Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Путь из матросов в ...матросы

В продолжение рассказа об U66
Первая история была здесь, теперь изложу вторую.

Среди экипажа U66 было три кавалера Рыцарского креста - это два командира этой лодки Цапп и Маркворт, а также ее инженер-механик Ольшевски.
zappmarkwortholschewski2
Цапп                                                     Маркворт                                      Ольшевски

seehausen_gerhard
А в последний поход U66 вывел в море новый командир Зеехаузен, в котором он и погиб вместе с лодкой.

Но был еще один офицер, который тоже является кусочком истории этой субмарины (хотя и небольшим), который оказался далеко не столь положительным по сравнению со своими коллегами.


U66 вернулась из седьмого похода 24 марта 1943 года. Перерыв между ним и следующим ( восьмым походом) составил всего две недели. 7 апреля лодка снова вышла в море. Но для Маркворта этот выход стал последним. Во время возвращения лодки на базу, она подверглась атаке противолодочных сил союзников. 3 августа в 21:35 лодка была неожиданно атакована парой "Эвенджер" и "Уайлдкэт" с эскортного авианосца "Кард". Самолеты обстреляли субмарину и сбросили на нее одну глуб. бомбу, которая взорвалась вероятно над лодкой во время ее погружения. Результат атаки: второй вахофицер оберлейтенант Щютце и матрос Лоренц убиты; командир лодки Маркворт и "практикант" фенрик Пфаф тяжело ранены; первый вахтофицер и пять подводников получили легкие ранения. Позже в мир иной отошел и торпедист Хайнц, тоже тяжело раненный во время нападения.

Субмарина оказалась в достаточно тяжелом положении, похожем на случай с U333. Тяжело раненный командир, погибший вахтофицер и несколько раненных подводников превратили U66 в лазарет и лишили ее управления в лице офицеров. U66 запросила помощи. Штаб подводных сил направил ее на встречу с "заправщиком" U117 на борту которой был врач. Лодки встретились 6 августа. На борт U66 поднялся доктор Шенк и первый вахтенный офицер U117 оберлейтенант-резервист Пауль Фреркс. Последний должен был принять на себя командование лодкой и довести ее до базы. 117-я должна была также передать 10 тонн топлива и провизию на 66-ю.

Но когда лодки перекачивали топливо, в небе появились самолеты с авианосца "Кард", которые стали неприятным сюрпризом для немцев. Для американцев это был приятный сюрприз. Они готовились к этой "встрече" и их очень интересовал "заправщик" U117.
1 августа 1943 от конвоя UGS-13 отошела на специальное задание группа "охотник-убийца" эскортного авианосца "Кард". Американцы следили за единственным "заправщиком" немцев, находившимся в море на тот момент. Если бы лодка была уничтожена, то это бы было сокрушительным ударом по системе снабжения немецких лодок в море.  В течение августа другого "заправщика" бы у немцев не было и его гибель внесла бы изменения в автономность немецких лодок и внесла бы отрицательные перспективы в операции подводного флота в августе.

С помощью "Ультры" американцы знали, что в радиограмме, расшифрованной 30 июля,  U117 получила приказ находиться в ста милях от точки 38-50N, 37-20W. В сообщении от 1 августа лодке дали более точные координаты позиции, где она должна находиться - 37-57N, 38-30W. В другой радиограмме, от этой же даты, U117 было приказано встретиться с U66 в этой точке 3 августа и после рандеву находиться в этом же месте.  Но U66 не нашла "заправщик" и поэтому их рандеву было перенесно штабом подводных сил на 6 августа в точке 38-15N, 38-14W.

Американцам не легко давалась расшифровка немецких радиосообщений и не все сообщения могли быть прочитаны на день их передачи. Поэтому радиограмма OP-20G (кодовое именование в "Ультре"), которая говорила о встрече 6 августа двух лодок, была расшифрована лишь к 14 августа и американцы лишь могли догадываться где произойдет рандеву U66 и U117. Группе "Карда" было приказано производить поиск самостоятельно в районе, где изначально планировалсь встреча лодок. Расчет был верным. Рано утром 7 августа самолеты с авианосца обнаружили две лодки на поверхности, которые занимались передачей топлива. Что произошло дальше расскажут фото (кликабельны)
U-117Sallenger1
U-117Sallenger2
U-117Sallenger3
Снимки сделаны с американского самолета, который атаковал обнаруженные лодки.
Слева стоит U66, справа U117.

