Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Конец лайнера "Колумбус"

Интересную статистику нашел igor_ktb

Оригинал взят igor_ktb у в Немецкий торговый флот
В полученных недавно документах - обзоры руководства войной на море по поводу немецкого судоходства, ежедневне сводки, начиная с последних дней августа 1939 г. Интересно было узнать о ситуации при объявлении войны - ранее цифры не попадались на глаза. Общее число парка судов - 858 штук на 3888000 брт. (учитывались только суда вместимостью более 1600 брт).
На Родине - включая немецкие гавани и на переходах в Северном и Балтийском морях, в Норвегию - 439 судна, или 57%.
В заморских портах:
а) в Италии, Испании, голландской Ост- и Вест-Индии, Японии и России (Черное море) - 151 (18%).
б) в Португалии, Турции, Румынии, Болгарии, США, Центральной и Южной Америке, Иране, бельгийском Конго - 77 (9%).
в) в Англии - 1 (0,1%)
г) в море, либо нахождение неизвестно - 136 (16%).

Странным образом, к концу года арифметика изменилась (возможно, в тексте есть тому объяснения, не вчитывался, ибо многабукаф).
На 31.12.39 общее число судов в подсчете - 852. Из них 570, или 67%, "дома", 241 судно (28,3%) - в нейтральных гаванях, 2 судна (0,3%) - возвращаются домой, и 38 судов (4,4%) - потеряны с начала войны. К сожалению, никак не указаны брутто-регистровые тонны.

И, наконец, самый последний обзор, сделанный 9 апреля 1940 г. Общий итог снова поменялся - теперь судов уже 849.
Из них дома оказалось 580, или 68,4%. В нейтральных гаванях оставалось 215 судов, или 25,3%. Из них 41 штуку запланировали для специальных заданий, а еще 73 судна вернуться не имели никаких возможностей (имеются в виду находившиеся в Средиземноморье, Персидском заливе, Красном море). На обратном пути домой уже никого не было, а вернуться к тому моменту смогли 116 судов (13,6%). Потеряно было 54 судна (6,3%).

В общем, статистика не такая печальная, но вот-вот предстояло потерять кучу судов в голландских владениях, а потом, постепенно, в Красном море, в Латинской и Южной Америке... Если прикинуть, то в общем где-то четверть своего торгового флота немцы все же потеряли просто потому, что они оказались в начале войны не там, где надо. Может быть когда-нибудь я это вопрос рассмотрю подробно.
__________________________________________________________________________________________________________

В ходе краткой дискуссии у нас с igor_ktb возник вопрос о том, были ли оповещены германские суда о возможной начале войны. Причиной этому послужило то, что - "28 августа в портах Англии, Франции, их владений и доминионов находилось 17 немецких судов. То есть, меры принимались. Единственное судно на 4 сентября в Англии - оно единственное по всем пунктам, т.е. не было немцев больше ни в Доминионах, ни во французских владениях" (с) То есть всего 18 судов из четырех сотен судов, находившихся вне Фатерлянда и близких к нему морей.

Дейстивтельно оповещение было.
Подтверждение этому я нашел в воспоминаниях немецкого подводника Отто Гизе, который был, на момент начала войны, членом экипажа немецкого лайнера "Колумбус", находившегося в последних числах августа 1939 года в Карибском море. Гизе вспоминает, что 27 августа капитану лайнера из радиорубки принесли радиограмму QWA-9 (сообщения QWA были кодовыми и передавали инструкции о действиях на случай войны) , которая гласила, что все немецкие суда должны были прибыть в немецкие порты в течении четырех суток. Если это было невозможно, что они должны были искать убежище в любом порту Испании, Италии, Японии, СССР или Голландии. Порты США должны были рассматриваться,как убежище ,только в самом последнем случае, при невозможности достигнуть портов указанных стран. Это и обьясняет тот факт, почему немецкие суда успели покинуть порта возможных противников.



"Колумбус" так и поступил, он укрылся в мексиканском порту Веракрус, который покинул спустя несколько месяцев, 13 декабря 1939. Но вышедший в море лайнер "сопровождали" американские эсминцы и крейсер "Тускалуза". Последний "передал" лайнер британскму эсминцу "Хайперион" в Атлантике в 240 милях к востоку от мыса Гаттерас 19 декабря 1939.  "Британец" передал на лайнер - "Это эсминец "Хайперион". Пожалуйста, остановитесь немедленно! Вы взяты в плен! Спустите трап!" Выполняя ранее полученные инструкции, капитан лайнера приказал открыть кингстоны. Чтобы англичане не смогли высадиться на лайнер на шлюпке и помешать затоплению, судно было подожжено во многих местах. После того, как экипаж "Колумбуса" сел в шлюпки и стал подбираться брит. эсминцем, между последним и американским крейсером возникла интересный обмен сигналами:
"Хайперион": Могу взять на борт 60 человек, включая капитана, офицеров и пожарную команду. Не могу взять больше. Другие эсминцы вызваны для подбора остальных.
"Тускалуза": Мы имеем приказ, согласно которому вы берете всех или никого. Мы предупреждаем, держитесь подальше от шлюпок. Если вы протараните или потопите хотя бы одну, мы будем вынуждены открыть по вам огонь. Пожалуйста, ответьте!
"Хайперион": Роджер, роджер, пожалуйста подберите всю команду!
"Тускалуза": Мы подберем всех.

Так команда "Колумбуса" оказалась на борту американского крейсера.
Лайнер затонул в 15:30.

Сохранилась и киносьемка гибели лайнера в хронике союзников.
Не знаю,как вставить сюда ролик из Контакта, поэтому, что бы его посмотреть жмите на эту ссылку:
https://vk.com/video-1745700_164586124?list=744c722192128145df
Tags: ВМВ, Союзники, Хроника
Subscribe

  • Кто такие историки

    О том, кто такие историки. Мой учитель, профессор Борис Дмитриевич Козенко был бездонным колодцем мудрости. На кафедре за ним закрепилось прозвище…

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments