Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

И слава Богу, что промазал.. (Об итальянских госпитальных судах)

Приветствую, ув. коллеги!
Эту заметку можно рассматривать, как продолжение разговора о статусе госпитальных судов во Второй Мировой Войне.
Снова вернемся к Средиземному морю и обратим свое внимание на итальянские госпитальные суда и санитарные транспорта. Побудило меня это сделать одно событие, произошедшее 19 июля 1942 у греч. острова Карпатос в Эгейском море.   В этот день греческая субмарина "Нереус" обнаружила и атаковала торговое судно, оцененное в 6000 брт.  К счастью для "торгаша" все четыре торпеды прошли мимо, иначе у дипломатов и пропагандистов стран Оси мог появиться повод для обвинения их противников в нарушении всевозможных конвенций по правилам ведения войны.  "Гречанка" промазала по госпитальному судну "Сицилия", бывшему пассажирскому лайнеру 1926 года постройки.

Как оказалось Италия использовала во время войны 12 госпитальных судов(nave ospedale) - 11 из которых находились на Средиземноморье (Aquileia, Gradisca, Arno, Città di Trapani, California, Po, Principessa Giovanna, Sicilia, Tevere, Virgilio, Toscana) и одно (Ramb IV) в Красном море. К ним также стоит добавить 7 санитарных транспортов (navе soccorso) - Capri, Epomeo, Laurana, Meta, Orlando, San Giusto, Sorrento. Последние были малыми и скоростными судами (250-850 брт). Пять из них были введены в эксплуатацию в1941и оставшиеся 2 в 1942.   Великобритания не признавала за ними статус госпитальных судов, потому то сочла их слишком маленькими, что бы быть отличенными от обычных транспортов. В результате они понесли потери  - San Giusto и Orlando были потоплены (затонули после подрыва на минах в Триполи), а Capri, Laurana и Meta получили повреждения.

800px-RN_Capri1
"Спасательное судно" Capri


Все двенадцать итальянских госпитальных судов в течение войны подверглись нападению - 6 из них были потоплены (Arno, California, Città di Trapani, Po, Sicilia, Tevere), 3 получили повреждения (Principessa Giovanna, Toscana and Virgilio) и одно захвачено в плен (Ramb IV).  Po и California были потоплены торпедоносцами. Città di Trapani погибло на минах, Sicilia успешно избежавшее торпед 19 июля 1942 погибло во время бомбежки Неаполя американскими бомбардировщиками. Оно опрокинулось вверх килем. Arno было потоплено и Principessa Giovanna, Toscana и Virgilio получили повреждения во время дневных авиа налетов союзной авиации в Тунисе в апреле и мае 1943.

800px-RN_Epomeo1
"Спасательное судно" Epomeo

Теперь чуть подробнее о финале некоторых из перечисленных судов.
Ramb IV - был захвачен британцами 8 апреля 1941 года в Массауа, Эритерия и в последствие продолжил исполнять свои функции, но уже под британским флагом.  Во время авианалета на Александрию 10 мая 1942 был поврежден немецкими самолетами и загорелся. Пожар потушить не удалось и судно было потоплено артогнем британских кораблей. Часть раненных спасти не удалось, погибло около 150 человек.

Virgilio - ряд источников утверждает, что это судно было повреждено авиацей союзников в Тунисе весной 1943 года. Однако этот плавучий госпиталь закончил свою историю в другом месте.  6 декабря 1943 Virgilio совершало переход из Ла Специи в Марсель в сопровождении немецких "охотников" UJ 2210 и UJ 2221. Судно было торпедировано брит. субмариной Uproar и получило повреждения.  Virgilio было отбуксировано в Тулон, где его ремонт был признан не целесообразным.  Любопытен статус этого судна на момент торпедирования - сайт uboat.net считает его немецким войсковым транспортом, на warsailors.com считают, что оно все еще являлось госпитальным судном.

Città di Trapani - затонуло 1 декабря 1942 после подводного взрыва в 9:30 в 11 милях к востоку от острова Кани, возможно налетев на минное заграждение выставленное 29 ноября 1942 года брит. минзагом HMS Manxman (156 мин). Ранее считалось, что судно было торпедировано брит. субмариной Unrivalled.

Laurana - этот санитарный транспорт был захвачен британскими эсминцами DULVERTON and TETCOTT и греческим эсминцем MIAOULIS 11 мая 1943 года в туниских водах.  Любопытно то, что Laurana, как и 6 оставшихся судов, которые именуют navе soccorso - а именно спасательным судном, транспортом для перевозки раненных , несли на себе знаки госпитальных судов - были окрашены в белый цвет, имели зеленую линию на борту и красный крест на трубе.  Красный Крест внес по настоянию Италии эти суда в свой регистр, но Великобритания не признала их статус на основании малого тоннажа и её флот считал вправе себя захватить такое судно в качестве приза. Любопытно, что на следующий день эта "троица" эсминцев перехватило другое госпитальное судно Toscana, которое шло в Тунис, который был уже в руках союзников. Однако на этот раз эсминцы признали статус госпитального судна ( у последнего был тоннаж в 9942 т. в отличии от Laurana в 391 тонну) и Toscana было разрешено вернуться обратно.

800px-Relitto_Orlando
Orlando после подрыва на мине.

Пора подводить итог вышеизложенному.
Думаю, что нам привычно спорить об статусе и правомерности потопления "Армении" и "Генерала Штойбена", однако, если взглянуть на проблему статуса госпитальных судов в войне в целом и какие страсти кипели вокруг них на других морских ТВД, стоит признать, что мы ох как многого не знаем и часто не интересуемся происходившим не с "нами". Как казалось бы взаимное непризнание (к сожалению) права госпитальных судов между Германией и СССР, которое произошло в августе 1941, сняло многие юридические вопросы в отличие от "цивилизованного" Запада, где при признании подписанных конвенций тем не менее со статусом госпитальных судов творилось иногда совершенно полное безобразие. Как пример поведение союзников с непризнанием 7 итальянских судов из-за их малого размера и тоннажа. Разумеется, хотелось бы, что бы знак Красного Креста признавался всеми сторонами во время войны без каких либо оговорок. Но, к сожалению, война штука грязная и воюющие стороны часто отказываются от соблюдения конвенций, соблюдая принцип "нельзя, но когда очень хочется, то можно".

Я не претендую на полноту рассмотрения темы с итальянскими судами с Красным Крестом на борту. К сожалению, доступных источников не много. Поэтому готов принять критику, вопросы и прочие "табуретки".

Если кому интересны краткие биографии итальянских госпитальных судов, смотреть эту ссылку:
http://www.trentoincina.it/dbmerca2.php?short_name=Toscana

Источник фото: http://it.wikipedia.org/



Tags: Британские субмарины, Региа Марина, Союзники, Средиземное море
Subscribe

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Ученые творцы войны – Адольф Бестельмейер

    Война - это не только разрывы бомб и снарядов, маневры армий и дым на полях сражений. Война – это также и битва науки. Многие ученые умы…

  • Цветное фото "семерки"

    Одно из цветных фото лодок типа VIIC. На снимке U 968 после капитуляции. Стоит отметить один момент, который часто упускается авторами худ. фильмов о…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Последние снимки U 632

    Последние снимки в истории подлодки U 632 и ее экипажа Источник Эти фото были сделаны фотокамерой, установленной на борту противолодочного…

  • Ученые творцы войны – Адольф Бестельмейер

    Война - это не только разрывы бомб и снарядов, маневры армий и дым на полях сражений. Война – это также и битва науки. Многие ученые умы…

  • Цветное фото "семерки"

    Одно из цветных фото лодок типа VIIC. На снимке U 968 после капитуляции. Стоит отметить один момент, который часто упускается авторами худ. фильмов о…