Итог атаки был следующий.  66-я сумела погрузиться и ускользнуть без существенных повреждений. Вдогонку ей сбросили самонаводящуюся торпеду "Фидо", но она цель не нашла. 117-й досталось больше и она была вынуждена принять бой ввиду невозможности погрузиться из-за полученных повреждений (возможная версия). В итоге американцы своего добились. Единственный  "заправщик", имевшийся у Деница в наличие в августе 1943, был потоплен. U117 была отправлена на дно со всем экипажем.

Пауль Фреркс успешно довел U66 до Лориана, куда она пришла 1 сентября 1943. Он исполнял обязанности командира этой лодки с 6 августа по 1 сентября 1943, замещая раненого Маркворта. Однако помимо этого Фреркс интересен еще и другим.

Пауль Фреркс родился 25 июня 1908 года.
Неизвестно чем он занимался на "гражданке", но на флот он попал уже в зрелом возрасте. 7 сентября 1939 он был призван в качестве резервиста в возрасте 31 год.  1 февраля 1940 Фреркс повышен в звании и стал ботсманмаат резерва, 1 июля 1940 ботсманом резерва. Спустя четыре месяца он получает звание лейтенанта резерва. Об этом периоде службы на флоте можно судить по полученной им награде. В декабре 1940 он получил Знак тральщиков "Kriegsabzeichen für Minensuch-, Ubootsjagd- und Sicherungsverbände".


Есть данные, что в этот момент он был командиром тральщика под номером 1401. Неизвестно ничего о его службе до января 1943 года. Но за этот период он награждается Железным крестом II и I класса. В январе 1943 Фреркс, получивший оберлейтенанта резерва, назначается первым вахтофицером на минзаг U117. Он свершает на лодке два похода, включая и последний, когда он перешел на борт U66, что вступить во временное командование лодкой. После этих событий было сочтено, что Фреркс достоин принять командование над субмариной и он назначается на "семерку" U975, которая завершала испытания и тренировки. Это произошло 17 ноября 1943. Лодка с началом 1944 года была приписана к 3-й боевой флотилии, но пока находилась на тот момент в Германии.

Казалось бы Фреркс прошел стандартный путь от вахтенного офицера до командира подлодки, но 16 марта его снимают с должности и отдают под трибунал, который приговаривает его к трехмесячному заключению под стражу с последующим разжалованием в матросы (!) за преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения (параграф 330 УК).

Наказание было суровым. Фреркс не первый кто попадал под трибунал, но помимо него такого приговора удостоился только один командир ПЛ. Но его судили по 175 параграфу за обвинение в гомосексуализме. Так что же совершил Фреркс?

Первый его проступок заключался в том, что он в пьяном виде угрожал оружием охране отеля "Celtic". За что получил неделю ареста. Спустя две недели Фреркс что-то отмечал со своими унтер-офицерами во флотском кантино "Zillertal" и снова произошел инцидент. Он угрожал двум солдатам. Трибунал приговорил его трем месяцам заключения и лишения звания. Так Фреркс из оберлейтенанта резерва стал снова матросом-резервистом. Круг для него замкнулся. Но Фрерксу повезло, его не отправили на фронт. Летом 1944 он находился в "учебке" в Пиллау, где комплектовались и проходили дальнейшее обучение экипажи подлодок. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Стоит отметить, что информация о его дисциплинарных нарушениях является неполной  и может не отражать точную причину его отдачи под трибунал. К сожалению, информация о карьере и жизни Фреркса не блещет изобилием. Не известно по каким причинам он сорвался и начал так откровенно бузить, был ли он замечен в этом раньше и как его характеризовали по службе. Фреркс не был кадровым офицером и возможно его быстрый взлет из матросов в офицеры дал о себе знать, но так или иначе он сумел спасти U66 во время атаки 7 августа и довести ее с ранеными до базы. Возможно он был неплохим специалистом, но "сорвал гайки" по отношению к дисциплине. Возможно он сломался от перспектив вести лодку в боевые походы откуда тогда часто живыми не возвращались. Хотя любопытно было бы знать, как бы зарекомендовал себя Фреркс на посту командира боевой субмарины, достиг бы успехов? Но этого узнать уже никогда не удастся.


Такова вторая история об U66 и об одном из ее командиров.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Ресурсы фото:
http://www.uboatarchive.net
http://uboat.net
Tags: БЫТ, Дисциплина, командиры
Subscribe

  • Кто такие историки

    О том, кто такие историки. Мой учитель, профессор Борис Дмитриевич Козенко был бездонным колодцем мудрости. На кафедре за ним закрепилось прозвище…

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments