Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

YP-389 и U 701







Идея написать об этом весьма малоизвестном случае в истории Битвы за Атлантику, зрела уже полгода, но время на это  удалось выделить только сейчас. А начну я эту тему, уважаемые коллеги с цитаты из работы М.Э. Морозова «Германские ПЛ VII серии»:

«Последний случай применения 88-мм орудия в Атлантике имел место 19 сентября 1942 г., когда «семерка» U-701 в ожесточенном надводном бою потопила у м. Гаттерас американский вооруженный траулер YP-389.»(с)*

Не сомневаюсь, что дотошные исследователи сразу смогут  обнаружить ошибку в  приведенных данных.  Разумеется, U 701 никак не могла потопить американский корабль 19 сентября 1942 года, так как это событие произошло тремя месяцами раньше – 19 июня 1942. Так же хочется  отметить, что приведенный Морозовым пример, по факту последнего применения палубного орудия «семерки» в Атлантике, не соответствует действительности и является не совсем удачным.  Не смотря на приказ Деница от 14 ноября 1942 года о демонтаже артиллерии на лодках VII серии, орудия сняли не со всех лодок и артогонь в Атлантике с «семерок» еще имел место и в 1943 году.
* К сожалению, данная ошибка перекочевала и в «Стальные акулы», так как редакция дала исключительно сжатые сроки на вычитку и проверку готового текста. Поэтому приходится указывать на нее уже здесь.

                                                          История боя сторожевого корабля YP-389 с U 701

7 августа 2009 года произошло событие, не получившее большой известности в средствах массовой информации.  В этот день  в 18 милях от мыса Гаттерас во время исследования дна был найден корпус неизвестного корабля, лежащий на 90-метровой глубине. Находку идентифицировали, как патрульный корабль YP-389, потопленный в бою немецкой подводной лодкой 19 июня 1942 года.
www.noaanews.noaa.gov/stories2009/20090909_battleofatlantic.html
www.navytimes.com/news/2009/09/ap_navy_wwii_patrol_boat_scan_091009/

(источник фото www.navytimes.com)

 История жизни этого судна была необычайно короткой. Построенное на верфи в Куинси в октябре 1941-го, как  рыболовный траулер «Cohasset», оно было куплено ВМС США через 2 месяца после вступления Америки в войну и переоборудовано в тральщик AMc-202, коим пробыло до 1 мая 1942. После этого экс-«Cohasset» сменил род деятельности и стал сторожевым кораблем YP-389. В таком виде он и встретил свою гибель по прошествии полутора месяца. Теперь же обратимся к причине гибели YP-389 -  немецкой подводной лодке U 701.

рыболовный траулер «Cohasset»
(источник фото www.navsource.org)


рыболовный траулер «Cohasset»
(источник фото www.navytimes.com)


С января 1942 мыс Гаттерас, деливший восточное побережье США на две части (северное и южное) стал местом, где торговые суда очень часто шли на дно, становясь целью для атак  немецких субмарин. На протяжении четырех месяцев области вокруг самого мыса и севернее него были самой горячей точкой в водах, где велась подводная война. Но с мая 1942 ситуация начала меняться, благодаря активным мерам принимаемым американцами, что бы исправить положение и прекратить бойню.  

Перестав пожинать плоды к северу от Гаттераса, верный своей стратегии Дениц переносит жар подводной войны на юг в Мексиканский залив и к Флориде, где у союзников все еще творится хаос с ПЛО. Однако командование подводными силами не собиралось оставлять в покое северный район Восточного побережья США, расположенный между Нью-Йорком и мысом Гаттерас. Принимается  решение минировать такие ключевые узлы судоходства,  как залив Делавэр, Чесапикский залив и Нью-Йорк:

«Теперь, когда лодки, действующие индивидуально к северу от мыса Гаттерас, не имеют успехов, а лодки, действующие к югу от Гаттераса в это же время, добиваются существенных результатов, кажется разумным напасть на вражеское судоходство в районе северного побережья (США). Даже установка несколько мин  на подходах к Нью-Йорку (Залив Делавэр, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон, Норфолк), вероятно будет успешна, поскольку противник не успеет принять эффективные контрмеры, а так же это приведет к переброски части сил противника в этот район, что поможет лодкам на юге действовать еще результативнее.»*
* ЖБД командующего подводными силами от 19 мая 1942. Курсив автора.


Карл Дениц
(источник фото www.uboat.net)


Для минных постановок были выбраны три лодки типа VIIC:
U 87 в районе Нью-Йорка
U 373 в заливе Делавэр
U 701 в Чесапикском заливе

В течении 18-20 мая все три лодки вышли в море для выполнения задания. U 701 под командованием капитан-лейтенанта Дегена покинула базу последней, имея на борту 15 мин ТМВ.*  8 июня, когда лодки были на подходе к указанным района, U 87, U 373 и U 701 получили приказ из штаба провести запланированные установки мин в ночь с 10 на 11 июня, однако выполнить его смогли только 87-я и 373-я. Деген опоздал на сутки и приступил к установке мин в Чесапикском заливе только после наступления темноты 12 июня. В общей сложности три лодки установили 40 мин, которые стали причиной гибели и повреждений 6 судов и военных кораблей. После выполнения задания Дениц перенацелил U 701 и U 373 на юг, где обе лодки должны были вести свободную охоту у мыса Гаттерас.
*Хотелось бы отметить, что ЖБД Дегена, содержащий информацию об этом походе, не сохранился, так, как лодка из похода не вернулась и частичная реконструкция ее действий была мною произведена по ЖДБ Деница, протоколу допроса разведкой ВМС США выживших членов экипажа U 701 и первому тому «Подводная война Гитлера. Охотники» К. Блэйра (разумеется оригинал)


Командир U 701, капитан-лейтенант Хорст Деген
(источник фото www.uboat.net)

Деген добрался до нового района патрулирования через три дня, после чего начал снабжать штаб информацией о происходящем у Гаттераса. С 15 по 19 июня Дениц получал от U 701 сообщения об отсутствии какого либо активного движения судов, самолетах и эсминцах патрулирующих район ее действия.  Лодка находилась все светлое время суток в подводном положении, всплывая лишь ночью для  вентиляции отсеков, подзарядки батарей и проведения сеансов радиосвязи.

Ночью 17 июня лодка всплыла на поверхность рядом недалеко от побережья и обнаружила, что рядом с ней находится сторожевой корабль. На сторожевике вероятно так же заметили U 701, и американцы начали передачу световых сигналов на неизвестное судно, вероятно не сумев опознать в U 701 субмарину и приняв ее за дружественный корабль. Деген расценил сигналы, как ловушку, подумав, что сторожевик идет на хитрость, отвлекает его внимание и готовится таранить лодку.  Поэтому U 701 не стала ввязываться в «диалог» и вновь погрузилась. Следующей ночью Деген предпринял одну безуспешную атаку небольшого конвоя, выпустив две торпеды в одно из его судов. В ответ эскорт, состоящий из надводных кораблей и самолет, контратаковал лодку. Взрывами глуб. бомб на субмарине был поврежден командирский перископ, но Дегену удалось благополучно уйти от преследования. Командир U 701 полагал, что замеченный им ранее СКР, принимал участие в атаке, но обнаружил ПЛ случайно, так как на лодке не слышали привычных «щелчков» гидролокатора.  

 
U-701
(источник фото www.subsim.com)


Рано утром 19 июня U 701 снова появилась на поверхности у мыса Гаттерас, и вновь ее был замечен все тот же (по мнению Дегена) сторожевой корабль. Решив избавиться от назойливого «соседа», Деген пошел на рискованный шаг – артиллерийский бой с противником.  

Поступая, таким образом, командир U 701 нарушал установленные правила, которые гласили:
«271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня. Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю».*
* Цитата из «Наставления для командиров немецких подводных лодок.»

 Но правила содержали так же и другой пункт, который позволял лодке ввязываться в бой с таким противником, при соблюдении следующих условий:
«274. Артиллерийский огонь против вооруженного противника только в том случае является успешным, если противнику наносится внезапный сильный удар с близкого расстояния, и подводная лодка в состоянии путем введения в действие всех своих легких орудий помешать противнику ввести в действие его артиллерию».**
**  Цитата из «Наставления для командиров немецких подводных лодок.»

 Однако практика всегда отличается от теории различными исключениями, которые не всегда возможно учесть на бумаге. Бой действительно начался для YP-389 внезапно, но Дегену не удалось полностью подавить артиллерию сторожевика. Вооруженный трехдюймовым орудием и пулеметами «американец» мог бы дать серьезный отпор атакующей его лодке, если бы не вмешался случай – в самом начале боя «трехдюймовка» вышла из строя. Но U 701 не смогла воспользоваться этим преимуществом и быстро покончить с вражеским кораблем.. Бой превратился в затяжную дуэль между противниками, длившуюся полтора часа, где лодка вела огонь из палубного орудия, а сторожевик маневрировал и отвечал огнем из пулеметов.

Расход снарядов на U 701 был очень большим. Артиллеристы использовали все боеприпасы из контейнера на верхней палубе, в том числе разрывные и зажигательные. Данное обстоятельство экипаж расценивал, как большое расточительство и не считал честью для себя . Впрочем и сам Деген стыдился того, что применил такой «коктейль» из снарядов против своего противника. Что же именно привело к такому расходу боеприпасов – плохая стрельба немецких артиллеристов, умелое маневрирование сторожевика или иное обстоятельство остается неясным. Детали этого боя весьма скупы из-за того, что не сохранилось его детального описания в документах участников.

Когда YP-389 отправился на дно, не выдержав такого «адского коктейля», выпущенного по нему из орудия U 701, Деген приблизился к месту гибели корабля в надежде подобрать кого-либо из уцелевших американцев, но не нашел никого. Решив, что уцелевшие во время боя моряки смогли спустить шлюпку и покинуть тонущий корабль, Деген прекратил поиски и покинул место событий. Но во время сражения на YP-389 погибло всего 6 человек. Оставшиеся 18 членов экипажа СКР были подобранны уже после наступления светлого времени суток куттером Береговой охраны США (по другим данным погибло 4 и спасен 21 человек). 

Что же произошло с ними в дальнейшем, вероятно, несколько удивит читателей. В своей книге Блэйр упоминает, что согласно данным Гэри Гентайла  Следственная комиссия ВМФ США, разбиравшая причины гибели YP-389, рекомендовала предать суду военного трибунал командира сторожевика за «отказ искать столкновения с противником» и «преступную неэффективность в бою».

Впрочем, возможно, американцев отчасти удовлетворил тот факт, что победитель YP-389 капитан-лейтенант Деген так и не вернулся со своей лодкой на базу. 7 июля 1942 года самолет американских ВВС прервал успешные действия U 701 у мыса Гаттерас. Верхняя вахта ( а именно вахтенный офицер Юнкер) слишком поздно заметила угрозу с воздуха и поэтому лодка не успела вовремя уклониться погружением. Бомбы разорвались рядом с U 701 которая в этот момент уходила под воду. В результате, субмарина, получившая пробоины в прочном корпусе, затонула на небольшой глубине. 18 членов экипажа сумели покинуть лодку через центральный отсек, использовав для выхода на поверхность рубочный люк. Но проведя в воде 49 часов из них сумело выжить только 7 человек, включая Дегена. Это произошло благодаря патрульному дирижаблю ВМС США, который, обнаружив людей в воде, сбросил им резиновую лодку и плот, а так же сообщил о находке на базу.  Вскоре прибыла летающая лодка, которая подобрала оставшихся в живых и доставила их на сушу.

 
Хорст Деген после спасения
(источник фото www.uboat.net)


Так завершилась эта история, участники которой не имели в конце для себя никакого счастливого конца. Победитель в бою 19-го июня так же оказался на дне океана, как и побежденный.

P.S. Авторские права на текст принадлежат Владимиру Нагирняку.

Tags: ВМВ Атлантика, Паукеншлаг, командиры
Subscribe
promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments