?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера исполнилось 75 лет со дня одного из самых любопытных казусов в военно-морской истории XX века. Полагаю, что у многих любителей морской истории упоминание о итальянской подводной лодке "Торричелли" сразу вызовет реакцию - А! Это та которая британский эсминец из пушки потопила! Да, подобная версия красива - бой одного против четверых, погибаю, но не сдаюсь и при этом еще врагу урон наношу равноценный. Плюс к этому, образуется желание по болеть за слабого и дать ему возможность героически пойти на дно. Ну и возможность верить в то, что подводная лодка может противостоять эсминцу в открытом бою в надводном положении огневыми средствами, то есть верить в невозможное, всегда очень заманчива. Полагаю, что в умы любителей морской истории это уже въелось на уровне стереотипа. И часто пример с "Торричелли" и "Хартумом" приводится в качестве аргумента, что может лодка, все-таки может...ведь так хочется верить в это, не смотря не на что.


Эсминец "Хартум" после спуска на воду, февраль 1939

Мне это история напоминает ситуацию, когда кинутый в воду камень дает круги от места своего падения. Этот "кирпич" бултыхнул в "воду" перевод книги Брагадина "Итальянский флот во Второй Мировой войне", которую перевел А. Больных и издало "АСТ". И "круги" побежали.. И ведь сколько копий потом  было сломано на форумах в обсуждении этого случая. Фактически в этом плане бой, а именно он и имел место, между итальянской подлодкой "Торичелли" и тремя британскими эсминцами "Кандагаром", "Кингстоном", "Хартумом" и шлюпом "Шорехан", в популярном изложении напоминает бой "Варяга" с японской эскадрой, где  был "потоплен" японский миноносец.

"Позднее англичане обнаружили “Торричелли”, которая должна была прервать свое патрулирование возле Джибути. Она попыталась вернуться в базу, вынужденная двигаться в надводном положении, так как из-за повреждений не могла погружаться. К рассвету 23 июня “Торричелли” сумела проскользнуть мимо британских патрулей в проливе Перим. Подводная лодка двигалась к Иассаве, когда была замечена британским шлюпом “Шорхэм”. Вскоре за “Торричелли” гнались уже 3 эсминцы и 2 шлюпа. Хотя ситуация была безнадежной, командир лодки капитан-лейтенант Пелози не дрогнул, и в 5.30 субмарина первой открыла огонь по врагу. Это был бой 1 — 100-мм орудия и 4 пулеметов против 18 — 120-мм и 4 — 102-мм орудий и нескольких зенитных автоматов. Тем не менее, уже второй снаряд “Торричелли” попал в “Шорхэм”, который был вынужден уйти в Аден на ремонт.
Неравная борьба продолжалась 40 минут, дистанция боя все сокращалась и сокращалась. Подводная лодка выпустила торпеды, от которых корабли противника уклонились. Однако “Торричелли” добилась еще нескольких попаданий из орудия. Один снаряд вызвал большой пожар на эсминце “Хартум”. Стрельба англичан была отвратительной — первого попадания они добились только в 6.05. Снаряд ранил командира и вывел из строя рулевое управление. В этот момент Пелози приказал затопить корабль, и подводная лодка “Торричелли” медленно пошла на дно с развевающимся флагом. Люди были спасены эсминцами “Кандагар” и “Кингстон”. Они с удовлетворением следили, как пламя пожирает “Хартум”. Вскоре британский эсминец взорвался и затонул".

Цитата по Брагадин М.А. Итальянский флот во Второй Мировой войне. — М.: АСТ, 2000

Скажем так, несколько лет спустя после входа этой книги это версия была основной по причине того, что опровергнуть ее или подтвердить было нельзя. На русском языке более не было ни одного перевода, который бы мог выдвинуть контр-версию и опровергнуть Брагадина. Но затем стали появляться сомнения в версии Брагадина, но было уже поздно, красивая версия боя "Торричелли" уже стала стереотипом.  А первые сомнения появились после того, как стало известно о другой версии того боя, которое было изложено в книге Ч. Лэнгтри по эсминцам класса К (C. Langtree. The Kelly’s. British J, K and N Class Destroyers of World War II. – London, 2002). Одни из первых проводников иной версии боя "Торричелли" с британскими эсминцами 23 июня 1940 года стал сайт http://www.uboat.net/, который на страничке эсминца "Хартум" писал следующее:
The Admiralty inquest ruled out damage from enemy action and sabotage but captured members of the Toricelli's crew were housed aboard. (Primary source are Admiralty records used in the book, "The Kelly's" by Christopher Langtree on page 106.)
Правда изначально 10 лет назад в этом тексте не было ссылки на книгу Лэнгтри, она потом она появилась.

На сколько я помню, первым, кто начал "крестовый" поход против версии Брагадина, был его же переводчик Александр Генадьевич Больных, который в 2008 году на "Саламине" написал следующее:
"Еще из той же оперы. Книгу Kelly's выдели, полагаю, многие. Но все ли удосужились прочитать сей пикантный эпизод и сопоставить с рассказом Брагадина?

Англичане обнаружили "Торричелли", которая должна была прервать свое патрулирование возле Джибути. Она попыталась вернуться в базу, вынужденная двигаться в надводном положении, так как из-за повреждений не могла погружаться. К рассвету 23 июня "Торричелли" сумела проскользнуть мимо британских патрулей в проливе Перим. Подводная лодка двигалась к Массаве, когда была замечена британским шлюпом "Шоренам". Вскоре за "Торричелли" гнались уже 3 эсминца и 2 шлюпа. Хотя ситуация была безнадежной, командир лодки капитан-лейтенант Пелози не дрогнул, и в 5.30 субмарина первой открыла огонь по врагу. Это был бой 1 – 100-мм орудия и 4 пулеметов против 18 – 120-мм и 4 – 102-мм орудий и нескольких зенитных автоматов. Тем не менее, уже второй снаряд "Торричелли" попал в "Шоренам", который был вынужден уйти в Аден на ремонт.
Неравная борьба продолжалась 40 минут, дистанция боя все сокращалась и сокращалась. Подводная лодка выпустила торпеды, от которых корабли противника уклонились. Однако "Торричелли" добилась еще нескольких попаданий из орудия. Один снаряд вызвал большой пожар на эсминце "Хартум". Стрельба англичан была отвратительной – первого попадания они добились только в 6.05. Снаряд ранил командира и вывел из строя рулевое управление. В этот момент Пелози приказал затопить корабль, и подводная лодка "Торричелли" медленно пошла на дно с развевающимся флагом. Люди были спасены эсминцами "Кандагар" и "Кингстон". Они с удовлетворением следили, как пламя пожирает "Хартум". Вскоре британский эсминец взорвался и затонул.

Попытаемся разобраться подробнее в этом эпизоде, который итальянцы подают, как свою блестящую победу. Речь идет о бое подводной лодки «Торричелли» с английской эскадрой. Потрясающий рассказ об этом бое дает Брагадин, но как все это видели англичане? Оказывается, несколько иначе.

23 июня 1940 года в 04.00 английские эсминцы «Кингстон», «Кандахар» и «Хартум», а также шлюп «Шоренам» развернулись в линию и начали прочесывать район Красного моря, где рассчитывали найти «Торричелли». Шедший крайним левым «Шоренам» заметил подводную лодку на расстоянии 3 мили. Лодка погрузилась, и шлюп сбросил на нее глубинные бомбы, но результата не добился. Командовавший отрядом капитан 2 ранга Робсон приказал восстановить строй, но тут лодку заметил «Кингстон», который тоже бросился в атаку. На сей раз, лодка не попыталась погрузиться, а полным ходом направилась к побережью Французского Сомали. В 05.36 носовые орудия «Кингстона» открыли огонь, но стрельба почти сразу прекратилась, так как англичане заметили, что команда покидает лодку. «Торричелли» затонула в 06.24. Единственное повреждение, которое получили английские корабли, стало результатом их неосторожности. Пом-пом «Кингстона» метким выстрелом перебил кабель антенны своего же эсминца, ранив при этом 8 человек.
После уничтожения лодки английское соединение разделилось, и «Хартум» направился к острову Перим, чтобы продолжить патрулирование. Однако в 11.50 внезапно взорвалась торпеда в крайней трубе кормового аппарата. Обратите внимание – взрыв произошел через 5,5 часов после окончания боя, то есть Брагадин заведомо лжет. Боеголовка вылетела, словно выпущенная из пушки, пробила кормовую надстройку и при этом разорвала маслопроводы 120-мм установки № 3, в результате чего немедленно начался пожар. Боеголовка разворотила силовой привод установки и повредила элеватор, после чего вылетела наружу и мирно улеглась на лебедке трального устройства. Она не взорвалась, но бед натворила более чем достаточно. С пожаром справиться не удалось, провалились и попытки затопить кормовой артпогреб. В результате капитан 2 ранга Доулер, опасаясь худшего, приказал взять курс на остров Перим, до которого было около 7 миль. На всякий случай он приказал выпустить торпеды из переднего аппарата.
Кое-как «Хартум» дополз до гавани и бросил якорь. Погреба носовых установок удалось затопить. После этого экипаж бросился вплавь навстречу высланным с берега катерам и шлюпкам. В 12.45 огонь наконец добрался до кормового погреба, который взорвался. Тут же последовал второй, еще более сильный взрыв – сдетонировали глубинные бомбы и оставшиеся торпеды. Падающими обломками был убит один из матросов. Эсминец затонул на мелководье, так что из воды торчали рубка, труба, артустановка № 2. Его подъем был признан нецелесообразным.
Расследование установило, что 10 марта торпеды «Хартума» были выгружены на берег в Девенпорте, так как минный офицер решил, что имеет место слишком сильная коррозия воздушного баллона. Береговая комиссия решила, что все нормально, и 11 мая торпеды были приняты обратно. Обследование торпед «Кандагара» и «Кимберли» показало, что точечная коррозия более глубока, чем считалось ранее. Обследование боеголовки показало, что причиной была трещина в воздушном баллоне. Однако в качестве меры предосторожности давление в баллонах было снижено с 3100 до 2900 фунтов на кв. дюйм.
Следует отметить, что за годы войны аналогичные взрывы воздушных баллонов торпед имели место на крейсере «Ньюфаундленд» и эсминцах «Партридж» и «Тьерк Хиддес»".


Ну что сделал Больных понятно. Он сравнил две версии, дав описание гибели "Хартума" по Брагадину и по Лэнгтри. Как уже упоминалось -"Primary source are Admiralty records used in the book, "The Kelly's" by Christopher Langtree on page 106", то есть это означает, что Лэнгтри в своей книге использовал документы Адмиралтейства в описании причин гибели эсминца "Хартум".

А что это были за документы?
Дело в том, что по факту гибели эсминца "Хартум" было проведено следствие, в котором специальная комиссия в составе из трех человек (кэптэн Хауден, коммандер Хантли и лейтенант Моррисон) провела тщательное расследование причин гибели эсминца с последующим докладом результатов проверки в Адмиралтейство. Именно на него ссылается Лэнгтри в своей книге по эсминцам класса К. Комиссия произвела допрос всех свидетелей, начиная от командира "Хартума" и до нижних чинов экипажа этого эсминца. Версии, о том, что взрыв торпеды в торпедном аппарате мог произойти по причине действий итальянцев, уделялось много внимания. Следствие установило, что итальянцы никаким образом не могли повлиять на причины взрыва, ни в момент боя в качестве попаданий снаряда или осколков снаряда из орудий "Торричелли", ни путем произведения диверсии в момент, когда пленные итальянские подводники была на борту "Хартума". Да , да..они там были, не смотря на то, что писал Брагадин.

Благодаря сайту http://www.naval-history.net теперь существует возможность познакомится с документами комиссии, которая вела расследование по факту гибели "Хартума". Они выложены здесь:
HMS KHARTOUM - LOSS DUE TO DEFECTIVE TORPEDO AIR VESSEL, 23rd JUNE 1940
Из них я хотел бы затронуть моменты, который касается "итальянской" версии гибели эсминца "Хартум".

Из протокола допроса командира эсминца "Хартум" коммандера Дональда Торна Даулера о возможности попадания иатльянских снарядов или осколков от них:
"Вопрос №72
Был ли ваш корабль под огнем итальянской субмарины "Торричелли" в тот день?
Ответ
Я не думаю, что огонь фактически прицельно велся по нам, но снаряды  действительно определенно пролетали сквозь нашу линию.
Вопрос №73
Я хочу установить, возможно ли, что любые выстрелы с "Торричелли", возможно в любом случае могли вызвать детонацию в торпедном аппарате.
Ответ
По моему мнению нет, сэр, так как самый близкий разрыв снаряда произошел не менее чем в 6 кабельтовых от корабля.
Вопрос №74
То есть так, что не было никакой возможности для осколков, поражающих корабль?
Ответ
Не было  шанса ни для каких осколков ни от каких выстрелов поражающих нас, и я полагаю, что мы юы заметили, поразил ли нас снаряд.
Вопрос №75
Вы уверены, что вы не были поражены никакими осколками?
Ответ
Да, весьма уверен, сэр".

Из протокола допроса командира эсминца "Хартум" коммандера Дональда Торна Даулера о возможности диверсии со стороны пленных итальянских подводников, которые были подобраны его эсминцем после потопления лодки:
"
Вопрос №5
Вы спасли кого-нибудь из экипажа итальянской подлодки "Торричелли"?
Ответ
Шестнадцать человек были первоначально спасены, четырнадцать были переданы на "Кингстон" практически сразу, один скончался и последний пленный находился все время под охраной.  Единственным временем, когда он находился у торпедного аппарата, было время похорон умершего итальянского подводника, но у него не было возможности совершить диверсию, замечу, что он был поднят из воды и на нем были только шорты из одежды и он был очень слаб физически.
Вопрос №6
Те четырнадцать человек, которые были переданы на "Кингстон" поднимались к вам на борт?
Ответ
Да, они были на борту приблизительно в течении 10 минут, но рядом с ними находились охраники.  Пленные так же были подняты из воды.
Вопрос №7
Вы мне можете сказать по какому соображению один из пленных был оставлен у вас на борту?
Ответ
Он нахлебался воды и доктор полагал, что ему требуется медицинская помощь

Из протокола допроса старшины с эсминца "Хартум" Кирила Горация Хейвуда Пула о возможности диверсии со стороны пленных итальянских подводников, которые были подобраны его эсминцем после потопления лодки:
" Вопрос №51
Вы были у торпедного аппарата во время взрыва утром?
Ответ
Нет, сэр. Во время взрыва меня там не было.
Вопрос №52
Но перед ним были?
Ответ
В течении утра, да, сэр.
Вопрос №53
Вы занимались обслуживанием аппарата в течении утра
Ответ
Да, сэр.
Вопрос №54
Кто-нибудь из пленных с "Торричелли" находился у труб торпедного аппарата хоть какое-то время?
Ответ
Да, сэр. Они были подняты на борт с правой стороны у торпедного аппарата
Вопрос №55
Я полагаю они охранялись?
Ответ
Да, сэр.
Вопрос №56
Как вы полагаете, мог бы кто-то из них вызвать этот взрыв, совершив какую-нибудь диверсию?
Ответ
Я думаю, что то было невозможно
Вопрос №57
Вы подразумеваете, что в течении всего времени пока они были на борту их надежно, охраняли?
Ответ
Да, сэр. Их повели в кают-компанию и когда они покинули корабль на шлюпках, что бы попасть на "Кингстон", на корабле их осталось всего двое. Одному делали искусственное дыхание, а второй был под охраной на баке с правого борта. Один из них потом умер".

И так, если вы хотите после прочтения этих отрывков из протоколов допросов экипажа "Хартума" почувствовать, как вас держали за"болвана в старом польском преферансе", то перечитайте снова отрывок из книги Брагадина о том, как подлодка "Торричелли" потопила эсминец "Хартум" и насладитесь моментами, как горел и тонул британский эсминец. Разумеется, это все не вызывает радости, что в таком солидном исследовании под таким названием с итальянской стороны можно встретить подобную информацию. Не вызывает радости так же тот факт, что у нас в стране в основном переводятся на русский язык именно книги за которые уже не надо платить авторам или держателям авторских прав. Таким образом у нас на рынке в основном присутствуют переводы книг написанных аж в "лохматые" пятидесятые года прошлого века - Bragadin, M'A. The Italian Navy in World War II. — Annapolis: U.S. Naval Institute, 1957. Если же обратить внимание когда была издана книга Лэнгтри (а это 2002 год), то становится понятно, что мы можем прочитать на русском языке из переводов. Книжные новинки западных авторов по военно-морской истории, причем не "мурзилки", а качественные работы, у нас не переводят. Поэтому различные "легенды" у нас способны "жить" годами.

Полагаю, что теперь вопрос про "потопление" эсминца "Хартум" итальянской субмариной "Торричелли" закрыт раз и на всегда.
Распространение этой информации приветствуется.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

P.S.
Я допускаю возможность, что несчастный Брагадин, которого станут обвинять в откровенном вранье, мог не знать о выводах комиссии Адмиралтейства. Они на тот момент могли быть просто засекречены.
promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…

Статистика


Яндекс.Метрика







Free counters!

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel