Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

О значении Норвежской кампании во Второй Мировой войне.

После жаркой дискуссии на ВИФе, я решил поделиться некоторыми мыслями об операции "Везерюбунг", набросав небольшое эссе.

7277
(кликабельно)

С 3 сентября 1939 года Англия вводит морскую блокаду Германии, то есть, ставя под контроль все грузоперевозки в Северном море и Ла Манше под свой контроль, лишает Третий рейх возможности экспорта и импорта через эти зоны торгового судоходства, путем британского контроля за торговыми судами на морских путях в этих морских зонах. Введение Англией призового права запрещало ввоз в Германию нейтралами военных грузов. Понятие "военного груз" регламентировал список товаров, которые могли бы быть использованы для военного производства. Однако, фактически, это означало полное прекращение ввоза товаров в Германию, так как список был чрезмерно обширен. Как писал адмирал Маршалль: "Английское правительство вскоре довело перечень запрещенных товаров до нескольких тысяч наименований...Шутники говорили, что свободной осталась только перевозка булыжников". Но для Германии оставалась одна "лазейка" - нейтральные воды Норвегии. Норвегия расположенная на Скандинавском полуострове, нависала над Северным морем и имела большое по протяженности побережье, которое тянулось от Арктики до пролива Скагеррак.. Таким образом, прибрежные воды нейтральной Норвегии допускали движение в них любых торговых и пассажирских судов, включая и суда воюющих стран. Согласно докладу Министерства транспорта Рейха, 73 немецких судна с грузом вернулись в Германию с 3 сентября по 24 октября 1939 года из морей или Норвегии, миновав британскую блокаду. (Запись от 28 октября 1939 ЖБД Руководства войны на море). Путь их обычно лежал вдоль побережья Норвегии в ее территориальных водах. Плюс к этому, Норвегия на то время была одним из поставщиком для Германии железной руды, в том числе и шведской. Для противников Германии Норвегия также оставалась торговым партнером, поэтому в целях безопасности доставки грузов англичане создали систему конвоев в Северном море между Норвегией и Англией.. Попытки прервать движение этих караванов со стороны немецких ВМС успехом не увенчались.

Подобное стратегическое положение Норвегии привлекало к себе внимание, как Германии, так и ее противников. Для последних обладание этой скандинавской страной означало прерывание поставок руды в Германию и "завязывания узла на мешке" Северного моря, то есть закрытие немцам выхода в Атлантику и Арктику. Норвегия в руках союзников также ставила под сомнение безопасность балтийских коммуникаций немцев. Предполагалось, что создание фронта в Норвегии отвлечет внимание Германии от активных действий против Франции и продолжит "странную войну" дальше. Для немцев обладание Норвегией означало не только нейтрализацию угрозы, перечисленного выше, со стороны противника, но и получение новых стратегических баз для флота и авиации, которые бы позволяли расширить диапазон действия кораблей и самолетов , а также создавало угрозы союзному судоходству в Арктике и вело к прерыванию морского сообщения между Англией и СССР.

Это привело союзников к возникновению планов операций "Вилфред" и "R4", предусматривавших минирование норвежских вод и высадку войск в ключевых портах Норвегии. Немцы ответили разработкой плана "Везерюбунг", который предусматривал действие на опережение планов союзников по оккупации Норвегии. Таким образом противники вступили в гонку, где призом была эта скандинавская страна.

Вот что писал о мотивации проведения такой операции и о ее возможных рисках со стороны Кригсмарине гросс-адмирал Карл Дениц:
"Отношение флота (немецкого) к политике , которая производилась в отношении Норвегии, было основано на осуждении того, что нейтралитет Норвегии будет самым счастливым решением, если только норвежские территориальные воды будут также не нарушаться противником. Причина такого мнения состояла в том, что считалось почти невозможным защитить свое судоходство (немецкое) в прибрежных водах Норвегии эффективно с имеющимися силами в распоряжении флота, поскольку для английского флота, действующего со своих баз, будет легко препятствовать судоходству (немецкому) в нужных точках в любое время. С другой стороны, все возможные средства должны были бы использоваться, что бы препятствовать тому, что бы Норвегия попала в английскую зону влияния, поскольку это приведет к блокированию Северного моря (англичанами) и будет представлять угрозу для входа в Балтику.
Нападение на немецкое судно "Альтмарк" весной 1940 британским эсминцем "Коссак" в норвежских тер.водах, вопреки международному праву, показал, что Англия не собиралась уважать нейтралитет Норвегии при всех возможных обстоятельствах. Разные сообщения из Норвегии, что Англия планировала напасть на эту страну, подтвердили это впечатление, поэтому казалось желательным сделать осторожные приготовления к захвату Норвегии. Это был приказ Гитлера на предложение гросс-адмирала Редера и они (приготовления) были немедленно начаты. Все возможные меры были приняты, что бы соблюсти тайну и меры предосторожности были очевидно успешны.
Когда в начале апреля 1940 докладов о неизбежной английской высадке в Норвегии стало много, наши собственные приготовления были завершены так, что бы 9 апреля мог стать днем начала нашей операции. В виду неполноценности немецких ВМС эти действия были одним из самых смелых за всю военно-морскую историю. Однако, любой риск был оправдан огромным стратегическим значением Норвегии, которая была краеугольным камнем в блокаде Германии или как местом "прыжка" для немецких надводных сил, особенно для подлодок. Решение бросить в бой весь флот, который мог быть использован, было принято с полным осознания значения этого".


Немцы действовали быстрее союзников, что привело к изначальному успеху в проведении операции. Стратегически Германия переиграла своих противников, успев раньше занять города-порты Норвегии, правда, заплатив при этом большими потерями  в  своих ВМС. Союзникам сопутствовал тактический успех в отбитии у немцев Нарвика, но начавшееся в мае 1940 года наступление Вермахта во Франции, приведшее к капитуляции последней, свело на нет этот успех. Город был оставлен, войска эвакуированы. Весьма сложно предполагать, как бы развивались события в случае продолжения боевых действий в Норвегии. Обладая подавляющим превосходством на море, союзникам вероятно удалось бы контролировать Нарвик, но смогли бы ли они распространить этот успех южнее, остается под большим вопросом.

Каково же значение успеха Германии в Норвежской кампании и как оно дальнейшем повлияло на войну?

Во-первых, немецкий флот понес большие потери. Это не говорит о сравнении его потерь с противником, который тоже понес существенный урон в кораблях. Это говорит, что потери немецкого флота были слишком большими для ВМС Германии в целом, что в итоге повлияло на переход последней к активной фазе подводной войны, так как флот не имел сил для проведения каких-либо серьезных операций силами надводных кораблей достаточно долгое время. Несомненно это сказалось на планировании такой авантюры, как "Морской Лев", так как Норвежская кампания исчерпала силы ВМС Германии.
Во-вторых, можно сказать, что захватом Норвегии и превращения ее приморских городов в военно-морские базы, было положено начало серьезных успехов немецких подводников в Атлантике 1940-1943 гг. Германия получила отличную возможность перебрасывать подлодки в Атлантику более безопасным путем, чем это было ранее. Создание военно-морских баз во Франции в 1940 году, привело к тому, что Норвегия стала трансфером новых лодок из Германии во Францию, что сильно повлияло на ситуацию в Атлантике в 1942-1943 годах. Норвегия стала также базой для лодок 11 и 13 флотилий, которые действовали в Арктике против союзного и советского судоходства на протяжении 4 лет. После падения Франции, Норвегия является основным местом базирования немецких подводных лодок, оставаясь им до конца войны. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что захват Норвегии является одной из причин, повлиявших на потопление миллионов тонн торгового тоннажа союзников.
В-третьих, Норвегия служила в 1941 году плацдармом для немецких войск на севере во время нападения Германии на СССР. Наличие немецких тяжелых кораблей и авиации стало серьезной проблемой для проводки конвоев ленд-лиза из Великобритании в Мурманск. Фактом остается то, что конвойное движение в Арктике с марта по ноябрь 1943 было прервано по причине усиления в северной Норвегии группы немецких тяжелых кораблей (после присоединения "Шарнхорста" к "Тирпицу"). То есть, таким образом, СССР в течении полугода не имел поставок по самому быстрому пути доставки грузов по ленд-лизу.
В-четвертых, защитив свой импорт руды из Норвегии ее захватом, немцы не смогли его поднять до такого же уровня, как это было в 1939 году. Её импорт упал на половину от цифры, вывозимой руды в Германию на момент 1939 года. Более того, после оккупации Норвегии резко вырос экспорт Германии в эту страну, так как, помимо обеспечения собственных нужд, Германия будет вынуждена взять обеспечение Норвегии на себя. Как писал С. Патянин в своей работе "Блицкриг в западной Европе": "С другой стороны, Германии пришлось бы взять на себя в ввоз угля, нефти,продовольствия и многих других товаров в покоренную Норвегию, в то время, когда в них испытывался значительный дефицит в самом рейхе. То, что Норвегия ляжет экономическим ярмом (а это было действительно так, ведь перед войной она занимала в Европе третье с конца место по самообеспеченности сырьем и продуктами, адмирал Шустер - начальник отдела экономической войны OKW - понимал еще до вторжения". В итоге немцам пришлось создать новый судоходный маршрут, который имел весьма активный траффик и требовал большого количества торговых судов и средств их защиты от авиации и подлодок противника. Помимо привлечения для охраны судоходства сил флота и авиации, были созданы большие минные заграждения для защиты морского маршрута.
В-пятых, захват Норвегии также требовал определенного количества сил и средств на ее оборону от возможных попыток вторжения союзников в течении всей войны. На момент 1 мая 1945 года, согласно докладу командующего силами Вермахта в Норвегии генерала Бёме Карлу Деницу, на территории этой страны находилось 11 дивизий и 5 бригад, включая и соединения выведенные из Финляндии. Как докладывал Беме - большинство из этих подразделений боевого опыта не имели, что дает понять о масштабах безопасности, принятых немцами для обороны Норвегии.

Таким образом оккупация Норвегии имела, как свои плюсы так и минусы. Но стоит отметить, что этот шаг был предопределен тем, что захват этой страны был также трактован вынужденными мерами в опережении противника, который готовился расширить зону своего влияния в этом регионе. Опасность этого влияния была такова, что доступ к шведской руде мог быть потерян Германией вообще, так как создавалась угроза, что Балтика могла превратится в театр военных действий. Но это не предполагает того, что Германия не строила вообще никаких планов по захвату Норвегии, предпочитая опираться только на ее нейтралитет. План операции "Везерюбунг" родился 23 января 1940, а идеи воплощения его в жизнь прежде всего происходили от командования ВМС Германии, которое считало, что в стратегическом плане это принесет большую пользу, чем вред. Так в ЖБД Руководства война на море от 3 октября есть следующая запись: "Командующий ВМС считает необходимым познакомить фюрера, как можно быстрее, с соображениями Штаба ВМС о возможностях распространения оперативных баз на север. Это предложение должно быть рассмотрено с точки зрения, есть ли возможность получения баз в Норвегии при наличия совместного прессинга со стороны Германии и России с целью фундаментального улучшения нашего стратегического и оперативного положения". То есть идея о "распространении оперативных баз на север" появилась у командования Кригсмарине спустя месяц после начала войны. Любопытно, что уже цитируемый ранее Дениц в этом случае выступал с Редером единым фронтом, так как считал, что порты Норвегии были бы "чрезмерно ценными, как ремонтные базы и базы снабжения для временных заходов субмарин на пути в Атлантику". Совпадение планов союзников в отношении Норвегии с планами Германии лишь ускорили воплощение "соображений" 1939 года в жизнь. Норвегия, будучи заложником своего стратегического положения, должна была рано или поздно захвачена, без оглядки на ее нейтралитет.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк

Источники и литература:
Kriegstagebuch der Seekriegsleitung. Band 2: Oktober 1939. 270 S.
"The Conduct of the War at Sea" an Essay by Admiral Karl Doenitz
С. Патянин "Блицкриг в западной Европе. Дания. Норвегия"
М. Шатйнерт "Режим гроссадмирала Деница. Капитуляция Германии 1945"
В. Маршалль "Война на море".

Источник карты:
http://1914-45.ru/content/5569
Tags: ВМВ, Дениц, Карл Дениц, Размышления, Союзники, Эрих Редер
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments