Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Немного о лодках 30-й флотилии


Сегодня сайт uboat.net опубликовал фотографии турецких исследователей, нашедших три немецкие субмарины типа IIB, которые входили в 30-ю подводную флотилию, действующую против Черноморского флота во время Великой Отечественной войны.


Выхлоп дизеля правого борта U 20 (фото с uboat.net)

Другие фото U 20 увидеть, перейдя по данной ссылке:
www.uboat.net/gallery/index.html

Предлагаю вашему вниманию небольшой очерк о появлении немецких подлодок на Черном море и их судьбе.

С нападением Германии на СССР 22 июня 1941 года высшее командование немецких ВМС получило еще три театра военных действий на море, в которые входило и Черное море. Однако  на черноморском театре изначально не имелось каких либо немецких кораблей (за исключением речных тральщиков типа FR Дунайской флотилии), поэтому в первые месяцы войны действия против советского флота велись румынские ВМС, численность, подготовка да и активность которых оставляла желать лучшего. 

 

Переброска кораблей с других театров морем была невозможна из-за того, что Турция не собиралась нарушать нейтралитет и открывать черноморские проливы для прохода каких либо военных кораблей воюющих держав. Попытка договориться с Турцией о покупке Германией у нее трех подводных лодок типа Ай ( «Салдырай», «Атылай», «Йылдырай»), успехом не увенчалась.  Тогда немцам ничего не оставалось, как пойти на весьма необычный шаг, такой, как переброска кораблей небольшого водоизмещения на Черное море по суше и рекам.  Эта операция была весьма трудоемкой, однако благодаря ней на Черном море у Германии появились собственные легкие силы состоящие из подводных лодок,  тральщиков, торпедных катеров и т.д. (стоит отметить что не все корабли были доставлены таким путем. часть кораблей и судов были построены на верфях Черного моря). Помимо этого дело осложнял еще такой фактор, как высокие расходы на доставку, в результате чего Гитлер неоднократно отвергал предложения на доставку кораблей, в частности подводных лодок. Фюрер не считал нужным идти на такие траты, ожидая скорой победы над СССР, поэтому все обращения к нему ОКМ  дать разрешение на транспортировку малых ПЛ на Черное море в 1941 году  не увенчались успехом.  Но провал блицкрига 41-го года позволил Редеру вернуться к этому вопросу снова.

 

В феврале 1942 года эта тема была вновь поднята, и на этот раз разрешение было получено.  Началась подготовка к самому процессу перевозки. Для Черного моря были изначально выбраны три подводных лодки типа II B U 9, U 19 и U 24, являвшиеся на тот момент учебными лодками. Данные субмарины были выведены из состава флота в апреле-мае 1942 года и переведены в Киль для подготовки к транспортировке на Черное море. Прежде всего, было необходимо облегчить вес субмарин. Для этого с лодок были сняты дизеля, электромоторы, АБ и другое оборудование, а так же срезаны рубки. В "распотрошенном" состоянии субмарины из Киля отправлялись в путь: на понтонах через Кильский Канал они попадали в Эльбу, по которой их спускали до Дрезден-Юбигау откуда уже лодки везли автомобильным транспортом до Ингольштадта. Затем они продолжали свой путь снова на понтонах, но уже по Дунаю до Галаца, который являлся конечной точкой. После того, как все три "двойки"  успешно прошли весь маршрут, 26 августа 1942 года Гитлер санкционировал переброску еще трех ПЛ того же типа - U 18, U 20 и U 23.  После монтажа все субмарины вновь были введены в строй и образовали 30-ю подводную флотилию под командованием капитан-лейтенанта Розенбаума.

 
Признаюсь сразу, что я не буду затрагивать в своей записи действия немецких подводных лодок на Черном море, так как не ставлю перед собой такой цели. Действия "двоек" на ЧМ, и не только - это тема для отдельного исторического исследования, которое возможно когда-нибудь появиться на свет. Приведу лишь общую информацию по данным субмаринам, которая включает в себя, как их действия в начале войны против союзников, так и черноморский период их службы в составе 30-й флотилии. Эта информация уже публиковалась мною в справочнике "Кригсмарине. ВМФ третьего рейха", вышедшего год назад:

 

U 9

19 боевых походов (355 суток)

Потопила 7 судов общим тоннажем 16.669 брт  и  1 СКР

Повредила 1 судно *

9.5.1940 торпедировала и потопила фр. ПЛ «Doris»

С октября 1942 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Потоплена 20.8.1944 совет. авиацией в Констанце

* 5.5.1944 ПЛ обстреляла совет. шхуну «Буревестник», причинив ей небольшие повреждения. Тоннаж шхуны неизвестен.

 

U 18

Затонула в Любекской бухте 20.11.1936 в результате столкновения с ММ «Т 156». Поднята 28.11.1936. Снова введена в состав флота 30.09.1937

14 боевых похода (285 суток)

Потопила 1 судно общим тоннажем 1.085 брт и 1 ТЩ

Повредила 1 судно на 7.745 брт и 1 СКА

С мая 1943 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Повреждена 20.8.1944 совет. авиацией и 25.8.1944 затоплена в Констанце.

 

U 19

20 боевых походов (365 суток)

Потопила 13 судов общим тоннажем 34.430 брт,  1 судно* и 1 ТЩ

С января 1943 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Затоплена экипажем 10.9.1944 у черноморского побережья Турции, сев. Зонгулдака

* 27.6.1944 ПЛ торпедировала и потопила совет. баржу. Заявленный командиром ПЛ тоннаж потопленного судна был 1500 брт., но реальный тоннаж баржи неизвестен.

 

U 20

17 боевых походов (295 суток)

Потопила 13 судов общим тоннажем 37.660 брт. и 1 судно*

Нанесла непоправимые повреждения 1 судну на 844 брт

Повредила 1 судно на 1.846 брт.

С июня 1943 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Затоплена экипажем 10.9.1944 у черноморского побережья Турции, сев. Карасу

* 24.6.44 ПЛ потопила артиллерийским огнем совет. рыбацкий бот № 26. Заявленный командиром ПЛ тоннаж потопленного судна был 15 брт., но реальный тоннаж судна неизвестен.

U 23

16 боевых походов (297 суток)

Потопила 6 судов на 10.831 брт.,  3 судна* и 1 ВСУ

Нанесла непоправимые повреждения 3 судам на 18.199 брт

Повредила 1 ТЩ и  1 СКА.

18.2.1940 торпедировала и потопила брит. ЭМ «Daring»

С июня 1943 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Затоплена экипажем 10.9.1944 у черноморского побережья Турции, сев. Эрекли

* ПЛ потопила совет. буксир «Смелый» (29.5.1944 ) и 2 совет. рыболовных мотобота (25.10.1943 и 2.6.1944), реальный тоннаж которых неизвестен.

 

U 24

20 походов (328 суток)

Потопила 1 судно общим тоннажем 961 брт, 1 ТЩ, 2 СКА и 2 ДБ

Нанесла непоправимые повреждения 1 судну на 7886 брт

Повредила 1 судно на 7661 брт. и 1 судно*  

С октября 1942 принимала участие в действиях на Черноморском ТВД.

Повреждена 20.8.1944 совет. авиацией и 25.8.1944 затоплена в Констанце.

*27.5.1944 ПЛ обстреляла совет. парусно-моторную шхуну «МШ-14», причинив ей небольшие повреждения. Тоннаж шхуны неизвестен

 


Отмечу лишь, что с октября 1942 по август 1944 лодки 30-й флотилии совершили более 50 боевых походов, однако не достигли каких либо существенных результатов. Поэтому награждение командира U 18 Фляйге Рыцарским Крестом носило больше пропагандистский характер, и не соответствовало его боевым заслугам.

 

Судьба черноморских «двоек» сложилась по-разному. После налета советской авиации на Констанцу, U 9 была потоплена, а U 24 и U 18 получили повреждения. Ввиду того, что устранение повреждений уже не представлялось возможным, обе лодке были затоплены их офицерами. 26 августа 1944 Румыния объявила войну своему бывшему союзнику. Командующий ВМФ Германии гросс-адмирал Дениц понимал, что судьба оставшихся трех субмарин является весьма незавидной.  Выхода не оставалось, и 27 августа 1944 было принято решение затопить оставшиеся «двойки». Первоначально это планировать сделать это у турецкого побережья, но Дениц отменил этот приказ и распорядился передать сообщение, что бы субмарины затопили у берега Болгарии, после чего их экипажи должны были присоединиться к немецким войскам. Но  через несколько дней и этот приказ был отменен, так как было принято решение  попытаться продать лодки Турции. Но турецкое правительство не захотело заключать сделку и 7 сентября командиры лодок получили последний приказ: «незаметно для посторонних глаз затопить ПЛ в районе между Босфором и северным турецким побережьем. Экипажи должны попытаться попасть в Грецию, разбившись на небольшие группы». Для выполнения этой задачи командиры «двоек» получили дополнительные радиограммы с детальными инструкции и переводом основных турецких слов и выражений.  Поздно вечером 10 сентября были затоплены все три лодки, экипажи которых, разделившись на группы по 11 человек, приступили к исполнению последнего приказа.

Впрочем, было бы наивно думать, что немцам удалось бы пересечь турецкую территорию беспрепятственно. На следующий же день все подводники были арестованы турецкой полицией и до конца 1945 года содержались в турецком городке Beysehir в Анталии. Так закончилась история 30-й подводной флотилии.

 

U 20 обнаружена в 1994 у Карасу, когда турецкий флот проводил учения в этом районе. Спустившиеся под воду водолазы определили, что непонятный объект на дне является затонувшей субмариной. Но к конкретным исследованиям подлодки приступили спустя 11 лет, когда турецкий морской инженер Сельджук Колай организовал поиск немецких субмарин, которые были затоплены во время ВМВ.  Тогда лодка была опознана, как U 20. Следующую лодку U 23 Колай уже искал с помощью ее последнего командира Рудольфа Арендта, руководствуясь его консультациями. По мнению, Колая субмарина лежит на 50-метровой глубине в трех милях от берега у города Агва. Место затопления U 19 известно, но обнаружить субмарину вряд ли удастся, так как она лежит на большой глубине. Лодка находится в трех милях от побережья, рядом с Зондулаком.

 

В одном из своих интервью прессе Колай сказал:

«Это одна из наименее известных историй той войны, но все же весьма интересная»

 

Думаю, что с ним можно согласиться в этом



P.S. Авторские права на текст принадлежат Владимиру Нагирняку.


Tags: Черное море
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments