?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полагаю что многие читали мемуары Метцлера о его "Смеющейся корове" - U69.
Эта немецкая подводная лодка прославилась не только своей необычной эмблемой, но и своим знаменитым походом на юг к Гвинейскому заливу. U69 стала первой немецкой субмариной типа VII, которая совершила поход к экватору во время Битвы за Атлантику. Поход, длившийся 65 суток, был очень удачен. Во время него лодка совершила минирование портов в Гвинейском заливе, которое можно назвать первой установкой мин немецкой лодкой на таком огромном расстоянии от базы. Но есть еще одна деталь на которую стоит обратить внимание - поход на юг "Смеющейся коровы" длился с 5 мая по 8 июля 1941 года. Полагаю, что те, кто хорошо знают даты ключевых событий во время войны на море в ВМВ, сразу поймут, что произошло в этот период в Атлантике. Речь идет о роковом походе самого опасного противника британского флота - немецкого линкора "Бисмарк".



В своей книге Метцлер ничего не упоминает о событиях конца мая 1941, связанных с "Бисмарком", но в журнале принятых радиограмм U69 зафиксированы все принятые сообщения с немецких подлодок за время похода. В отношении последнего боя "Бисмарка" с британской эскадрой эти радиограммы представляют особый интерес, так как они являются свидетельствами присутствия в районе боя трех немецких подлодок - U556 Вольфарта, U73 Розенбаума и U74 Кентрата, которых Дениц послал на помощь немецкому линкору. Журнал радиограмм Метцлера зафиксировал то, что передавали в штаб Деницу эти три субмарины.

К сожалению, журнал не содержит дат радиограмм, фиксируя только их содержание и отправителя с получателем. Поэтому пришлось мне самому ввести их переодизацию. Начальной точкой для определения даты отправки ( с поправкой на прием) служит радиограмма с U556 в штаб Деница о контакте с британской эскадрой. Она отправлена 26 мая 1941 в 20:10. Завершает период принятая радиограмма с U74 о завершении осмотра места боя  - 28 мая 1941. Радиограммы с указанных лодок адресованы командующему подводными силами К. Деницу, поэтому получателем я буду указывать "Командующий".



Радиограммы принятые U69 в период 26.05-28.05.1941 с трех лодок в Бискайском заливе:

"Квадрат BE 5332. "Кинг Джордж ", "Арк Ройаль", самолеты в воздухе"
                                                                                                  U556


"Контакт потерян из-за ливня"
                                                                                          U556

"Позиция - квадрат 5556.  пеленгация шумов эскадры  по курсу 90°"
                                                                                          U556

"Двигаюсь в направлении запеленгованных шумов. посылаю сигнал радиопел енгатора"
                                                                                                 
U556

"Звуковой контакт потерян"
                                                                                          U556

Командующему
"Бисмарк и вражеские корабли в квадрате ВЕ 6115
"
                                                                                            U73

Командующему
"
Последние наблюдения ариллерийского боя между тремя кораблями в квадрате BE 6119. Никаких звуковых контактов."
                                                                                            U73

"Радиопеленг "Бисмарка" 200°. Наша позиция квадрат BF 6153"
                                                                                                 
U556

"Артиллерийский бой по курсу 230°, расстояние 15 миль, наша позиция квадрат BE 6104. посылаю сигнал радиопеленгатора"
                                                                                                 
U556

"Позиция квадрат 6164. Никаких радиопеленгов с "Бисмарка". Вспышки при залпе орудий пеленг 260°"
                                                                                          U556

"Стрельба осветительными снарядами пеленг 270°. Наша позиция в квадарте 6192"
                                                                                                 
U556

Командующему
"Журнал боевых действий невозможно (снять с "Бисмарка" его ЖБД -В.Н.), потому что возвращаюсь из-за нехваки топлива. Визуально передал функции наблюдателя на to U-74 в 06:30"
                                                                                                 
U556

Командующему
"Последняя позиция "Бисмарка" квадраты 6119 - 6151 в 02.30 часа. Позже отрывочные вспышки при залпах орудий и срельба осветительными снарядами в северной части квадрата 6150. Позиция квадрат 6191."
                                                                                                   
U73

Командующему
"4:33 квадрат BE 6155. Никакого контакта с тех пор. Позиция квадрат 6145, курс северо-восток."
                                                                                                   
U74

Командующему
"Последнее наблюдение в 04:30 3 сильных взрыва, выделяющиеся особой мощностью, в 09:00-09:40 постоянно взрывы средней и большой мощности услышано слева по борту, квадрат BE 6156."
                                                                                                   
U74

Командующему
"19:30 квадрат BE 6142, 3 спасенных с "Бисмарка". Согласно их утверждениям, корабль затонул вероятно в квадрате BE 5330 около 16:00."
                                                                                                   
U74

Командующему
"
В южной половине квадрата 6141 и 42 трупы и зона обломков преобладает"
                                                                                            U48

Командующему
"В северной половине квадрата 6145 4 трупа и обломки"
                                                                                                   
U74

Командующему
"Согласно утверждению спасенного 25 мая в в вечерних сумерках 1 эсминец был уничтожен, 1 пожар от попаданий. 26 мая в вечерних сумерках сбиты 5 самолетов"
                                                                                                   
U74  

Командующему
"В квадрате ВЕ 6148 результатов (поиска - В. Н.) нет. ветер с северо-востока, 2 балла, видимость 10 миль"
                                                                                                   
U74


После этой радиограммы U74 Кентрата прекратила поиск выживших и осмотр места последнего боя "Бисмарка" и начала возвращение на базу.

Такова история гибели "Бисмарка" в радиограммах подводных лодок, выделенных Деницем в помощь поврежденному линкору. Они были последними свидетелями гибели "Бисмарка" с немецкой стороны.
                                                                                               



promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
scif_yar
4 сент, 2015 05:39 (UTC)
>>расстояние 15 нм
-
ОЧЕНЬ БЛИЗКО!
scif_yar
4 сент, 2015 05:42 (UTC)
ариллерийского
нехваки
срельба
квадарте
olt_z_s
4 сент, 2015 05:52 (UTC)
В немецком тексте стоит "sm", в английском "nm".
Это морская или навигационная миля - see mile или nautical mile
scif_yar
4 сент, 2015 06:14 (UTC)
термин "нм" в русском означает "нанометры".
olt_z_s
4 сент, 2015 06:17 (UTC)
а м - метры? :-)

Хорошо, изменил в тексте на мили
scif_yar
4 сент, 2015 05:51 (UTC)
>>26 мая в вечерних сумерках сбиты 5 самолетов"
-
818 Naval Air Squadron разве кого-то потерял ?
John Moffat (Royal Navy officer) вообще оказывается войну пережил.
https://en.wikipedia.org/wiki/John_Moffat_(Royal_Navy_officer)
olt_z_s
4 сент, 2015 05:56 (UTC)
Вы полагаете 26 мая 1941 года командир 74-й и те кого он подобрал могли заглянуть в Вики для сравнения? Это свидетельство участников боя с немецкой стороны.
На счет реальных потерь торпедоносцев ничего не скажу, ибо не сравнивал данные из радиограмм с послезнанием. Оставлю это тем, кому это необходимо и кто глубже интересуется темой, чем я.
scif_yar
4 сент, 2015 06:14 (UTC)
>>Это свидетельство участников боя с немецкой стороны.
-
этим и ценно.
olt_z_s
4 сент, 2015 06:17 (UTC)
"вкуснятина"
porco
4 сент, 2015 07:16 (UTC)
В истории "Бисмарка" меня всегда поражало то, что он не случайно или в результате несчастного стечения обстоятельств, а совершенно осознанно отправился в рейд в одиночку. Кмк, вариантов вернуться у него в принципе не было, это ж чистое самоубийство.
sergey_ilyin
4 сент, 2015 09:04 (UTC)
Недооценка палубной авиации.

До вступления в строй KGV, всего три британских линкора могли догнать "Бисмарк" - "Худ", "Ринаун" и "Рипалс". Вполне могло получиться.
olt_z_s
4 сент, 2015 09:49 (UTC)
Прошу прощения за ремарку, но не палубной авиации, а палубной торпедоносной авиации.
porco
4 сент, 2015 10:48 (UTC)
С одной стороны да.
С другой - его прекрасно догоняли эсминцы, например. Ему могли попасться на пути подводные лодки. Мины, в конце концов. Просто поломка в ходовой части. Множество причин, по которым он мог потерять скорость.
olt_z_s
4 сент, 2015 11:43 (UTC)
Не думаю, что эсминцы и подлодки были для существенной угрозой, как и мины.
Шансов отбиться от эсминцев у эскадры Лютьенса были гораздо выше, чем от атаки с воздуха. Подводные лодки, как угроза могли существовать, в целом, только в начале и конце пути. Минные поля на тех глубинах были просто невозможны. Остаются только авиация и линейные корабли противника. Сам поход "Бисмарка" являет собой больше череду неудачных совпадений, которые впрочем можно было признать закономерностью. Снаряд от "Принца" несколько снизивший ход и радиограмма запеленгованная противником, когда "Бисмарк" был потерян и отсутствие торпед на U556 - это и есть те совпадения, которые привели его к гибели в итоге. При благополучном раскладе - Лютьенс достиг бы Франции и противник мог бы потерять еще линейный крейсер или авианосец. Но вышло по другом. Я не вижу изначально роковых причин по которым он был обречен.
maxdianov
5 сент, 2015 17:33 (UTC)
Я всё же не пойму, как Редер мог отправить в этот поход Лютьенса на новейшем флагмане, учитывая полностью упаднический настрой флоттеншефа. Это за гранью моего понимания. Солдата не ставят в караул с таким настроением, на всякий случай, а тут....
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel