Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote,
Владимир Нагирняк
olt_z_s

Categories:

Это машина шума и треска!

Любопытно..
Не так давно   "Die Welt" опубликовал интересную статью:
Die Rekorde der deutschen U-Boot-Flotte

Ее перевод был выложен на "Иносми":
"Рекорды немецкого подводного флота"

Из статьи следует, что современные немецкие подлодки являются одними из самых бесшумных в мире. Как пример этого автор статьи приводит следующие факты:
Цитата:
"Еще несколько лет назад U24 – немецкая подводная лодка сегодня уже устаревшего типа 206 A - во время учений в Карибском море смогла преодолеть систему обороны американского авианосца «Enterprise» и имитировала пуск торпедного веера. Говорят, что американский адмирал был вне себя, когда ему показали фотографии, сделанные через немецкий перископ.

79707v1
источник фото: http://www.abendblatt.de/

Другая лодка такого же типа якобы несколько раз обошла на близком расстоянии американского охотника класса «Los Angeles», а американцы ничего не заметили. Свидетели говорят, что у американских офицеров, находившихся в то время на борту немецкой подводной лодки, «на лбу выступили капли пота».

Ключевым элементом современных немецких технологий, связанных со строительством подводных лодок, являются топливные элементы, способные вырабатывать электрический ток независимо от атмосферного воздуха. В надводном состоянии лодка движется за счет дизельного агрегата. С удивительными результатами. Под водой субмарина этого класса развивает скорость до 20 узлов, тогда как над водой – всего 12
". (с)

U17KielerWoche2
U15 в Киле
источник фото: http://en.wikipedia.org


Меня все это не удивляет, не развивая атомную ветвь подводных кораблей, немцы в послевоенные годы довели до "блеска" еще военные проекты лодок XXI и XXIII серий. Любопытно другое,  если бесшумность современных немецких субмарин крайне мала, то и проекты немецких лодок, созданные еще в предшествующие годы Второй Мировой войне отличались этим же. Правда, в Германии не все придерживались такой точки зрения.  В  частности, самый известный немецкий подводный ас Отто Кретчмер, высказывая свои соображения о стратегии и тактике немецких лодок в Атлантике, крайне скептически отзывался о шумности немецких ПЛ.  Он критиковал электромоторы  немецких лодок за их чрезмерный шум и считал самой шумной лодкой во флоте бывшую "турчанку" UA, которая по его мнению "гремела" даже громче , чем даже голландские субмарины, захваченные немцами в 1940 году.  Видимо поэтому известный ас не очень жаловал подводное положение и предпочитал действовать в бою из надводного, как только предоставлялась такая возможность. Однако его противники не разделяли такое мнение и в отчете об исследовании и тестировании HMS Graph (экс-U570) британские специалисты отметили, что электромоторы работают очень тихо, шум создает только цепная передача скоростного указателя.

Трудно сказать, чем именно было вызвано недовольство немецкого аса №1 в отношении шумности немецких лодок, но на счет UA он был абсолютно прав. В своей статье об истории этой лодки я подметил одно событие, который полностью подтверждает слова Кретчмера. Перед третьим боевым походом UA, её посетил представитель верфи "Германия", который должен был произвести оценку шумности лодки:
"Но прежде, чем приступить к описанию событий, произошедших во время этого похода, стоит отметить один прелюбопытнейший факт. Субмарина покинула Киль с гостем на борту - представителем верфи «Германия», инженером Хопператом,  который должен был «гостить» на «турчанке» до её захода на Гельголанд, где ему надлежало покинуть лодку. Хопперат  производил замер шумов «UA» и, подводя итоги своей работы, весьма расстроил ее командира своим выводом: «UA» - это машина шума и треска!».
uavuegnrale
UA - это машина шума и треска!
источник фото: http://www.subsim.com/

Любопытно было сравнить, как с шумностью обстояло на британских и советских ПЛ того времени. Интересные детали об этом можно почерпнуть из публикации некоторых документов времен ВОВ Мирославом Морозовым, вышедших под названием "История двух походов в документах"

Из "ИНФОРМАЦИЯ О ТТХ И ТАКТИКЕ ДЕЙСТВИЙ АНГЛИЙСКИХ ПЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СОСТАВЕ СФ",  подготовленной на основании отчета представителя СФ капитан-лейтенанта Бибеева, находившегося на борту подводной лодки «Тайгрис» в октябре 1941 г во время боевого похода:

"4. Перископы.
...
Перископы находятся в ЦП. Перископы вращаются легко без всякого усилия. Подъем и опускание перископов гидравлический (масло) бесшумно.
....
9. Рули.
...
Приводы НГР, КГР (носовых и кормовых горизонтальных рулей - прим. М.М.) и вертикального руля работают совершенно бесшумно.
...
21. Организация.
...
На подводном ходу в лодке полная тишина. Механизмы и все приводы устройств работают бесшумно. Двери на переборках закрываются по особому приказанию".


Из РАПОРТА КЭПТЕНА ФОКСА КОМАНДИРУ 2-Й БРИГАДЫ ПОДЛОДОК ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА О ПРЕБЫВАНИИ НА ПЛ «М-34»
"Я считаю, что команда хорошо знает свое дело, хорошо выполняла свои обязанности во время погружения, а также во время подводного хода. По моему мнению, работа моторов вертикального и горизонтального рулей, мотора подъема перископа и в особенности дифферентовочная помпа производят много шума. На английских ПЛ ПЛ давным-давно отказались от дифферентовочной системы. Если нужно удифферентовать ПЛ, то вода принимается или откачивается непосредственно за борт и никогда не перекачивается из одной дифферентной цистерны в другую.
...
Мне кажется, что лодка не была достаточно хорошо удифферентована, так как во время атаки долгое время работала дифферентовочная помпа, за шумом которой трудно было слышать приказания командира.
...
4-й урок: Сразу, сейчас сделать ваши ПЛ ПЛ бесшумными невозможно, но можно довести шумы до минимума, путем перехода на ручное управление рулями, с включенным гирокомпасом, идти малым ходом под одним мотором. В таком положении ПЛ выслушать трудно. Примером может служить ПЛ «М-34». Опыт также показал, что управление горизонтальными и вертикальными рулями в ручную не выматывает рулевых.
Я рекомендовал бы, если это возможно, приспособить подъем перископа вручную, т.к. в настоящее время мотор подъема перископа на ваших ПЛ ПЛ остается почти единственным механизмом, который в данный момент обесшумить нельзя*. Я также рекомендовал бы, если это возможно, поскорее поставить на резиновые амортизаторы все наиболее важные приборы, как-то: амперметры, вольтметры, глубомеры и т.д. Всегда иметь один глубомер выключенным.
* Приводы дистанционного управления рулями на наших ПЛ использовались до конца войны, а привод для подъема перископа вручную так и не был сконструирован - М.М. ***
" (с)

Из ДОНЕСЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА СТ. ЛЕЙТЕНАНТА ТАРАСОВА О ПРЕБЫВАНИИ КЭПТЕНА ФОКСА НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ «М-34»
"Фокс пришел к выводу, что одним из недостатков наших подлодок и, в частности, подлодка типа «М» является их шумливость. Работа дифферентовочной помпы на подлодке типа «М», свои шумом производила на Фокса удручающее впечатление и когда ему сообщили, что в результате бомбардировки, помпа вышла из строя, он остался очень доволен.
Работа электромотора вертикального руля производит также очень сильный шум и он назвал издаваемый мотором звук, - звуком «умирающей коровы».
Шум мотора подъема перископа тоже производит шум, который может быть легко запеленгован. Фокс приходит к выводу, что подлодки типа «М» можно обесшумить путем перевода управления вертикальных и горизонтальных рулей вручную, не пользоваться дифферентовочной помпой, а пользоваться воздухом и, по его мнению, возможно сделать приспособление подъема перископа вручную".
(с)

Из СПЕЦСООБЩЕНИЯ 3-го УПРАВЛЕНИЯ НКВМФ СССР № 3/8005 НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР Н.Г.КУЗНЕЦОВУ  О ПРОВЕДЕНИИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ  ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ АНГЛИЙСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МИССИИ.
"Крупным недостатком наших подлодок, по мнению Фокса, является чрезмерная шумность моторов и особенно механизмов подъема перископа". (с)

Если слова кэптэна Фокса действительно были обьективными, то увы, сравнение явно было не в нашу пользу. И тем более, не только с союзниками,но и с противником.  В июле 1946 году американский флот тестировал немецкую U858 в заливе Гарднера на предмет уровня шумов немецкой подлодки. Результатом теста стали следующие выводы:
"Результаты звуковых тестов, проводимых персоналом ВМС США указывают, что немецкие вспомогательные механизмы и устройства в работе более тихие, чем сопоставимые с ними механизмы и устройства ВМС США...  Немцы подошли к проблеме шумности и звукоизоляции более продуманно, чем в заведенной практике ВМС США... Несмотря на различные акценты в подходе к вопросу звукоизоляции, испытания  U858 показали, что это очень тихая подлодка". (с)
U-858-C14619
"Тихая" U858 в сдается американцам в мае 1945
источник фото:http://www.uboatarchive.net/


Видимо американцам в нынешнее время есть смысл вспомнить об этих испытаниях вновь после имитации атаки на "Энтерпрайз"

Смею заметить, что автор заметки не претендует на её обьективность в этой теме и считает её набором некоторых фактов и собственных умозаключений.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк
Tags: Техника
Subscribe

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • Белая ворона немецкого подплава

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Зигфрида Штрелова – немецкого подводника и командира U 435. Его можно назвать белой вороной…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…

promo olt_z_s september 7, 2014 19:40 16
Buy for 100 tokens
Решил подхватить знамя флэшмоба, запущенного коллегами-историками в ЖЖ, смысл которого рассказать почему мы интересуемся историей конкретных эпох. С удовольствием принимаю в этом плане эстафету, благо она для меня так же является ответом на другой важный для меня вопрос - почему российский историк…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Спать, как...подводник)

    "Спать, как подводник" Крепость нервов, определенный пофигизм и вера в лучшее - необходимый набор качеств для службы на подлодке. И…

  • Белая ворона немецкого подплава

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Зигфрида Штрелова – немецкого подводника и командира U 435. Его можно назвать белой вороной…

  • "Бродяги" на подлодках

    Дааа....только англичанин мог так метко сказать) "В море немецкие и британские командиры подводных лодок выглядели чем-то средним между…