Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Железные нервы

Вечная сырость, плохой воздух, качка, срочные погружения и всплытия, ограничение в питании, глубинные бомбы и прочие "прелести" жизни подводников. Все это приводило к большому нервному и физическому напряжению. Вопрос - насколько хватит человеческой выносливости в таких условиях, на сколько должна быть хороша физическая форма и стрессоустойчивость?

Вспоминая случай с известным немецким подводным асом Бляйхродтом, который получил нервный срыв прямо во время похода(Когда-то я писал об Бляйхродте - "Пережгли "пробки".), я решил провести некоторые подсчеты на сколько устойчива была психика и хорошо физическое состояние немецких офицеров-подводников. За пример взят подсчет суток, проведенных в море определенным количеством командиров за время войны.

Взяв Бляйхродта за начальную точку, попробовал составить статистику по другим офицерам,
которые находились в море не меньше, чем он.

Итак, напомню, что случилось с командиром U109:
Командующему от U109:
"Командир страдает уже примерно 10 дней от депрессии и отсутствием энергии, связанного с состоянием сильной психической подавленности. Запрашиваю разрешение вернуться на базу."
Командующий U109:
"Предусматриваю продолжение похода, но без попыток снабжения. В крайнем случае лодку принимает под командование первый вахтофицер. Медицинский совет: Давать командиру 3 раза в день люминал  и кормить легкой пищей." (с)

Цитата по ЖБД U109.

capt14
Бляйхродт к тому моменту совершил 8 походов и провел в море 405 суток.
Этого хватило, что бы его нервное истощение привело к срыву и списанию на берег. А что было с другими? Проведем небольшое исследование на эту тему, но начнем не с рекордсменов, а будем подниматься верхушке пирамиды снизу.

dommes
Чуть больше в море провел командир 431-й и 178-й, а  в дальнейшем командующий группой "Монсун" Вильгельм Домммес - 410 суток. Доммес пережил войну и скончался в 82 года

schug_walter
Командир 86-й (семерка типа В) Вальтер Шуг, который провел в море за два года 415 суток в 8-ми походах. Он погиб в 1943.

Следующие три командира провели в море находятся в одном временном порядке:

mueller
Командир 67-й Мюллер-Штокхайм провел в море  423 дня в течении 7-ми походов. Погиб в 1943.
clausen
Командир 37-й, 129-й и 182-й Асмус Николай Клаузен 424  дня в течении 8 походов. Погиб в 1943.
gelhaus
Командир 143-1 и 107-й Харальд Гельхауз 425 суток в море в течении 10 походов. Пережил войну и скончался в возрасте 82 года.

Чуть превосходят вышеуказанных офицеров еще три персоны:

uphoff
Командир 84-й Хорст Упхов провел в море 431 день в течение 8 походов. Погиб в 1943.
Стоит отметить, что 84-я и 86-я были единственными лодками типа VIIB, которые так долго продержались на фронте.

achilles2
Командир 161-й Альберт Ахиллес провел в море 435 суток в течении 6-ти походов. Погиб в 1943.

Далее следует своего рода рекордсмен
krech2
Командир 558-й Гюнтер Крех провел в море Крех - 437 суток  в течении 10 походов, что является наибольшим количеством времени нахождения в море командира "семерки". Взят в плен. Скончался в 85 лет

piening
Командир 155-й Адольф Пининг провел 459 суток в море в течении 8 походов. Войну пережил и скончался в 73 года

А теперь стоит перейти к четверке рекордсменов - "высеченных из кремня и стали"

gysae3
Командир 98-й и 177-й Роберт Гизе провел в море 506 суток в  8-ми походов. Правда между ними есть перерыв. перервы в полгода, когда Гизе оставил 98-ю и это время потратил на ввод в строй и тренировку экипажа 177-й, после чего снова вышел в море. Правда в этот перерыв Гизе был ранен, но сумел восстановиться ( см. Погребенный заживо или как рождались эмблемы)

kentrat2
Фридрих Кентрат провел 561 суток в море в течении 10-ти походов, которые он совершил,  командуя тремя лодками 8-й, 74-й и 196-й. Правда, проведя в море 188 суток, он затем год находился вне зоны боевых действий - проведя полгода в штабе и затем потратив еще полгода на испытания 196-й. Но после выхода в море в марте 1943 он совершил самый длительный поход субмарины за всю войну, проведя в море 225 суток без перерыва. Затем он совершил еще один поход - 148 суток.  Войну пережил и скончался в 67 лет.


Вторым по количеству времени проведенным в море, как командир лодки, является командир 61-й, 106-й и 861-й Юрген Оестен. Он достаточно долгое время командовал "двойкой" U61 (147 суток в море). Затем спустя полгода он вышел в поход на новой U106, на которой совершил 3 похода общей длительностью в 182 дня. Затем с октября 1941 по апрель 1944 он занимал различные должности на берегу и затем занимался испытаниями новенькой 861-й. На ней он совершил два похода - 252 дня в море. Наиболее вероятно, что не смотря на большой перерыв Оестен является единственным командиром, кто командовал боевой субмариной и в 1939 и в 1945. Оестен скончался в возрасте 96 лет.

Ну а абсолютным рекордсменом является этот офицер
lueth3
Как командир боевой субмарины Лют вышел в поход в первый раз в январе 1940. До июня 1940 он провел в море 72 дня. Затем наступил перерыв на три месяца и в сентябре и октябре Лют проводит в море еще 29 дней. Затем в начале декабря он переходит на U43 на которой совершает 5 походов (204 дня). Но стоит отметить,что в это время он был в вынужденном "отпуске" пять месяцев, когда его лодка из-за халатности затонула прямо у пирса на базе. С января по сентябрь 1942 Лют снова имеет перерыв в походах, так как занимается испытанием новой лодки U181. А затем на ней он совершает два похода общей длительность в 335 суток. Первый его поход на этой лодке длиться 205 суток, что составляет второй по длительности поход, совершенной лодкой во Второй Мировой войне. Вольфганг Лют за свою карьеру командира подлодки провел в море 640 суток, то есть фактически более двух лет.

И что же в итоге?
Нашлось, как минимум еще дюжина офицеров, которые, неся на себе ответственность командования кораблем, а так же под давлением других факторов, включая и личных, справлялись со своими обязанностями без нервных срывов. Если отдельно высказаться по Люту, то он получается уникальный человек в плане здоровья и прирожденный подводник. Он не только хорошо переносил нагрузки, но и давал результат.  Но возможности его были не беспредельны. Полагаю, что в причинах его загадочной гибели большое место занимает накопленная им усталость (см. "Самоубийство" Вольфганга Люта). Полагаю, что живи Лют во время космических полетов, он мог бы стать и космонавтом.

Все это так же говорит о профессиональном подборе моряков-подводников в немецком флоте и жестком отборе кандидатов на службу во флоте, так как не все вышеуказанные персоны сразу попали в подплав. Получается, что случай с Бляйхродтом является больше исключением, чем правилом. У Деница были хорошие кадры, базовую основу, которых составляли такие офицеры. Немецкая система отбора и подготовки офицеров была весьма эффективна.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк
Tags: БЫТ, Подводные асы, командиры, подводные асы
Subscribe

  • Легенда о пари трех асов

    Ну что...треснем еще по одной легенде! Английский биограф Т. Робертсон в своей книге об Отто Кречмере рассказывает о знаменитом пари,…

  • Злая ирония судьбы :-)

    Первый конвой, который разгромила U 99 Отто Кречмера охранял британский эсминец "Уолкер" .. Значит 17 марта 1941 года был днем вендетты..…

  • Так писать низяяя :-)

    Ворд жжёт и ругается на историческую действительность :-) (кликабельно) Ну что я могу поделать, если "Бык Скапа Флоу" - Гюнтер Прин был…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Легенда о пари трех асов

    Ну что...треснем еще по одной легенде! Английский биограф Т. Робертсон в своей книге об Отто Кречмере рассказывает о знаменитом пари,…

  • Злая ирония судьбы :-)

    Первый конвой, который разгромила U 99 Отто Кречмера охранял британский эсминец "Уолкер" .. Значит 17 марта 1941 года был днем вендетты..…

  • Так писать низяяя :-)

    Ворд жжёт и ругается на историческую действительность :-) (кликабельно) Ну что я могу поделать, если "Бык Скапа Флоу" - Гюнтер Прин был…