Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Category:

"Драку заказывали? " (с)



Знакомый сюжет, не правда ли?
Снова немного поговорим о Das Boot и близких к нему вещах

А вот и сам Леман-Вилленброк рядом с "Der Alte"
willenbrock4

Полагаю, что когда герр Леман видел съемки эпизода в Баре, то хотя бы один раз улыбнулся, обращаясь в памяти к одному любопытному эпизоду его службы. А дело было так..

После награждения его Дубовыми листьями к Рыцарскому Кресту, Леман-Вилленброк получил повышение в должности и стал командиром 9-й подводной флотилии в Бресте, обязанности которого он исполнял вплоть до 1944 года, вплоть до осады Бреста союзниками. Именно тогда он снова встал на мостик лодки, выведя U256 из осажденной гавани в Норвегию, куда благополучно привел лодку. Леман был популярным среди своих подчиненных, но с нарушителями дисциплины был строг. В Бресте личный состав флотилии располагался на территории бывшей больницы Кееребекам, жилые помещения которой занимали подводники. Там же находился и штаб флотилии. В самом большой здании "Хауз Эндрасс", на первом этаже располагалась кантина, которая была по душе подчиненным Лемана-Вилленброка больше, чем любое кафе города. Вино, шампанское и ликеры текли там рекой, коими подводники расслаблялись после похода. Ну и соответственно, стекла в кантино били так часто, что командование флотилии сочло заменить их в окнах на небьющийся материал. Однажды, расслаблявшийся после похода, экипаж U409 умудрился так разгуляться, что учинил в кантино настоящий погром, превысив все допустимые нормы разгула, к которому (к разгулу) командир флотилии относился понимающе. Но на безобразие устроенное экипажем U409, Леман-Вилленброк уже закрыть глаза не смог. Получив рапорт капитан-лейтенанта Вина (офицера, отвечающего за дисциплину), командир флотилии вызвал к себе командира лодки обер-лейтенанта цур зее Массмана и приказал наказать виновных. Массман отказался(!). Леман-Вилленброк по достоинству оценил поступок командира лодки и позволил разделить офицеру участь своего экипажа, влепив последнему две недели гауптвахты наравне с остальными.

massmann
Командир U409 Ганс-Фердинад Массман

Кажется все достаточно обыденно - виноват? получи по заслугам!
Возможно вызывает удивление, почему офицер отказался выполнить приказ, тем более, что приказ и дисциплина в ВМС дело святое. Но подводники, были людьми особыми, лихими я бы сказал. Чувство локтя, было для них очень важно, ибо сидя в железной "трубе" бок о бок не один месяц, люди превращаются в коллектив, в единое целое, в один боевой механизм, слаженный и четкий в работе. Каждый в ответе за себя и ближнего, каждый должен выполнять свои обязанности, зная, что он в ответе не только за себя, но и за товарищей. Разумеется люди в такой обстановке быстро показывают свою суть, свои возможности и качества. Те кто не вписываются в коллектив, либо перевоспитываются и становятся частью экипажа, либо удаляются из него. Умные командиры и офицеры понимали это и старались завоевать любовь своих подчиненных, прежде всего демонстрируя экипажу те качества, которые помогали офицерам верить в своих подчиненных, готовых за них в "огонь и в воду". Однако, не все офицеры были такими, были и те, которые вели себя иначе. Но если офицер был любим и уважаем, если он был справедлив и горой стоял за экипаж, последний платил ему тем же. Эта взаимовыручка часто демонстрировать не только в море, но и на берегу. Подплав часто не терпел кастовости. Вольфганг Лют и Йоханн Мор не гнушались сходить с унтер-офицером или фельдфебелем в ресторан. В случае с последним, дело чуть не дошло до драки, когда Мору указали на недопустимость нахождения нижнего чина в офицерском заведении. Необычное дело..командир лодки и подводный ас собирался бить морду офицерам Вермахта за своего подчиненного.. Или наоборот, когда экипаж лодки устроил драку с гестаповцами, оскорбившими офицера-подводника.

Разумеется, так было не всегда, были случаи и обратного порядка, но в инциденте с Массманом мы наблюдаем именно такой случай. Массман был лихим и смелым командиром, который был любим своим экипажем. Удивительно, но достаточно долгое время, ему удавалось сохранять свой экипаж в том составе, с котором он принял U409. В его экипаже было несколько ветеранов, пришедших на флот еще в 1934 году. Сам Массман был призыва 1936 года. Во время войны экипаж лодки никогда не сохранялся в первоначальном составе. Кто-то уходил на повышение или переподготовку, с лодки уходили ветераны и приходили салаги "пороха не нюхавшие". Офицеры уходили на другие должности, получали свои лодки. Поэтому опытный командир всегда старался сохранить свои кадры и постоянно выбивал у кадровиков обратно своих опытных подводников, которые возвращались из учебок повышенные в звании и должности. В случае с U409, основные замены были произведены после года службы экипажа, за исключением офицеров. Вероятно это и могло сыграть свою роль во время разбора погрома в кантино подчиненными Массмана. Как пелось в одной известной песне - "и тогда нам экипаж семья", может поэтому командир U409 и предпочел сесть на "губу" со своими "орлами", оправдывая их поведение, необходимостью расслабиться после Атлантики. Сложный вопрос. С одной стороны дисциплина-мать флота, с другой стороны нужно было смыть с себя трудности похода. Командир 9-й флотилии принял соломоново решение - посадил на "губу" командира лодки вместе с экипажем, но этим и ограничился.

Такова причина возможной улыбки Лемана-Вилленброка на сьемках фильма "Das Boot"


как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.



Tags: das boot, БЫТ, Дисциплина, командиры
Subscribe

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments