Но данное мнение изменилось в 1998 году, после обнаружения дайверами южнее острова Уайт затонувшей подлодки времен ВМВ. Лодка была идентифицирована, как немецкая. Она имела "шнорхель" и резиновое покрытие корпуса. Последнее помогло приблизится к опознанию номера лодки. Из немецких ПЛ проекта "Альберих"  у берегов Франции погибли только две лодки – «480»-я и «1107»-я.  "U 1107" погибла западнее Бреста и ее нахождение там подтверждалось спасением нескольких членов ее экипажа. После этого других вариантов для установление "личности" лодки, лежащей у о. Уайт не оставалось. Это могла быть только лодка Форстера. В 2001 году известный исследователь судеб немецких ПЛ доктор Аксель Нистле установил, что "U 480" погибла на минном заграждении союзников Brazier D2 в период между 29 января и 20 февраля 1945 года. "Альберих" возможно мог бы избавить оберлейтенанта цур зее Форстера и его экипаж от сонара и глубинных бомб, но против мин оказался бессилен.


P.S. Авторские права на данный текст принадлежат Владимиру Нагирняку. 



 

Tags: ВМВ Атлантика, Подводные асы, подводные асы
Subscribe

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Белая ворона немецкого подплава

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Зигфрида Штрелова – немецкого подводника и командира U 435. Его можно назвать белой вороной…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments