Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Штурман Гюнтера Прина

Прорыв Прина в Скапа Флоу восхищает непосвященных и производит впечатление на профессионалов.
Событие для военной истории необычное и интересное. А вчера исполнилось 110 лет со дня рождения человека, который сыграл очень важную роль в этой операции. Речь о Вильгельме Шпаре.  Для тех кто не помнит, напомню это штурман Гюнтера Прина. Необычный был человек. Казалось бы  всего лишь штурман на подлодке, однако благодаря ему в Битве за Атлантику произошло два достаточно важных события, что навсегда сохранило его имя в истории.

spahr_wilhelm

Вклад Шпара в прорыв U47 в Скапа Флоу очень весом. Именно благодаря его профессионализму, Прин в буквальном смысле "проскребся" в святую святых Королевского Флота и так же оттуда благополучно ушел. Разумеется прекрасно работал весь экипаж лодки, но работу штурмана я бы выделил отдельно строкой. Другое  событие тоже связано со Скапа Флоу. Благодаря Шпару весь мир узнал о эмблеме Гюнтера Прина - "Пыхтящем быке". И здесь его вклад оказался в создание эмблемы солидным, так как именно из его карты первый вахтенный офицер U47 Энгельберт Эндрасс вырезал шаблон для нанесения эмблемы на рубку. :-)

Обращусь к замечательной книге А. Корганова, который описывает внешность Шпара следующем образом:

"Экипаж только что отобедал. Приглушенные звуки говорили, что люди вернулись к своим занятиям в различных уголках субмарины. Из двери в носовой переборке ЦП, находившейся под боевой рубкой, появился штурман Вильгельм Шпар и взглянул на отсечные часы — 18.45. Шпар был хорошо сложен, широкоплеч и выше среднего роста. Ему было тридцать пять, и никто на борту никогда не видел его чем-то взволнованным. Обер-квартирмейстер нес двойную нагрузку как штурман и как вахтенный офицер. Он расположился за маленьким столом, размещенным по левому борту у носовой переборки, за которой находилась крошечная каюта командира. Он зажег лампу, опустил абажур на гибкой опоре и, развернув карту, приступил к оценке счислимого места корабля, обозначенного маленьким кружком, нарисованным карандашом, к зюйд-зюйд-осту от Оркнейских островов. Место было весьма приблизительным, поскольку в течение трех последних дней небо было пасмурным, что исключало возможность определения по звездам". (с)
взято здесь: http://territa.ru/load/1-1-0-6136

Gunther Prien U-47+
Снимок экипажа 47-й после возвращения из Скапа Флоу
(кликабельно)

Шпар родился 4 апреля 1904 года в Шлезвиге.
На флот он пришел в 1921 году.  По всем меркам на начало войны Шпар считался опытным моряком и ветераном флота. К сожалению, не ясно, когда он пришел на подплав. Известно, что до U47, Шпар проходил службу на трех лодках U 12. U 15. U 16.
U47 Шпар принял вместе с Прином уже в звании оберстштурмана. Ему было на тот момент уже 28 лет. Это был опытный кадровый фельдфебель, на которых впоследствии держался костяк немецкого подплава. Перед началом Норвежской кампании, Шпар покинул Прина и стал преподавателем в 1 учебной дивизии подплава, а затем в Торпедной и Штурманской учебке. Затем он прошел переподготовку и курсы офицеров-подводников. В январе 1942 Шпар получил назначение на проходящий испытания подводный крейсер U178 первым вахтенным офицером, обязанности которого он исполнял вплоть до 25 ноября 1943 года, после чего принял командование над лодкой. Произошло это в Пенанге. Прежний командир лодки Вильгельм Доммес, приведший ее в Индонезию, принял командование над базой подлодок (если ее так можно назвать) в Пенанге, передав командование Шпару.  Вести лодку обратно во Францию должен был вести последний. С этой задачей Шпар справился успешно. Об этом походе я писал вот в этой заметке: " Зато старшина  спас лодку"

u178_70
Командир 178-й Шпар и его инженер-механик Вибе после возвращения во Францию, 25 мая 1944. Вибе был награжден рыцарским крестом. Любопытно, что Шпар не в традиционно белой командирской фуражке. Это вероятно можно объяснить тем, что в Индонезии  таких фуражек не было, а Доммес свою, естественно, не передал. Таким образом Шпар остался в своей родной "форменке" черного цвета. Это так же можно выделить,как редкий случай в истории немецкого подплава.
(кликабельно)

u178_56
Шпар и Вибе обходят строй экипажа 178-й. Тоже время
(кликабельно)

u178_55
Встреча 178-й в Бордо. Экипаж приветствует командир 12-й флотилии Клаус Шольц. Тоже время
(кликабельно)

После возвращения во Францию, Шпар успел каким-то образом вернуться в Германию. Его лодка была затоплена в Бордо 25 августа 1944, как не мореходная, перед сдачи базы союзникам. в сентябре 1944 Шпар назначен в 23 учебную флотилию инструктором, затем в он проходит службу в 4-й резервной морской дивизии, после чего в феврале 1945 назначается командиром роты в 1-й учебной дивизии подплава. С марта по май 1945 он офицер 19-й учебной дивизии.

За время службы Шпар был награжден Знаком Подводника, Железным Крестом 1 и 2 класса, Немецким Крестом в золоте.
На личном счету Шпара одно потопленное судно. 27 декабря 1943 в Индийском океанае U178 торпедировала и потопила американское "либерти" José Navarro (7244 брт)

После войны Шпар проживал в Гамбурге.  Скончался 6 октября 1978 года в возрасте 74 лет.

Такова история Вильгельма Шпара, штурмана U47

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
Tags: Бык Скапа Флоу, Группа "Муссон", Индийский океан, командиры
Subscribe

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Подпись Нептуна

    "Художник" на корабле незаменимый человек. Особенно, если это подводная лодка. Надо же кому-то достойно оформлять приказы командира ,…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • О подлодках, "Кондорах" и английском Адмиралтействе

    В своей статье о последнем походе Кречмера я затронул вопрос о взаимодействии немецких ПЛ и «кондоров» в Атлантике:…

  • Подпись Нептуна

    "Художник" на корабле незаменимый человек. Особенно, если это подводная лодка. Надо же кому-то достойно оформлять приказы командира ,…