Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

"Must have" или что читать о Битве за Атлантику (обзор) часть I

Приветствую, уважаемые коллеги!

Сегодня речь пойдет о книгах и еще раз о книгах. Пора бы  сделать небольшой обзор исторических работ по теме Битвы за Атлантику. Речь пойдет о зарубежной литературе, о которой у нас слышали немногие.  Думаю, нужно восполнить этот пробел и рассказать о некоторых авторах и их трудах, которые являются "китами" на которых "стоит" история подводной войны. Благо большинство этих работ на русский язык не переводились и российскому читателю не известны. И вероятно, в обозримом будущем переведены не будут.  Большинство из перечисленных книг были изданы в последнем десятилетии прошлого века, на который приходится бум подобных трудов. Это связанно с доступностью многих документов в зарубежных архивах к указаннному времени, которые были ранее засекречены. Мною для обзора выбраны восемь исторических трудов, которые, по моему мнению, являются лучшими книгами по данной теме. Одновременно большинство из указанных книг служилj основой для создания таких известных сайтов, как uboat.net и ubootwaffe.net (последний к настоящему моменту, к сожалению, не функционирует). Данной теме посвящаю две заметки, по четыре книги на каждую.


1. Двухтомник американского писателя Клэя Блэйра
HITLER'S U-BOAT WAR
THE HUNTERS  1939-1942.
THE HUNTED,   1942-1945.

hitlers_uboat_warhitlers_uboat_war2

Эта работа интересна прежде всего тем, что оба тома Блэйра переведены на русский язык, хотя сам перевод оставляет желать лучшего, так как по количеству ошибок и ляпов, допущенных при переводе, вряд ли имеет себе аналог среди переведенных на русский язык книг о войне на море.  Вне всякого сомнения, что автор провел колоссальную работу, изучив, как большое количество первоисточников, так и вторичной литературы по данной теме. Существует весьма оригинальное мнение, что Блэйр является не всегда объективным, но весьма информативным источником информации. Сторонники Блэйра отмечают, что автор достаточно детально рассмотрел подводную войну в Атлантике практически на уровне действий каждой лодки и пришел к выводу, что угроза подводных лодок морским коммуникациям союзников была завышена.  Представляя собой дейстивтельную угрозу союзникам, немецкие субмарины на самом деле не имели никаких шансов на прерывание морского сообщения между Британией и её союзниками  в течение войны. Таким образом разрушался миф о тотальной подводной угрозе. Критики Блэйра, признавая это, приводят доводы, что Блэйр, хотя и являлся бывшим подводником, не смог сделать достаточно детального и аргументированного анализа, который бы был вполне логичен для историка. Ему в вину ставится высокомерное отношение к историкам, чьи работы вышли до книги Блэйра. Последний часто критикует своих коллег, особенно немецких исследователей, хотя многие из тех кому от него досталось на страницах его "Подводной войны" сумели прийти к таким же выводам, не раздувая свои труды до 1500 страниц. Таким образом Блэйр часто стремился предстать разрушителем мифов в одиночку, выйдя из рядов других исследователей, вместо того, что бы детально и объективно использовать опыт других авторов, вышедших до него. Особенно остро это выглядит в точке зрения автора "Подводной войны" на операцию "Паукеншлаг" и последующих 6 месяцев действия немецких лодок у побережья США, а также в сравнениях действий американских и немецких подводников в Атлантике и Тихом океане. В первом случае Блэйр подвергается критике за свою позицию в отношение адмирала Кинга, во втором за непонимание невозможности сравнения действий американских и немецких подлодок на разных театрах ввиду совершенно различных условий действия первых и вторых. Но так или иначе, книга Блэйра просто необходима для тех, кто изучает или собирается изучать подводную войну в  Атлантике, так как является весьма ценным источником информации по этой теме.

2. Официальный труд британского Адмиралтейства.
The U-Boat War in the Atlantic 1939-1945
u-boat_war_atlantic_hessler
Любопытным представляется тот факт, что этот официальный труд написан двумя немцами - Гюнтером Хесслером и Альфредом Хошаттом, бывшими штабными работниками Деница. Первый его зять и экс-командир U107, второй экс-командир U378. Оба были привлечены Адмиралтейством к работе над книгой и трудились над нею на протяжении 4 лет с 1947 по 1951. Британцы захотели получить детальный анализ действий немецких лодок во время войны  и предоставили авторам доступ ко всем  документам Кригсмарине, попавшим к ним в руки.  Основная работа над книгой была проделана Хесслером, которому в написании работы активно помогали Хошатт, который занимался изучением первоисточников и подготовкой карт и бывший лейтенант Кригсмарине  Юрген Ровер (в будущем известный историк) занимавшийся изучением статистических данных. В итоге Хесслер написал внушительный труд, который по сей день является одним из лучших трудов по истории подводной войны.  Книга учитывает, как действия одиночных лодок, так и их групп, несет в себе информацию о немецкой тактике и стратегии, которая были изложена с некоторыми объяснениями с точки зрения союзников ( с учетом роли взлома и чтения немецких кодов).  Присутствует информация о заданиях на строительство основных типов немецких субмарин, технических новинках немцев и условиях заданий при проектировании новых типов лодок. Большим плюсом в этой работе является информация полученная из немецких источников, которая была изложена с учетом уже послевоенного анализа, сделанного с помощью данных Союзников (в основном британских). Минусом же этой книги является, то что не смотря на свою информативность, в ней присутствует больше своем немецкий взгляд на ведение войны, то есть немецкое видение событий, хоть и откорректированное союзниками. Возможно аналогом этой книги для российского читателя являются мемуары Деница, хотя конечно полностью проводить параллели между этими двумя книгами не стоит. Впрочем одно их все-таки объединяет:  и Хесслер и Дениц писали свои книги, не располагая информации о взломе союзниками кодов, используемых немцами в течение Битвы за Атлантику. Британцы не раскрыли свои карты перед Хесслером и его коллегами по перу на тот момент. Поэтому на данный день, с учетом тех данных, которыми обладают современные историки, частично книга выглядит устаревшей с этой точки зрения. Но тем не менее, это очень серьезный труд, который анализирует и оценивает действия немецких лодок в Атлантике с точки зрения штаба подводных сил Германии.

3. Лучшая книга по истории подводной войны
German U-Boat Losses During World War II
german_u-boat_losses

В общей сложности из 1200 субмарин потери немецких подводных сил составили более 800 подлодок, таковая была плата Германии за попытку перерезать морские коммуникации союзников в Битве за Атлантику. Анализ причин потерь немецких лодок был сделан союзниками спустя несколько лет после окончания Второй Мировой войны. В большинстве случаев причины гибели многих подлодок были точно установлены, благодаря сравнению немецких документов и радиоперехватов, большую роль также сыграл скептический и скрупулезный подход в отношение донесений сил ПЛО о своих успехах, частично точную информацию предоставили выжившие члены экипажей потопленных субмарин. Поэтому на конец войны союзники имели почти полную картину о судьбах индивидуальных лодок, погибших на "передовой" в Атлантике и других местах, где велась подводная война. Но определенное количество немецких субмарин погибло или было потоплено без наличия ясности в причинах их гибели. Часть вообще пропало без вести. До конца 20 века послевоенный анализ британского Адмиралтейства особо не пересматривался историками, по причине недоступности многих документов времен войны, которые бы могли помочь в установление точных причин гибели той или иной лодки. Позже ситуация изменилась и это позволило ряду исследователей начать пересмотр послевоенных данных, то есть начать "наступление" и подвергнуть критике официальную точку зрения бытовавшую ранее. Одним из таких исследователей оказался немецкий ученый Аксель Нистле, который произвел маленькую революцию в истории Битвы за Атлантику. Проведенная им скрупулезная работа по изучению причин гибели каждой потерянной немцами лодки привела к тому, что были пересмотрены и изменены причины гибели более 100 подлодок, включая и известную "U-Who" U 869.  Результаты своей работы Нистле опубликовал в данной книге. Книга содержит иннформацию по каждой лодке, указывая такие данные, как верфь, закладка, ввод в строй, командира и конец эксплуатации - гибель или вывод из состава флота, продолжение службы под другим флагом и финал - списание, затопление, слом. Причем автор не останавливается на границе конца войны, а прослеживает судьбы некоторых лодок до самого конца и в послевоенные годы. Рассмотрены все типы немецких субмарин, включая и те, которые были не построены.Отдельно указаны статистические таблицы и диаграммы. Как пример, книга содержит информацию по потерям лодок от авиации ПЛО союзников, так и отдельно статистику по успехам кораблей ПЛО. Указанны даже такие детали, как фамилии пилотов самолетов или командиров кораблей союзников. Указана статистика захваченных или сдавшихся лодок в конце войны. Книга помимо интереснейшего контента, имеет удобную структуру и навигацию, основанную на типах лодок. Автор хорошо использовал систему сокращений и дал им детальную расшифровку. Фактически, работа Нистле являет в себе всю статистику связанную со строительством и потерями немецких лодок. На удивление, весьма компактный по количеству страниц, справочник вмещает в себя огромное количество информации. Книга не лишена ошибок, но в основном они связаны с путаницей фамилий командиров кораблей и пилотов самолетов союзников. Что же касается пропавших без вести лодок, то автор весьма гибко и дипломатично указывает читателю своими сносками, что в их судьбе точка еще не поставлена. Очень удивительная вещь в этой книге, что число подлодок пропавших без вести фактически увеличивается, поскольку исследования Нистле указывают на то, что большое количество ранее считавшихся "победоносных" нападений, якобы завершавшихся гибелью той или иной лодки, на самом деле не были фактическими атаками подлодок. Доверие к данным Нистле у современных историков весьма высоко и ссылаться на него считается хорошим тоном. Даже Блэйр в своем двухтомнике часто описывая свою версию гибели той или иной лодки, приводил и версию Нистле, если она была другой.  Но у этой блестящей работы есть два существенных минуса. К сожалению, работы подобного плана должны подвергаться переизданию в виду появления в них новых данных, полученных уже после выхода книги. Но подобное обновление, увы, не производилось больше. Поэтому обновленную информацию по судьбам лодок приходится смотреть в интернете, к примеру на сайте uboat.net, где большая часть статистики взята из работы немецкого исследователя.  Другим слабым местом этого справочника является информация по потерям немецких лодок на советском ТВД.  Серьезных ошибок там нет, но лишенный возможности работать с советскими документами, Нистле часто склоняется к версии союзников о гибели той или иной лодки. Но данный "дефект" поправим, сели использовать статью российского исследователя А.Я. Кузнецова "Сколько лодок потопил наш флот?", которая вышла в рамках сборника "Тайны подводной войны 1914-1945".  Данные Кузнецова хорошо дополняют данные Нистле, так как оба исследователя тесно сотрудничали друг с другом во время написания работы Кузнецовым.

4. Немецкий пятитомник
Der U-Bootkrieg 1939-1945
der_u-boot-krieg_busch
Самый большой и известный труд о подводной войне на немецком языке, написаный тандемом немецких исследователей Райнером Бушем и Гансом-Йоахиммом Рёллем. Представляет собой пятитомный справочник по немецким подводным силам Германии времен Второй Мировой войны.Первый том работы немецких ученных представляет собой уникальный справочник по биографиям командиров подводных лодок. Справочник содержит  краткие биографии 1411 офицеров Кригсмарине, командовавшими подводными лодками. Основное внимание уделено таким важным фактам, как дата рождения каждого офицера, его последнее звание, награды, краткое описание его карьеры и окончательная судьба - гибель в бою, взятие в плен или его заключение в лагерь для военнопленных после окончания войны и его освобождение. Второй том содержит информацию о строительстве лодок и верфях, которые были задействованы в их создании. Третий том фактически является полным аналогом труда Юргена Ровера об успехах субмарин Стран Оси в войне. Он полностью посвящен атакам немецких лодок и их результатам. Отличается он от книги Ровера структурой и чуть более свежими данными. Четвертый том является аналогом вышеупомянутой книги Нистле о потерях немецких подводных лодок за время войны. Пятый том является энциклопедией подводных асов Германии - кавалеров Рыцарского Креста, Оговорюсь, что там присутствует информация и о награжденных военнослужащих, которые лодками не командовали, но имели отношение к подводным силам. Труд изданный Бушем и Рёллем охватывает основные статистические данные немецкого подводного флота, но лишь некоторые тома, а именно первый, являются новшеством и уникальными, так как на другие имеются аналоги даже превосходящие их информативно. Но не смотря на это, все пять книг достойны внимания и будут являться ценным источником информации особенно для тех, кто не владеет английским, но читает по немецки. Не все книги переведены на другие языки и встречаются только на немецком.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Продолжение следует..
Tags: книги
Subscribe

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Анекдот американских моряков

    Жизненный анекдот от американских торпедистов. Рассказывает Вальтер Шмидт: «Американцы именовали торпеды «рыбками» (fish) Когда я…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Разведчики - дебоширы))

    В русском языке слово "дебош" давно прижилось и стало родным и понятным обозначением бесчинства, скандала; разгула, бучи, буйства, тарарама…

  • Уильям Шекспир против Эриха Топпа

    В истории известного немецкого подводного аса был любопытный случай. В 1941 году Эрих Топп атаковал один из английских конвоев в Атлантике. Он…

  • Анекдот американских моряков

    Жизненный анекдот от американских торпедистов. Рассказывает Вальтер Шмидт: «Американцы именовали торпеды «рыбками» (fish) Когда я…